Япония в мировой экономике

Япония (Я.) - ведущая экономическая держава, вторая по величине национальная экономическая сила в мире. Население Я. составляет примерно 2% общемировой численности, но создает оно 11% ВМП (по

текущим валютным курсам), и 6,4% (по ППС). Современные позиции Я.в МХ – результат ее экономического развития во второй половине 20 века.

История (интересно знать)

Этапы развития экономики Я. в послевоенное время: восстановительный период и проведение реформ (1946 -1952), период высоких темпов роста (1953- 1973), период адаптации к росту цен на топливо и интернационализации экономики (1974-1989), кризис 90-х годов и последующий выход из него.

1. После поражения Я. во II мировой войне штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. Была установлена система приоритетных производств: базовые и инфраструктурные отрасли, в том числе черная металлургия, угольная промышленность, электроэнергетика, железнодорожный и морской транспорт. Важные реформы были проведены в соц-эки политической сферах. Аграрная реформа фактически ликвидировала феодальное землевладение. Была проведена демонополизация (ограниченная). Конституция 1947 г зафиксировала отказ от войны, что предопределило наименьшее среди РС бремя военных расходов – менее 1 % ВВП,

2. Эк. Я. в 50-60 гг. развивалась исключительно стремительно, опережая все другие страны. Темп эк роста превышал 11-14%. Это дало возможность говорить о т.н. я. экономическом чуде. Это период развития традиционных трудоемких и капиталоемких отраслей. В эти годы развитие шло в условиях стабильно низких цен на минеральное сырье. Это позволило Я., базируясь на импорте, создать мощные энерго-, ресурсоемкие и капиталоемкие производства: черную и цветную металлургию, нефтепереработку, судостроение и т.д. Во многом, такое интенсивное экономическое развитие стало возможным, благодаря очень высокой норме валового накопления (более 30%). Инвестиции направлялись как в развитие традиционных, так и новых отраслей. Высокая норма капиталовложений отражала гигантский размах нового строительства и переоборудования производственных мощностей.

В этот период инновационная политика основывалась на заимствовании научных достижений других стран. Это позволило создать широкий набор современных производств, сэкономить значительные финансовые, материальные ресурсы и время. В результате Я. смогла ликвидировать отставание от ведущих РС по большинству экономических показателей.

3. В 1970-е годы начался новый этап в развитии я. экономики. Резкий рост цен на сырье и энергетические ресурсы создал новую ситуацию для ресурсоемких отраслей, а рост реальной заработной платы начал подрывать КСП трудоемких отраслей. Национальное хозяйство вынуждено было переходить к энерго- и материалосберегающим технологиям. Необходимо было развитие наукоемких отраслей. Производство продукции, потерявшей КСП, стало заменяться импортом. Переход к новому типу воспроизводства сопровождался развитием НИОКР. Расходы на НИОКР выросли с 2 до 3% ВВП. Изменилась структура обрабатывающей промышленности: значительно выросла доля машиностроения, сократилась доля текстильной, деревообрабатывающей.

В 70-80 гг. темпы эк роста составляли 4-4,5%, но они были значительно выше общемировых, что упрочило позиции Я. (3 место после США и СССР).

4. «Экономика мыльного пузыря»: кризис 90-х гг. В Я. господствовало завышенное представление о могуществе я. экон. системы. Стал увеличиваться отрыв курса акций и цен на землю от их реальной доходности. => «мыльный пузырь» накачивался. Проходила либерализация и интернационализация финансовой сферы, снижение процентных ставок привело к увеличению денежной массы, но это увеличение не совпадало с возможностями расширения реального производства => денежная масса раздувала «мыльный пузырь». Рост цен на акции и земельные участки стал неостановимым. Вскоре произошел обвал цен. Эк мыльного пузыря разрушила налаженный хозяйственный механизм Я. и привела к рецессии, которая продлилась все 90-е годы и захватила начало 21 века. В этот период была проведена либерализация предпринимательской деятельности, произошел переход от массового производства однотипной продукции к выпуску индивидуализированных товаров. Данные за 2003-2006 год свидетельствуют о начале выхода из кризиса. Темп эк роста 1,8-2,8% в год. Еще большими темпами растет производство, наблюдается снижение безработицы.

Настоящее время Я. занимает одно из ведущих мест в м/н эк отношениях. Она является одной из крупнейших капитало- и товароэкспортирующих стран. На Я. приходится 4,1% мирового объема ПИИ и 5,3% мирового экспорта. По объему экс Я. уступает только США, Герм и Китаю. Экспортная квота 12% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экс (производство часов, магнитофонов, кассовых аппаратов, копировальных машин). Около ¼ продукции машиностроения отправляется на внешний рынок.

