Затраты на единицу продукции
Статьи затрат | Базовые затраты, руб. |
Прямые материальные затраты | |
Прямые затраты на оплату труда с начислениями | |
Прочие прямые расходы | |
Постоянные расходы | |
Производственная себестоимость | |
Переменные издержки обращения | |
Полная себестоимость |
Издержки обращения в дополнительном заказе отсутствуют, т.к. сбыт гарантирован контрактом.
Задача 38
Предприятие должно решить задачу аналогичную описанной в задаче 37, при условии, что его мощности позволяют производить 1200 единиц продукции.
Тема 12. Стратегия ценообразования
Задание
Какую стратегию ценообразования, на ваш взгляд, избрали фирмы, действующие на мексиканском рынке сотовой связи? На какой стадии жизненного цикла товара подобная стратегия может быть наиболее успешной?
"Из символа относительно высокого социального положения сотовые телефоны в Мексике уверенно превращаются в средства связи наименее обеспеченных слоев населения. В 2002 году самый высокий процент прироста новых абонентов мобильной связи в столичном федеральном среднего уровня. В стране с населением 102 млн человек зарегистрировано 26 млн номеров сотовой связи. Многие мексиканцы признаются, что первый в их доме собственный телефон был именно сотовый".
Тема 13. Тактика ценообразования
Задача 39
Производитель рекомендует продавцу розничную цену товара 1600 руб. и предлагает следующую схему кумулятивных торговых скидок.
Таблица 23
Исходные данные
Объем закупки в течение года, штук | Торговая скидка на весь объем закупки с начала периода, % |
До 3000 | |
3001-4000 | |
4001-6000 | |
Свыше 6000 |
Определите цены приобретения по каждой торговой сделке и величину дохода продавца, осуществляющего розничную продажу, если он последовательно приобретал 2000; 1000; 2000; 3000 единиц товара.
Задача 40
Компания по продаже оргтехники предлагает следующую систему скидок.
Таблица 24
Исходные данные
Количество копировальных аппаратов | Цена за единицу, руб. |
От 1 до 9 | |
От 10 до 24 | |
Более 24 |
Заполнив аналитическую таблицу по предложенной ниже схеме, оцените корректность предлагаемой скидки.
Таблица 25
Исходные данные
Количество копировальных аппаратов | Цена аппарата, руб. | Общая стоимость заказа, руб. |
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
Задача 41
Вы представляете фирму Epson, выходящую на рынок с новой моделью полноцветных лазерных принтеров "Модель С8600". Проведите анализ затрат и параметров нового изделия, прибыли и рекомендуйте решение по цене новой модели. Учтите, что фирма может ставить разные цели, например, получение максимальной прибыли, завоевание и расширение позиций на рынке.
Этап 1. Анализ затрат на производство новой модели "Модель С8600" (в расчете на 1000 единиц производства и продаж).
Цель: рассчитать величину покрытия, остающуюся после возмещения переменных затрат, и прибыль, которую фирма может получить после возмещения переменных и постоянных затрат при прогнозной цене 130000 руб.
Таблица 26
Исходные данные
Показатели | Всего, тыс. руб. | В расчете на единицу, тыс. руб. |
Выручка от продаж | ||
Переменные затраты | ||
- материальные затраты | ||
- оплата труда (с начислениями) | ||
- прочие переменные затраты | ||
Итого переменных затрат | ||
Покрытие (разница между выручкой и переменными затратами) | ||
Постоянные затраты | ||
Прибыль |
Этап 2. Расчет величины покрытия при разных объемах продаж.
Цель: Рассчитать наиболее выгодное сочетание цены и объема продаж.
В таблице содержится информация о предполагаемой зависимости между ценами и объемами продаж на лазерные принтеры.
Таблица 27
Исходные данные
Варианты | Цена, руб. | Количество проданных единиц |
Рассчитайте дуговые коэффициенты эластичности спроса от цены при каждом варианте изменения цен. Сделайте выводы об изменении эластичности.
