Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет

Имени Питирима Сорокина»

Институт менеджмента и предпринимательства

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

История экономических учений

Направление подготовки

“Экономика” 38.03.01

Профили подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр академический

Форма обучения

очно-заочная

Сыктывкар 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет

Имени Питирима Сорокина»

Институт менеджмента и предпринимательства

Кафедра ЭТиКУ

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

Комиссии ИМиП

«___» _____________2015г.

Протокол №____

Председатель УМК

Доцент

__________А.Н. Куликова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

История экономических учений

Направление подготовки

“Экономика” 38.03.01

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр академический

Форма обучения

Очно-заочная

Блок дисциплин Б1. Базовая часть

Семестр_- 1

Очно-заочная форма обучения

Лекции - 10 часов

Практические занятия - 8 часов

Самостоятельная работа - 90 часов

Контроль -9

Промежуточный контроль – зачёт – 36 часов, 1 зачетная единица.

Сыктывкар 2015

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Рабочая программа составлена и утверждена на основании ОПП ВПО по направлению подготовки 38.03.01 “Экономика” (квалификация – бакалавр)

Составитель рабочей программы:

Доцент. _______________В.В. Товмасян

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭТиКУ.

Протокол заседания №__________ от “____” октября 2015 г.

Заведующий кафедрой ЭТиКУ:

д.э.н., профессор _____________ А.П. Шихвердиев

Согласовано:

Председатель УМК Института менеджмента и предпринимательства

__________________________/ Куликова А.Н. /

Введение.

Дисциплина "История экономических учений" предназначена для обучения бакалавров по ООП ВО «Бакалавр по направлению подготовки «Экономика». Знания, полученные в результате изучения курса, должны стать теоретической основой для освоения специальных дисциплин, составляющих основу профессиональной подготовки экономиста. Дисциплина завершает изучение студентами блока дисциплины по курсу "Экономическая теория".

1. Цель дисциплины - закрепить пройденный студентами учебный материал по курсу "Экономическая теория" за счет ретроспективного представления условий возникновения и развития основных концепций и школ экономической мысли.

Задачи курса:

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

ознакомление студентов содержательной частью экономических учений;

выявление практической значимости экономических учений той ли иной школы (системы взглядов);

выработки у студентов практических навыков работы с первоисточниками за счет изучения и анализа трудов наиболее известных экономистов;

организация самостоятельной работы студентов на основе разработанного преподавателем плана проведения семинарских занятий, темы которых не выносятся в лекционный курс.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина является теоретической основой для дальнейшего изучения профессиональных дисциплин, таких как национальная экономика, экономика труда, ценообразование, деньги, кредит, банки и др.

3.Компетенции обучающегося:ОК-3, способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

  1. Основные результаты обучения дисциплины:

Знать:

  • Общие закономерности и этапы развития экономики стран мира и России;
  • основные этапы развития истории экономической жизни общества как основы формирования экономической мысли;
  • особенности истории экономических учений с древнейших времен до наших дней;
  • основные тенденции и проблемы развития экономики в современном мире;
  • связи истории экономических учений с другими дисциплинами цикла экономической теории.

Уметь:

  • применять в профессиональной деятельности базовые понятия, знания и закономерности осмысления исторического процесса и актуальной общественно-политической практики;
  • анализировать проблемы в сфере экономики, задачи и функции отрасли по формированию и улучшению условий существования человека;
  • направлять и координировать действия сотрудников предприятий с целью наиболее эффективной работы по оказанию услуг;
  • разрабатывать и реализовывать программы деятельности предприятий на основе полученных теоретических знаний.

Владеть:

  • методами исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества;
  • быть готовым к межкультурным коммуникациям ,
  • с терпимостью относится к национальным, расовым и конфессиональным различиям народов мира;
  • навыкамиработы с основной и дополнительной литературой,
  • навыками поиска информации с помощью Интернета,
  • делать самостоятельные выводы и заключения.
  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;108 часов, в том числе аудиторных – 18, в том числе 10 часов лекции и 8 часов практических занятий.

Структура курса"История экономических учений" содержит краткое изложение экономических учений, начиная с традиционных обществ и заканчивая современными экономическими взглядами в России.

Целевыми группами являются:

студенты системы высшего образования, обучающиеся по направлениям менеджмента и экономики;

студенты института индивидуальных образовательных программ, получающие степень бакалавра по направлению «Экономика».

В процессе обучения используются как традиционные, так и активные методы обучения.

Часть занятий проводится в лекционной форме и практических занятий, вторая часть предполагает самостоятельную работу.

Подготовка специалистов в области управления требует широкого использования активных форм обучения, приближающих учебный процесс к организационно-производственным ситуациям.

Из активных методов обучения комплексно используются:

дискуссии;

case-study (разбор конкретных ситуаций) (по всем темам курса);

организационно-деятельностная игра (ОДИ);

ситуационная, деловая игры

Сочетание всех этих методов позволит студентам достичь соответствующих навыков и умений как основных результатов обучения.

Тематический план.

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Формы текущего контроля по теме, разделу В том числе
Лекции Семинар Практич. работа Лаборатор. работа
    Тема 1. Введение. Цели и задачи изучения истории экономических учений.     Вопросы для самоконтроля 0,5 - - -
Тема 2. Экономические учения Античности и Средневековья.     Презентации; кейсы; вопросы для самоконтроля 0,5 -   -
  Тема 3. Меркантилизм как первая систематизация рыночной экономической теории.   Презентации; тест, вопросы для самоконтроля 0,5 -   -
Тема 4. Классическая школа в экономической теории .   Презентации; тест. вопросы для самоконтроля 0,5 -   -
  Тема 5. Эволюция классической школы в Х1Х в.     Презентации, вопросы для самоконтроля -   -
  Тема 6. Экономическое учение К. Маркса.     Проблемные задания; кейсы.   -    
  Тема 7. Маржинализм. Общий равновесный анализ.   Проблемные задания; кейсы;   -    
  Тема 8. Социально-институциональное направление в экономической теории.   Проблемные задания; кейсы;        
  Тема 9. Неоклассическая школа.   Кейсы, проблемные задания.     0,5      
  Тема 10. Кейнсианство и его место в мировой экономической мысли.   Тест, вопросы для самоконтроля 0,5   0,5  
  Тема 11. Неолиберализм второй половины ХХ в.   Тест, вопросы для самоконтроля    
  Тема 12. Экономическая мысль в России ХХ в.   Проблемные задания; кейсы;     0,5  
  Итого:   - -
  Вид итогового семестрового контроля экзамен тест          

Содержание курса «История экономических учений»

Тема 1. Введение

Студент должен знать: значение и функции истории экономических учений; место этой научной дисциплины в курсе общеэкономической теории, этапы развития науки.

Студент должен уметь:работать с учебной и дополнительной литературой, обладать аналитическими способностями.

Содержание темы. Процесс изучения экономической жизни общества и его функции: теоретическая, практическая, социальная. Формы познания экономических процессов и явлений: экономическая мысль, экономическое учение, экономическая теория. Экономическое знание как результат познавательного процесса экономической жизни общества.

Закономерности развития экономических теорий. Основные этапы развития экономической науки.

Наши рекомендации