В структуре экспорта доля промышленной продукции составляет 95%. Доля автомобилей -16,3%. Высока доля бытовой электроники. Доля наукоемкой продукции в экс обрабатывающей промышленности– 24%. Среди РС Я. по этому показателю уступает Южной Корее, США, Ирландии и Англии (существенная часть экспортных поставок в мире: суда, легковые автомобили, сталь, двигатели внутреннего сгорания, электромашиностроение, полупроводники, транзисторы).

Структура импорта отражает бедность минеральной базы Я. Страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и с/х сырья. Свыше 10% мирового имп нефти, каменного угля, хлопка и шерсти, крупные позиции занимает рыба. Я - один из крупнейших в мире импортеров продовольственных товаров: около 10% мирового имп зерновых, масличных семян, мяса и около 5% молочных продуктов, бананов, сахара. 32% в структуре имп приходится на продукцию машиностроения (это ниже чем в др. РС).

Внешнеторговые связи в географическом плане концентрируются на США и Китае. На американском рынке реализуется 25% я. экспорта и обеспечивается 15% импорта. На РаС приходится около половины экспорта Я. и свыше 40% импорта. Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива – главные рынки сбыта и закупок энергетического сырья. Закупки рудного и химического сырья происходят в Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Я. является основным торговым партнером для ряда стран В и Ю-В Азии: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Ю Кореи, Китая.

Особенностью организационной структуры системы управления м/н деятельностью является то, что самая большая роль в организации и осуществлении м/н деятельности принадлежит 9 универсальным торговым посредническим компаниям. Это торговые дома «Мицубиси», «Мицуи» и др. На них приходятся 28% экс и 38% имп.

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо. Если рассматривать технологический платежный баланс, то с конца 1990-х гг. поступления стали превышать платежи по технологиям. Япония все технологии импортирует из РС, причем 69% из США, а экспортирует почти поровну в развитые и развивающиеся страны. 40% от общего объема экспорта технологий вывозится в страны Азии. Я. компании расширяют научно-техническое сотрудничество со странами ВА и ЮВА, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на производстве технологически сложной продукции.

Я. - одним из основных экспортеров ПИИ. Среднегодовой объем вывоза ПИИ превышает 30 млрд. долл. В мировом объеме накопленных ПИИ доля Я. составляет 4%. На зарубежные мощности я. компаний приходится 12% внутреннего производства, но это в 2 раза ниже соответствующих показателей США и Герм.

Основным рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%). (Я. Отстаёт в: ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика). Далее приоритеты я. компаний распространяются на З Европу (Англия и Нидерланды). На страны ВА и ЮВА приходится 20% всех японских ПИИ, особенно Китай, Индонезия, Таиланд. Зарубежные я. предприятия в ВА и ЮВА отправляют в Я. 40% их экспорта (предпосылка для экономической интеграции в этом регионе).

Я. не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Объем накопленных ПИИ в Я. составляет только 1,2% общемировых.

Во время кризиса. Объем промышленного производства в Я. в феврале 2009 года упал на 9,4% по сравнению с январем текущего года. В январе 2009 года промпроизводство в Я. снизилось на 10,2% по сравнению с предыдущим месяцем. Поставки я. товаров за рубеж сократились на 49,4 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Сильнее всего кризис затронул автомобильную индустрию Я.: по данным за февраль производство автомобилей в этой стране сократилось на 56,2% и составило 481,4 тыс. автомобилей, объем экспорта - на 64% до 212 тыс. автомобилей. МВФ предсказывает, что в течение 2009 года японская экономика сократится на 5,8%. Министр финансов Японии Каору Есано заявил, что правительство потратит на поддержание экономики намного больше, чем 2% валового внутреннего продукта страны. Объем я. экспорта в годичном исчислении упал почти на 50%.

Помощь экономике: пакет анти­кризисных мер, объем которых может составить до 20 трлн иен (203 млрд долл.), японские власти планируют выдавать компаниям субсидии на выплаты компенсаций уволенным сотрудникам. Предусматриваются также дотации на приобретение экологически чистых автомобилей и электроники, расширение доступа к высокоскоростному Интернету.

17. Национальная внешнеторговая политика: содержание, инструменты, эффективность

Внешнеторговая политика представляет собой комплекс правовых, эко­номических и организационных мер регулирования внешней торговли, как импорта, так и экспорта.