Таблица 28
Расчет прибыли
Показатели | Варианты объема продаж | ||
Предполагаемые цены, руб. | |||
Переменные издержки на одно изделие, руб. | |||
Покрытие на одно изделие, руб. | |||
Объем продаж, единиц | |||
Суммарная величина покрытия, тыс. руб. | |||
Постоянные затраты, тыс. руб. | |||
Прибыль, тыс. руб. |
Этап 3. Сравнительная оценка основных параметров товара.
Решающий этап определения рыночной цены. На рынке полноцветных лазерных принтеров основным конкурентом "Модели С8600" выступает "Модель J5500". Необходимо сравнить основные параметры данных изделий.
Таблица 29
Исходные данные
Параметр товара | Весомость параметра для потребителя | Значение параметра "Модель J5500" | Значение параметра "Модели С8600" | Индекс изменения значения параметра "Модели С8600" по сравнению с "Модель J5500" |
Скорость черно-белой печати, стр./мин. | 0,30 | |||
Скорость цветной печати, стр./мин. | 0,15 | |||
Разрешение печати, dpi | 0,10 | |||
Память, Мb | 0,25 | |||
Максимальный объем печати в месяц, стр. | 0,20 |
Этап 5. Определение верхнего уровня цены "Модели С8600".
Расчет строится с учетом анализа параметров. Цена "Модели J5500" составляет130500 руб.
Этап 6. Определение окончательной цены.
Рекомендовать наиболее приемлемый уровень цены, рассчитать возможные объемы продаж с учетом коэффициентов эластичности, выручку и прибыль фирмы.
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
Задание
Оцените целесообразность следующих действий на рынке транспортных услуг: "С ноября 2003 года на рынке авиаперевозок наступил период сезонных скидок, который продлится до апреля 2004 г. Например, стоимость перелета Вашингтон – Париж – Вашингтон компаний Lufthansa и United Airlines ранее составляла 400$, в ноябре составляет 209$, а зимой составит 149$. В сентябре 2003 г. объем трансатлантических перевозок United Airlines сократился на 13%, Delta Airlines – на 11%".
В каком случае, избранная стратегия может быть успешной? При каком коэффициенте эластичности спроса по цене снижение цены в два раза позволит сохранить на прежнем уровне выручку компаний?
Вопросы тестового контроля
- К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся:
- продукты питания;
- алмазное сырье и драгоценные камни;
- газ природный, реализуемый населению;
- электро- и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК;
- ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на территорию РФ.
- По какой цене одежда продается населению:
- оптовой;
- биржевой;
- розничной.
- На рынке свободной конкуренции предприятие придерживается:
- адаптивной политики цен;
- политики приспособления к конкурентам;
- маркетингового ценообразования.
- Эластичной спроса по цене – это:
- зависимость спроса от цены;
- зависимость изменения спроса от изменения цены;
- зависимость спроса от изменения цены.
- Стратегия дифференцированного образования означает:
- продажу товаров в кредит;
- продажу товаров по различным ценам разным покупателям;
- продажу товаров по единым ценам.
- Какая цена более выгодна покупателю в условиях инфляции?
- твердая;
- подвижная;
- скользящая.
- Если коэффициент эластичности спроса по цене равен Ц2, то снижение цены на 3%, вызовет:
- рост выручки на 6%;
- снижение выручки на 3%;
- рост выручки на 1,5%;
- нет правильного ответа.
- Снижение цены на 10% при одинаковом уровне начальных цен будет более выгодно продавцу, у которого доля переменных издержек в цене товара составляет:
- 80%;
- 50%;
- 30%.
- Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов может осуществляться в форме установления:
- скользящих цен;
- предельных цен;
- сезонных цен;
- прейскурантных цен.
- К методам затратного ценообразования относятся:
- метод удельного ценообразования;
- калькулирование по полным затратам;
- параметрические методы.
- Основное условие применения стратегии дифференцированного ценообразования:
- возможность позицирования товара;
- наличие свободных производственных мощностей;
- высокая степень конкуренции.
- Убыточным лидером продаж называется товар:
- продаваемый по цене ниже себестоимости;
- продаваемый с минимальной прибылью ради привлечения других товаров фирмы;
- с максимальным объемом продаж.
