Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет
Имени Питирима Сорокина»
Институт менеджмента и предпринимательства
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
История экономических учений
Направление подготовки
“Экономика” 38.03.01
Профили подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр академический
Форма обучения
очно-заочная
Сыктывкар 2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет
Имени Питирима Сорокина»
Институт менеджмента и предпринимательства
Кафедра ЭТиКУ
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической
Комиссии ИМиП
«___» _____________2015г.
Протокол №____
Председатель УМК
Доцент
__________А.Н. Куликова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
История экономических учений
Направление подготовки
“Экономика” 38.03.01
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр академический
Форма обучения
Очно-заочная
Блок дисциплин Б1. Базовая часть
Семестр_- 1
Очно-заочная форма обучения
Лекции - 10 часов
Практические занятия - 8 часов
Самостоятельная работа - 90 часов
Контроль -9
Промежуточный контроль – зачёт – 36 часов, 1 зачетная единица.
Сыктывкар 2015
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Рабочая программа составлена и утверждена на основании ОПП ВПО по направлению подготовки 38.03.01 “Экономика” (квалификация – бакалавр)
Составитель рабочей программы:
Доцент. _______________В.В. Товмасян
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭТиКУ.
Протокол заседания №__________ от “____” октября 2015 г.
Заведующий кафедрой ЭТиКУ:
д.э.н., профессор _____________ А.П. Шихвердиев
Согласовано:
Председатель УМК Института менеджмента и предпринимательства
__________________________/ Куликова А.Н. /
Введение.
Дисциплина "История экономических учений" предназначена для обучения бакалавров по ООП ВО «Бакалавр по направлению подготовки «Экономика». Знания, полученные в результате изучения курса, должны стать теоретической основой для освоения специальных дисциплин, составляющих основу профессиональной подготовки экономиста. Дисциплина завершает изучение студентами блока дисциплины по курсу "Экономическая теория".
1. Цель дисциплины - закрепить пройденный студентами учебный материал по курсу "Экономическая теория" за счет ретроспективного представления условий возникновения и развития основных концепций и школ экономической мысли.
Задачи курса:
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
ознакомление студентов содержательной частью экономических учений;
выявление практической значимости экономических учений той ли иной школы (системы взглядов);
выработки у студентов практических навыков работы с первоисточниками за счет изучения и анализа трудов наиболее известных экономистов;
организация самостоятельной работы студентов на основе разработанного преподавателем плана проведения семинарских занятий, темы которых не выносятся в лекционный курс.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина является теоретической основой для дальнейшего изучения профессиональных дисциплин, таких как национальная экономика, экономика труда, ценообразование, деньги, кредит, банки и др.
3.Компетенции обучающегося:ОК-3, способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
- Основные результаты обучения дисциплины:
Знать:
- Общие закономерности и этапы развития экономики стран мира и России;
- основные этапы развития истории экономической жизни общества как основы формирования экономической мысли;
- особенности истории экономических учений с древнейших времен до наших дней;
- основные тенденции и проблемы развития экономики в современном мире;
- связи истории экономических учений с другими дисциплинами цикла экономической теории.
Уметь:
- применять в профессиональной деятельности базовые понятия, знания и закономерности осмысления исторического процесса и актуальной общественно-политической практики;
- анализировать проблемы в сфере экономики, задачи и функции отрасли по формированию и улучшению условий существования человека;
- направлять и координировать действия сотрудников предприятий с целью наиболее эффективной работы по оказанию услуг;
- разрабатывать и реализовывать программы деятельности предприятий на основе полученных теоретических знаний.
Владеть:
- методами исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества;
- быть готовым к межкультурным коммуникациям ,
- с терпимостью относится к национальным, расовым и конфессиональным различиям народов мира;
- навыкамиработы с основной и дополнительной литературой,
- навыками поиска информации с помощью Интернета,
- делать самостоятельные выводы и заключения.
- Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы;108 часов, в том числе аудиторных – 18, в том числе 10 часов лекции и 8 часов практических занятий.
Структура курса"История экономических учений" содержит краткое изложение экономических учений, начиная с традиционных обществ и заканчивая современными экономическими взглядами в России.
Целевыми группами являются:
студенты системы высшего образования, обучающиеся по направлениям менеджмента и экономики;
студенты института индивидуальных образовательных программ, получающие степень бакалавра по направлению «Экономика».
В процессе обучения используются как традиционные, так и активные методы обучения.
Часть занятий проводится в лекционной форме и практических занятий, вторая часть предполагает самостоятельную работу.
Подготовка специалистов в области управления требует широкого использования активных форм обучения, приближающих учебный процесс к организационно-производственным ситуациям.
Из активных методов обучения комплексно используются:
дискуссии;
case-study (разбор конкретных ситуаций) (по всем темам курса);
организационно-деятельностная игра (ОДИ);
ситуационная, деловая игры
Сочетание всех этих методов позволит студентам достичь соответствующих навыков и умений как основных результатов обучения.
Тематический план.
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | ||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||||
Формы текущего контроля по теме, разделу | В том числе | |||||||
Лекции | Семинар | Практич. работа | Лаборатор. работа | |||||
Тема 1. Введение. Цели и задачи изучения истории экономических учений. | Вопросы для самоконтроля | 0,5 | - | - | - | |||
Тема 2. Экономические учения Античности и Средневековья. | Презентации; кейсы; вопросы для самоконтроля | 0,5 | - | - | ||||
Тема 3. Меркантилизм как первая систематизация рыночной экономической теории. | Презентации; тест, вопросы для самоконтроля | 0,5 | - | - | ||||
Тема 4. Классическая школа в экономической теории . | Презентации; тест. вопросы для самоконтроля | 0,5 | - | - | ||||
Тема 5. Эволюция классической школы в Х1Х в. | Презентации, вопросы для самоконтроля | - | - | |||||
Тема 6. Экономическое учение К. Маркса. | Проблемные задания; кейсы. | - | ||||||
Тема 7. Маржинализм. Общий равновесный анализ. | Проблемные задания; кейсы; | - | ||||||
Тема 8. Социально-институциональное направление в экономической теории. | Проблемные задания; кейсы; | |||||||
Тема 9. Неоклассическая школа. | Кейсы, проблемные задания. | 0,5 | ||||||
Тема 10. Кейнсианство и его место в мировой экономической мысли. | Тест, вопросы для самоконтроля | 0,5 | 0,5 | |||||
Тема 11. Неолиберализм второй половины ХХ в. | Тест, вопросы для самоконтроля | |||||||
Тема 12. Экономическая мысль в России ХХ в. | Проблемные задания; кейсы; | 0,5 | ||||||
Итого: | - | - | ||||||
Вид итогового семестрового контроля | экзамен | тест |
Содержание курса «История экономических учений»
Тема 1. Введение
Студент должен знать: значение и функции истории экономических учений; место этой научной дисциплины в курсе общеэкономической теории, этапы развития науки.
Студент должен уметь:работать с учебной и дополнительной литературой, обладать аналитическими способностями.
Содержание темы. Процесс изучения экономической жизни общества и его функции: теоретическая, практическая, социальная. Формы познания экономических процессов и явлений: экономическая мысль, экономическое учение, экономическая теория. Экономическое знание как результат познавательного процесса экономической жизни общества.
Закономерности развития экономических теорий. Основные этапы развития экономической науки.