Пути снижения себестоимости
1. Снижение расхода сырья и материалов, использование возвратных отходов, экономного их использования.
2. Снижение цен на сырье и материалы за счет транспортных расходов (за счет выбора близкого поставщика), автоматизации и механизации погрузки, выбор транзитной формы перевозки.
3. Снижение расходов топлива. электроэнергии, пара за счет вторичного, экономного использования, сокращение потерь энергоресурсов за счет теплоизоляции, ликвидации утечки воды и пара, использования интенсификаторов и минерализаторов техпроцессов.
4. Снижение цен на энергоресурсы: снижение расходов на содержание энергохоз-ва.
5. Снижение трудоемкости изготовления продукции за счет механизации и автоматизации пр-ва, → увеличится выработка продукции и годового объема пр-ва. В этом случае снижается с/с за счет условно-постоянных расходов, а так же за счет уменьшения доли з/п рабочих в с/с ед. продукции.
6. Сокращение плановых ликвидация внеплановых простоев оборудования, → увеличение эффективного фонда времени работы оборудования в году, → увеличение объема и снижение с/с.
7. Уменьшение накладных расходов за счет сокращения численности административно-управленческого персонала.
8. Повышение трудовой и произв. дисциплины рабочих.
Ценообразование
По мнению Ф.Котлера, ЦЕНА – это сумма денег, уплачиваемая за ед. товара (эквивалент обмена товара на деньги), кот. явл. рез-том согласования интересов продавца и покупателя.
В рыночной экономике цена выполняет след. функции:
1-я. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товара на деньги.
2-я. Цена – это важный показатель конъюнктуры рынка (соотношение спроса и предложения).
3-я. Цена – это инструмент образования прибыли и фактор налогообложения.
4-я. Цена – это главная составляющая инфляционных процессов.
В рыночной экономике цены классифицируются по след. направлениям.
I. По сферам товарного обслуживания:
1). Оптовые цены пред-ия – это цены, на осн. кот. соизмеряются затраты предприятия и прибыль.
Цопт = С + П,
С – с/с ед. продукции,
П – прибыль на ед. продукции, определяемая на основе рентабельности продукции, рассчитываемой по формуле:
Рентабельность продукции хар-ет размер прибыли в % на 1 руб. текущих затрат.
2). Оптово-отпускная цена предприятия – это цена, по кот. пред-ие реализует свою продукцию др. пред-ям или снабженческо-сбытовым организациям.
Цопт-отп = Цопт + (Цопт – МЗ) · НДС + А,
Где МЗ – материальные затраты на сырье и осн. материалы,
НДС – налог на добавленную стоимость,
А – акциз.
3). Оптовая цена пром-ти – это цена, по кот. пред-ие или сбытовые орг-ии реализуют продукцию гос. или торговым пред-ям. В качестве сбытовых орг-ий выступают любые посреднические орг-ии, кот. за свои услуги устанавливают снабженческо-сбытовые наценки к ценам, возмещающие им произведенные затраты и обеспечивающие им прибыль.
Цопт пром = Цопт-отп + (Цопт-отп – МЗ) · НДС + Нснаб-сбыт + А,
МЗ – материальные издержки снабженческо-сбытовых орг-ий,
Нснаб-сбыт – наценка снабженческо-сбытовых орг-ий.
4). Розничная цена – это цена, по кот. торговые орг-ии реализуют пролукцию конечным потребителям. Они включают в эту цену торговую наценку, обеспечивающую им прибыль.
Црозн = Цопт.пром + (Цопт. пром – МЗ) · НДС + Т + А,
Т – торговая наценка,
МЗ – материальные издержки в торговых орг-иях.
НДС – это способ экономического налогового регулирования цен, кот. осуществляет гос-во, т.е. это форма изъятия в бюджет гос-ва части чистого дохода (или прибавочного продукта). Он выступает как фиксированная часть чистого дохода об-ва в ценах на продукцию и направляется полностью в бюджет. Добавленная стоимость, с кот. взимается налог, включает в себя в осн. оплату труда работников, амортизацию ОПФ и прибыль и исчисляется как разность между стоимостью реализованной продукции и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов в с/с, используемых на пр-во продукции.
Произведя и реализовав продукцию, пред-ие компенсирует свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную стоимость на самом пред-ии. Эта часть НДС, включаемая в цену продажи, и перечисляется гос-ву. Ставка НДС в России – 10% на ограниченный ассортимент товаров и 20% - на все остальные изделия.
Акциз – это так называемая спекулятивная наценка, устанавливаемая гос-вом. Она включается в цену товара и оплачивается покупателем и перечисляется в бюджет гос-ва.
