Муниципальном, федеральном и мировом уровнях
Поскольку регулирование СТО происходит на определенной территории с соответствующими ей ресурсами, климатом, географическим положением, то возникает особый уровень реализации населением своей производительной и потребительской функции – территориальный. В связи с этим появляется целый ряд факторов, влияющих на протекание хозяйственных процессов, а следовательно, и СТО. Такими факторами являются усиливающаяся концентрация производственно-хозяйственной деятельности субъектов и появляющиеся так называемые социальные (общественные) потребности в транспорте, медицинском обслуживании, обеспечении пресной чистой водой, электроэнергией и другими благами, связанными с жизнеобеспечением населения. На уровне территории должно осуществляться воспроизводство трудовых ресурсов: удовлетворяться потребности в жилье, обучении, обмене полученных доходов на соответствующие потребительские товары, обеспечиваться охрана окружающей среды и др.
На муниципальном уровне организационно регулирование социально-трудовых отношений (СТО) построено на сочетании функций государственных органов, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и всех других субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
Цели регулирования внутримуниципальных отношений:
- обеспечение баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности, развитие между ними отношений социального партнерства;
- обеспечение общих условий для эффективного функционирования и развития каждого субъекта территориальной общности.
Процесс регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне должен:
- создавать среду экономической деятельности (среду функционирования социально-трудовых отношений) и соответствующую ей инфраструктуру;
- формировать институциональную структуру, обеспечивающую рамочные условия развития социально-трудовых отношений; создавать благоприятную социальную среду (условия воспроизводства трудового потенциала муниципального образования);
- выявлять приоритетные направления экономического развития (формировать направления занятости).
Основу для реализации органами местного самоуправления своих регулятивных функций, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, создают бюджетные отношения. Главным элементом в этом процессе выступают отношения по формированию бюджета муниципального образования (МО).
В связи с вступлением в силу Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система бюджетного регулирования претерпела кардинальные изменения: они коснулись как порядка формирования местных бюджетов (изменилась структура источников доходов), так и уровня централизации бюджетных ресурсов.
В отличие от существовавшей одноуровневой системы местных бюджетов с 1 января 2006 г. действует двухуровневая система: бюджеты городских и сельских поселений – бюджет муниципального района.
Органы местного самоуправления являются не только субъектами регулирования социально-трудовых отношений. Они осуществляют собственную экономическую деятельность на основе муниципальной собственности, то есть выступают непосредственными участниками социально-трудовых отношений в сфере муниципального хозяйства.
Принципы регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне:
- обеспечение зависимости условий жизнедеятельности населения от эффективности функционирования производственно-хозяйственного комплекса территории, в частности, от предпринимательского сектора и от крупных градообразующих предприятий;
- четкое разделение функций и источников финансирования развития социальной сферы по уровням территориального управления;
- вовлечение в решение общемуниципальных задач всех общественных сил через формирование социальной ответственности бизнеса и власти, концентрации финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, местных бюджетов, населения и направления их в целевые социально значимые проекты;
- выделение в качестве приоритетной задачи регулирования повышение благосостояния населения муниципального образования. Эффект от регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне необходимо рассматривать прежде всего с позиций возникновения и развития определенных социально-экономических процессов, которые определяются для субъектов социально-трудовых отношений, а также для населения муниципального образования в целом. Такие эффекты классифицируются как внутренние. Одновременно при регулировании социально-трудовых отношений часто возникают внешние эффекты, когда выгоды или негативные последствия от регулятивных мер, осуществляемых на одной территории (либо на одном уровне управления) распространяются на субъектов других территорий (уровней) (рис. 1.1).
Наличие эффектов на данной территории способствует их распространению на другие территории, на лиц, которые не являются субъектом хозяйствования либо не проживают на данной территории. Например, выгоды от качественного образования, развития культуры, хорошей организации мест отдыха, восстановления окружающей среды, строительства дорог, полученные в определенном муниципальном образовании за счет средств местного бюджета и иных внутренних источников, частично «перельются» за его административно-территориальные границы и распространятся на жителей других териториальных единиц (выпускники школ, вузов и других учебных заведений часто уезжают работать в другие города; жители близлежащих населенных пунктов пользуются дорогами, местами отдыха, выигрывают от деятельности местной администрации, направленной на оздоровление окружающей среды, и т.п.). Высокий уровень доходов населения данной территории часто создает повышенный потребительский спрос совсем в других регионах, что способствует развитию в них потребительского рынка, рынка развлекательных услуг, туризма и т. п.
Рис. 1.1. Показатели регулирования социально-трудовых отношений
Механизм регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне – это способ организации деятельности местных, региональных и федеральных субъектов управления, а также субъектов хозяйствования на данной территории (предприятий, организаций) и населения (домохозяйств), направленный на упорядочение функционирования социально-трудовых отношений.
Инструментарий механизма регулирования СТО включает:
1. Юридические и нормативные акты (Конституция РФ, ТК РФ, Закон о занятости и т.д.).
2. Система соглашений, советов по объединению сил совершенствования СТО.
3. Программы и проекты по развитию СТО.
4. Система организации и контроля за выполнением принятых решений, законов, соглашений и т.д.