Использование консультантов
Отличительной чертой рыночной экономики является наличие сектора профессиональных деловых услуг для предприятий, оказываемых консалтинговыми, аудиторскими, юридическими, риэлторскими, оценочными, маркетинговыми фирмами. В развитых странах для составления бизнес-плана обычно приглашают профессиональных консультантов по менеджменту. Их деятельность называется консалтингом, так как оказание ими профессиональных услуг происходит преимущественно в форме консультации (консалтинга — от англ. consulting).
Выделяют восемь основных разновидностей услуг, входящих в консалтинг:
1) стратегические вопросы развития: разработка и планирование общей стратегии развития, прогнозирование, организация филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствование организационной структуры;
2) финансовые вопросы: финансовое планирование и контроль, налоги, бухгалтерский учет, размещение на рынке акций или паев, кредит, страхование, оценка стоимости предприятий или имущества;
3) управление кадрами: подбор сотрудников, контроль качества кадрового состава, система оплаты труда, повышение квалификации и обучение кадров, организация охраны труда и медицинского обслуживания, психологический климат в коллективе;
4) текущее управление производством и его обслуживанием: организация и планирование производства, контроль качества продукции, материально-техническое обеспечение, организация ремонта и капитальных вложений, технологические вопросы, организация НИОКР;
5) маркетинг и сбыт: формирование структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных партнеров-оптовиков, поиск новых заказчиков и рынков, стимулирование и исследование перспектив сбыта;
6) информационные технологии и системы: использование компьютеров и информационных систем в управлении;
7) управление проектом: решение комплекса управленческих проблем, возникающих при создании какого-либо нового объекта, подразделения, фирмы, выпуска нового товара и т.д.;
8) экономико-экологические вопросы: исследование экологической обстановки, организация экологических служб и т.д.
Российские консалтинговые структуры объединены в Ассоциацию консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), являющуюся национальным представителем России в Европейской федерации ассоциаций консультантов по менеджменту (ФЕАКО).
Участие консультантов в составлении бизнес-плана
Подготовка бизнес-плана требует большой аналитической работы и высокой квалификации ее участников. Необходимы знания в области не только экономики, но и законодательства, психологии, культурологии с тем, чтобы суметь представить информацию в соответствии с принятыми в мировой практике стандартами.
В табл. 19.1 приводится схема участия консультантов в разработке бизнес-плана.
Таблица 19.1.
Участие консультантов в разработке бизнес-плана
Разделы бизнес-плана | Работа консультантов | |
главная задача по отношению к потенциальному инвестору | параметры | |
1. Резюме | Дать предельно сжатое изложение бизнес-плана, способное заинтересовать потенциального инвестора | Характеристика состояния предприятия, рынков сбыта, коммерческие и финансовые прогнозы, оценка ожидаемой эффективности капиталовложений |
2. Описание компании | Дать положительный образ фирмы | История и нынешний статус фирмы. Состав и функции руководящего звена. Задачи на ближайший период и отдаленную перспективу |
3. Рынки и конкуренция | Доказать конкурентоспособность продукции, а также показать, что фирма обладает достаточным знанием рынка, сосредоточивает внимание не на технической стороне выпуска продукции, а на том, чтобы ее купили (это важно для российских предприятий, не имеющих достаточного опыта работы в условиях рынка) | Рынок для продукции фирмы в настоящее время. Преимущества, которые получают потребители. Рынок для продукции в ближайшем будущем и в перспективе. Какой сегмент рынка освоят дополнительные инвестиции. Во что обойдется выход на новый рынок. Желаемый объем продажи и какую долю рынка займет продукция фирмы. Особые цели на рынке. Стратегия сбыта, направленная на достижение целей. Риск на рынке |