НДС и акцизы – это налоги не на производителя, а на конечного потребителя, необходимость их ввода – это уменьшить дефицит бюджета и сделать его бездефицитным.
5). Закупочные цены – это цены, по кот. производители с/х продукции реализуют ее гос-венным орг-ям для последующей переработки.
6). Цены и тарифы на услуги (все виды перевозок, на оплату коммунальных услуг и пользование телефоном).
II. По признаку степени свободы цены делятся на:
1). Жестко фиксированные твердые цены, назначаемые органами ценообразования и изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону. Относятся такие цены к ограниченному ассортименту товаров первой необходимости.
2). Регулируемые цены, их величина регулируется гос. органами ценообразования, но это регулирование сводится в осн. к установлению верхнего предела цен на монопольные товары.
3). Рыночные цены – это цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства гос. органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка (в зависимости от спроса и предложения на товар).
В идеале они должны складываться в процессе свободного торга между продавцом и покупателем.
Переход от жестко фиксированных гос. цен к свободным рыночным наз. либерализацией цен.
4). Условно-расчетные цены, определяемые путем установления предельного уровня прибыльности (или рентабельности).
Сед – с/с ед. продукции
Рпр – рентабельность продукции, характеризующая размер прибыли на 1 руб. текущих затрат.
Пед – размер прибыли на ед. продукции.
III. По формам продукции различают:
1). Контрактные (договорные), достигнутые при переговорах между продавцом и покупателем.
2). Биржевые котировки, т.е. уровень цены товара, реализуемого через биржу.
3). Цены ярмарок и выставок (часто льготные).
4). Аукционные цены, отражающие ход продаж товара на аукционах. При этом различают стартовые цены и продажные.
5). Трансфертные цены (внутрифирменные) – это цены для обмена продукцией между цехами одного пред-ия, между дочерними фирмами и заграничными филиалами (как правило, конфиденциальные).
IV. В зависимости от покупательной способности потребителя:
1). Стандартные цены, ориентированные на достаточно устойчивые вкусы потребителей и устанавливаемые по общему согласию продавцов.
2). Престижные цены – это достаточно высокие цены, отражающие либо высокое качество товара, либо высокое качество самих потребителей.
3). Цены на массовые закупки, они предусматривают установление скидок потребителям при покупке больших партий товара с целью увеличения объемов реализации.
V. При выходе товаров за границу действуют след. цены:
1). Экспортные цены, учитывающие дополнительные расходы по сбыту продукции, в т.ч. транспортные расходы, таможенные пошлины, расходы по погрузке, разгрузке и упаковке товаров, по составлению контракта, оформлению сертификата, страхованию груза.
2). Мировые цены – это или реально действующие на мировом рынке цены на однотипные товары, или цены, признанные на определенный период со стороны орг-ий, ведающих международной торговлей ( обычно они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте).
VI. По степени устойчивости во времени:
1). Твердые цены, устанавливаются при заключении договора и действуют весь срок договора.
2). Подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена может меняться в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара.
3). Скользящие цены когда в договоре оговаривается исходная цена и порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующих факторов.
4). Цены с последующей фиксацией, когда в договоре определяются условия фиксации, периодичность фиксации и база фиксации (индексация с учетом индекса цен).
VII. По срокам действия цены делятся:
1). Текущие, т.е. свободно изменяющиеся под влиянием конъюнктуры рынка.
2). Разовые устанавливаемые любым способом на ограниченную партию товара с целью определения спроса на них.
3). Сопоставимые цены, используемые в эконом. анализе и статистике и их применение необходимо в связи с естественным изменением цен, например, в процессе инфляции.
4). Прогнозные и плановые цены, необходимые для планирования деят-ти пред-ия, составления бюджетов всех уровней.
VIII. По степени отражения транспортных расходов цены делятся в зависимости от вида «франко».
Термин «франко» дословно означает свободный и показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец (поставщик) включает транспортные расходы в отпускную цену товара.
IX. По стадиям продаж различают:
1). Цены предложения, по кот. продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, кот. затем корректируется в ходе переговоров (торгов) с покупателем.
2). Цена спроса, по кот. покупатель заинтересован приобрести товар.
3). Цена реализации – фактическая цена, достигнутая в рез-те переговоров продавца и покупателя.
Большинство цен отражены в каталогах, справочниках, прейскурантах и ценниках. Вопросами ценообразования в стране в целом занимается Госкомцен РФ, Комитеты по ценообразованию суверенных республик в составе РФ, отделы цен в краевых, областных и местных исполкомах советов народных депутатов.