Осн цели: изменение степени и способа включения данной страны в МРТ, изменение объема экспорта и импорпта, изменение структуры внеш торговли, обеспечение страны необх рес-ми, изменение соотнош эксп и имп цен.

Направления: политика свободной торговли и протекционизм. 1. Означает, что гос-во воздерживается от непосредств воздействия на внеш торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Это приводит к положит политич последствиям, т.к. в этом случае страны становятся более взаимозавис-ми и снижается опасность враждебных действий по отнош др к др. Такая политика позволяет получить наиб выгоду от м/унар эк-го обмена в основном странам эк-ки более развитым, хотя в чистом виде она нигде не применялась. 2. Направлена на защиту отеч эк-ки от иностр конкуренции. Способствует развитию в стране определенных отраслей. В своей крайней форме принимает форму автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство кот-х в данной стране невозможно.

Инструменты торговой политики (тарифные и нетарифные)

I. Тамож тарифы – систематизированный перечень ставок тамож пошлин. Таможенная пошлина -это налог, которым облагается товар при пересечении границы.

Тамож пошлины:

1. направление движения товара (экспортные, имп и транзитные);

2. Способ установления (адвалорные -% от цены товара, специфические –в абсолю выражении от единицы измерения, комбинированные);

3. ставка пошлины (максимальные, договорные, преференциальные (ниже договорных)); 4.направление действия пошлин (преференциальные (ниже минимального для создания благоприятных условий для торговли к-либо товаром или с к-либо страной), дискриминационные: ответные (для воздействия наи партнера с целью сокращения применяемых им ограничений), компенсационные (выравнивание условий торговли), антидемпинговые (выравнивание цен));

5. Экономический хар-р (фискальные – приток доходов в казну, протекционистские – защита нац продукции, экспансионистские – способствуют демпингу и экспорту капитала).

Принцип тарифной эскалации: повышение уровня тамож обложения в зависимости от степени обработки изделия.

Значение тарифных ограничений как одного из способов защиты внут­реннего рынка снижается:

1) эффективность тарифов ниже, чем нетарифных ограничений;

2) введение тарифов одной стороной международной торговли приво­дит к аналогичным мерам контрагента;

3) ставки тарифов часто регламентируются международными соглаше­ниями.

II. Нетарифные барьеры

Нетарифное регулирование - это устанавливаемая государством систе­ма запретов и ограничений на ввоз и/или вывоз товаров в целях защиты внутреннего рынка и экономических интересов страны.

Группы: меры фискального, нефискального и ад­министративно-технического характера.

1) Меры фискального характера - это дополнительные налоги (НДС, акци­зы) и сборы (гербовые, лицензионные, консульские и т.д.), взимаемые с уча­стников внешнеэкономической деятельности.

2) меры не фискального характера:

1) прямой запрет экспорта и/или импорта (временный или постоянный);

2) добровольное ограничение экспорта;

3) количественные ограничения (квоты) и лицензирование экспорта и/или импорта;

4) выдача лицензий при условии заключения бартерных сделок;

5) технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фито-санитарные и экологические требования и стандарты в отношении ввози­мых товаров;

7) государственная монополия или ограничение числа организаций экс­портеров и/или импортеров отдельных видов товаров;

8) контроль за качеством товаров;

9) запреты и ограничения экспорта и/или импорта, исходя из нацио­нальных интересов;

10) запрет на торговлю с отдельными странами и т.д.

3) Меры административно-технического характера включают специальные правила и процедуры, применяемые при таможенном оформлении отдель­ных товаров, их перемещении через таможенную границу, в частности со­здание специальных пунктов пропуска, акцизных постов и т.д.

Эмбарго- запрет на ввоз или вывоз товаров.

квоты- установленный максимальный объем товара, ко­торый можно ввести или вывести в страну.

Лицензии - разрешения, выдаваемые государственными органами на осуществление экспортно-импортных операций.

Компенсационные сборы – разница м/у относ-но низкой ценой данного товара за границей и его относ высок ценой на внутр рынке.

Импортные депозиты –это взносы определенной суммы на спец счет в некоторой пропорции к ст-ти товара,которые возвращ ч/з некоторое время (без%).

Добровольные экспортные ограничения(ДЭО). В этом случае страна-экспортер «добровольно» ограничивает объем сво­его экспорта из-за угрозы страны-импортера в противном случае ввести высокие и всесторонние торговые ограничения, у которой этот экспорт на­носит ущерб внутренней отрасли.

Наши рекомендации