4. Продукция | Показать, что фирма думает больше о продаже, чем о производстве продукции (потенциального инвестора больше интересует денежная отдача от его капитала, чем то, что будет производиться) | Примеры использования продуктов производства. Соответствие продукта принятым стандартам. Его преимущества перед другими аналогичными продуктами. В каком состоянии находится продукт в настоящее время (на стадии разработки, создания опытных образцов, производства и т.д.). Как увеличение объема производства повлияет на стоимость продукта Патент и ноу-хау, которыми фирма обладает по данному продукту |
5. Сбыт | Показать, что подход к сбыту будет способствовать успешному продвижению продукции на рынок | Цена продукта. Метод сбыта в настоящее время. Методы сбыта в ближайшей перспективе. Методы сбыта в более отдаленной перспективе. Деятельность специализированного отдела по работе с покупателями. Затраты на подготовку и заключение контрактов о продаже продуктов. Стоимость продажи продуктов, изготовленных по индивидуальным заказам. Стратегия определения цены и установления гарантийного срока |
6. Производство | Показать, что процесс производства не требует крупных затрат и является эффективным | Необходимые площади и оборудование. Внутренние и внешние комплектующие. Гарантия наличия источников сырья и комплектующих. Совершенствование технологии производства с целью повышения качества и снижения себестоимости продукции. Обеспечение контроля за качеством продукции, на всех этапах производства. Необходимый штат сотрудников и предполагаемые изменения в нем по мере расширения производства |
7. Финансы | Показать устойчивость финансового положения фирмы и ее финансовые перспективы | Обзор финансового положения фирмы с момента ее основания. Увеличение бюджета по мере расширения фирмы. Прогноз финансового состояния на несколько лет вперед. Краткое изложение операций, предшествующих финансированию. Количество акционеров, число акций |
8. Инвестиции | Показать, каким образом инвестор может вернуть свой вклад с прибылью | Величина капитала, которую хочет получить фирма. Форма инвестиций. Как будут использоваться полученные фонды. Какую долю фирмы приобретет инвестор. Срок окупаемости вложений |
9. Дополнительная информация | Дать потенциальному инвестору сведения, не вошедшие пп.1-8, но укрепляющие репутацию фирмы как партнера | Деловые ситуации (кейсы) из практики фирмы. Биографии руководителей. Другие важные сведения |
Составление бизнес-планов для привлечения инвестиций получило широкое распространение в России в связи с нехваткой финансовых ресурсов на большинстве предприятий. Однако в последнее время усиливается потребность в оценке эффективности так называемых внутренних инвестиций, которые осуществляются предприятием без специального привлечения дополнительных источников финансирования, т.е. за счет собственных средств.
Бизнес-план для привлечения инвестиций должен удовлетворять, по меньшей мере, следующим трем требованиям:
• с описательной точки зрения быть кратким, простым и понятным, чтобы потенциальный инвестор мог быстро разобраться в сути предложения и оценить его привлекательность. Это требование в первую очередь относится к резюме и предпосылкам, на основании которых строится прогноз основных показателен: реализации, параметров внешней среды и т.д.;
• одновременно с этим содержать подробные финансовые расчеты, которые позволят аналитикам потенциального инвестора оценить справедливость выводов разработчика бизнес-плана и соответствие его общепринятым стандартам;
• наконец, содержать достаточно широкий спектр возможных вариантов развития ситуации при изменении параметров внешней среды, ситуации на рынке, стоимости производства и т.д.
В качестве примера структуры бизнес-плана, ориентированной на привлечение внешних инвесторов, приведем перечень разделов типового бизнес-плана венчурных фондов Европейского банка реконструкции и развития, действующих на территории России:
1. Общие сведения. 2. Предприятие и его история. 3. Коммерческая идея. 4. Руководство. 5. Сбыт. 6. Технология и продукция. 7. Экономический прогноз. 8. Анализ рынка, 9. Потребитель. 10. Размер рынка сбыта и его изменения. 11. Конкуренция на рынке. 12. Оценка объемов реализации. 13. План производства. 14. Помещения. 15. Инвестиции. 16. Производственный процесс. 17. Снабжение. 18. Рабочая сила. 19. Первоначальный капитал. 20. Анализ кассовых потоков. 21. Прогноз коммерческой деятельности. 22. Итоговый экономический анализ.