- К параметрическим методам ценообразования относятся:
- метод удельных показателей;
- метод целевой прибыли;
- балловый метод.
- Какая цена более выгодна продавцу в условиях инфляции?
- твердая;
- подвижная;
- скользящая.
- Если при снижении цены, выручка увеличивается, то это:
- высокоэластичный спрос;
- низкоэластичный спрос;
- спрос с единичной эластичностью.
- По стадиям движения товара выделяют:
- регулируемые цены;
- закупочные цены;
- скользящие цены;
- розничные цены.
- На уровне субъектов федерации цены регулируются на:
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях;
- протезно-ортопедические изделия;
- услуги систем водоснабжения и канализации;
- плата за обучение в вузах;
- оплата населением жилья и коммунальных услуг.
- Регулирование цен на продукцию ликеро-водочной промышленности осуществляется в форме:
- предельного уровня рентабельности;
- фиксированных цен;
- предельно высоких цен;
- предельно низких цен.
- Продавцы придерживаются политики адаптивного ценообразования:
- на олигопольном рынке;
- на рынке монополистической конкуренции;
- на рынке свободной конкуренции.
- В чем состоит особенность оптовых цен?
- назначаются на крупные партии товара;
- по такой цене товар продается промежуточному потребителю;
- по такой цене товар покупается для конечного потребления.
- Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в случае:
- высокоэластичного спроса;
- низкоэластичного спроса;
- единичной эластичности.
- Для рынка монополистической конкуренции характерно:
- ценообразование в полной зависимости от конкурентов;
- ценообразование в соответствии с позиционированием товара;
- чисто монопольное ценообразование;
- соглашение по ценам.
- К какому критерию классификации относятся твердые цены?
- степень регулирования;
- устойчивость во времени;
- ориентир для фиксации контрактных цен.
- Метод агрегированных данных, используемый для анализа поведения покупателей:
- сложен в реализации;
- не оперативен;
- прост в реализации;
- не учитывает реакции конечного потребителя.
- Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:
- взаимозаменяемыми;
- взаимодополняемыми;
- независимыми;
- нормальными.
- Применение стратегии ценового прорыва рекомендуется:
- при высокой эластичности спроса по цене;
- при низкой эластичности спроса по цене;
- при единичной эластичности спроса по цене.
- В какой из ниже названных цен отражается попытка согласовать интересы покупателя и продавца?
- твердая;
- подвижная;
- скользящая.
- На что из нижеперечисленного регулируются торговые надбавки?
- торговые надбавки на обувь;
- торговые надбавки на продукты детского питания;
- торговые надбавки на товары, реализуемые на Крайнем Севере и приравненных к ним районах;
- торговые надбавки на ткани.
- Цена твердая – это:
- цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара;
- цена, ниже которой продавец не согласен продать свой товар, или цена, которую готов заплатить покупатель;
- цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия;
- цена товаров, приобретаемых розничным торговцем у оптовика для дальнейшей перепродажи.
- Стратегия "нейтрального ценообразования" означает:
- установление цен на уровне фирм конкурентов;
- установление цен со средним по отрасли уровнем прибыли;
- расчет цен затратными методами.
- Стратегия премиального ценообразования не применима:
- при высокой эластичности спроса по цене;
- при низкой эластичности спроса по цене;
- при высоких удельных затратах.
- Что не включается в свободную закупочную цену?
- оптовая отпускная цена;
- снабженческо-сбытовая надбавка;
- торговая надбавка.
- Олигополия – это такая рыночная структура, при которой:
- в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия;
- товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец и много покупателей;
- товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель;
- в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар однороден.
- Цена предельная – это:
- цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения;
- максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;.
- значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;
- цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.
- Товар Гиффена – это товар:
- спрос на который растет при росте денежного дохода потребителя;
- спрос на который может расти при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;
- спрос на который не изменяется при изменении цены данного товара.
- Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой:
- группа взаимодополняемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей;
- группа взаимодополняемых товаров производится небольшим числом независимых друг от друга производителей;
- группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей;
- все товары производятся в условиях конкуренции.
- На какую категорию товаров падает спрос при росте денежного дохода населения?
- товары первой необходимости;
- предметы роскоши;
- товары с единичной эластичностью спроса.
- Подвижная цена – это:
- цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных единиц товара;
- цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой;
- зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится;
- цена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка.
- К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся:
- продукты питания;
- алмазное сырье и драгоценные камни;
- газ природный, реализуемый населению;
- электро-и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК;
- ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на территорию РФ.
- В группу условий совершенной конкуренции входит условие:
- имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара;
- товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя;
- информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна;
- отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их отрасли.
- Функцией, показывающей, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, является:
- учетно-измерительная функция;
- стимулирующая функция;
- функция перелива капитала;
- распределительная функция.
- К методам ценностного ценообразования не относится:
- калькулирование полным затратам;
- удельное ценообразование;
- метод целевой прибыли;
- балловый метод.
- Тактические скидки за большой объем разовой закупки
- обеспечивают "преданность" клиентов;
- позволяют сократить издержки обращения;
- не действенны для предприятий, работающих по бесскладской системе снабжения.
- Государственное регулирование цен на отдельные виды продукции отражает выполнение, ценами функции
- учетно-измерительной;
- стимулирующей;
- перераспределительной.
- Если при расчете сопоставимых цен за базу принят период исследования, то цены предыдущих периодов необходимо:
- умножить на индекс инфляции;
- разделить на индекс инфляции;
- оставить низменными.
- Анализ данных о поведении покупателей по данным покупательской панели более применим на рынке:
- бытовой химии;
- мягкой мебели;
- продуктов питания.
- Снижение эластичности спроса по цене может быть достигнуто в результате:
- активной рекламной компании;
- снижения затрат н6а производство единицы продукции;
- выгодного размещения предприятия.
- Когда говорят, что конкурентная фирма является "ценополучателем", имеется в виду, что:
- фирма получит максимальную прибыль, если скорректирует объем производства, а не цену;
- фирма будет корректировать объем выпуска, не контролируя уровень издержек производства;
- рыночная цена продукта никак не влияет на решение фирмы о производстве.
- Через цены осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом:
- стимулирующая функция;
- функция перелива капитала;
- распределительная функция;
- функция сбалансирования спроса и предложения.
- С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая, благодаря:
- учетно-измерительной функции;
- стимулирующей функции;
- функции перелива капитала;
- распределительной функции;
- функции сбалансирования спроса и предложения.
- Для дифференцированного ценообразования необходимо:
- высокоэластичный рыночный спрос;
- умение изолировать рынки с целью устранения возможности перепродажи товара;
- различная ценовая эластичность для отдельных субрынков;
- наличие определенной монопольной власти фирмы-производителя.
- На что из нижеперечисленного не регулируются цены?
- услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях;
- керосин;
- топливо твердое, реализуемое для населения.
- При расчете средних цен за несколько временных интервалов следует использовать среднюю арифметическую взвешенную:
- при одинаковых объемах продаж;
- при значительных колебаниях объемов продаж;
- при значительных качественных различиях в продаваемой продукции.
- Скользящая цена – это:
- цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения;
- цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта;
- цена, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки.
- Поощрительное или сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров обеспечивается:
- учетно-измерительной функцией;
- стимулирующей функцией;
- функцией перелива капитала;
- распределительной функцией.
- Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что:
- имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;
- конкурирующие фирмы продают дифференцированный товар, а не однородный;
- в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;
- конкурирующие фирмы продают уникальные товары.
- К косвенным методам регулирования цен можно отнести:
- установление предельного норматива рентабельности;
- установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции;
- изменение акцизной ставки;
- установление паритетных цен.
- С помощью цены осуществляет распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между отраслями экономики, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными формами собственности и социальными группами населения:
- учетно-измерительная функция;
- стимулирующая функция;
- функция перелива капитала;
- распределительная функция;
- функция сбалан.