Составление бизнес-плана на основе информационно-компьютерных программ
Решение всех вышеперечисленных задач в короткие сроки и на высоком качественном уровне невозможно без специализированного программного обеспечения. С начала 90-х гг. в России актив-до развивается производство компьютерных программных продуктов, которые призваны решать задачи составления бизнес-планов и оценки эффективности инвестиций. Это как самостоятельные специализированные программы, так и составные части глобальных автоматизированных систем управления бизнес-процессами.
Специализированные программы обычно настроены на стандартные процедуры инвестиционного анализа, что позволяет быстро выполнять большие объемы работ и не требует дополнительной настройки под конкретную фирму. Финансовые модули глобальных автоматизированных систем управления предприятием могут быть приспособлены для конкретного пользователя, но это требует достаточно долгого процесса настройки системы и больших материальных затрат.
Специализированные программы, как правило, незаменимы при экспресс-анализе для составления бизнес-планов, особенно если речь идет о необходимости в короткие сроки оценить достаточно большое количество их параметров. По сложным проектам наряду со специализированными программами часто приходится использовать дополнительные расчеты, поскольку ни одна программа заранее не может предусмотреть все ситуации, возникающие в реальной жизни.
Рассмотрим работу по бизнес-планированию на основе специализированной компьютерной программы «Проект-Эксперт», которая была разработана в России фирмой «Про-инвест-консалтинг». В программе предусмотрены следующие возможности:
• разработка детального бизнес-плана на различных уровнях обобщения: как по всей фирме в целом, так и по отдельным ее подразделениям;
• определение схемы финансирования предприятия, оценка привлекательности различных источников финансирования;
• сравнение различных сценариев развития предприятия, в том числе с помощью факторного анализа;
• формирование стандартного пакета финансовой документации, расчет наиболее распространенных финансовых показателей (см. гл. 18), необходимых для всестороннего анализа деятельности фирмы;
• подготовка текста бизнес-плана, полностью соответствующего международным требованиям (в том числе Всемирного банка и ЮНИДО), как на русском, так и на нескольких европейских языках.
Выводы
1. Бизнес-планирование является важнейшим инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике и необходимым условием привлечения внешних инвесторов.
2. В России расширяется набор профессиональных услуг по планированию ц управлению, к которым относятся прежде всего консалтинг и проверка финансового состояния предприятия (аудит). Эти услуги оказываются независимыми фирмами, а также индивидуальными профессионалами.
3. Компьютерные программы, разработанные для составления бизнес-планов, позволяют сделать этот процесс более тщательным и детальным, автоматизируя ряд расчетов и формализуя соответствующие процедуры. Однако они не заменяют профессиональных знаний экспертов и аналитиков.
Термины и понятия
Бизнес-план
Резюме бизнес-плана
Консалтинг (консультирование)
Специализированные компьютерные программы по составлению бизнес-плана
Вопросы для самопроверки
1. Что такое бизнес-план?
2. Для каких четырех категорий участников бизнес-процессов предназначен бизнес-план?
3. В чем состоит главное назначение бизнес-плана в развитой рыночной экономике?
4. Какие вопросы надо обязательно включать в бизнес-план, а каких следует избегать при его составлении?
5. Какие разделы входят в содержание бизнес-плана?
6. Назовите восемь разновидностей консалтинговых услуг.
7. В чем состоят главные задачи консультантов при подготовке каждого из разделов бизнес-плана?
8. В чем сходство и различия обобщенной структуры бизнес-плана и структуры типового бизнес-плана венчурных фондов Европейского банка реконструкции и развития и в чем причина этих различий?