Инструменты государственного регулирования и динамика инвестиционных процессов в регионе
Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо постоянно совершенствовать законодательство, стимулирующее привлечение инвестиций в экономику региона. В данной сфере действуют федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемых в форме капитальных вложений»; «Об иностранных инвестициях в РФ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; «О финансовой аренде (лизинге)»; «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др.
Во Владимирской области в 2002 г. принят Закон № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области». Действует областная целевая программа привлечения иностранных инвестиций на территорию области. Принято постановление Губернатора от 27.01.2003 г. № 32 «Об утверждении положения об одобрении инвестиционных проектов».
В соответствии с законом № 90-ОЗ государственная поддержка инвестиционной деятельности в регионе осуществляется в следующих формах:
- предоставление налоговых льгот;
- оформление инвестиционных налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей;
- предоставление бюджетных кредитов;
- выделение субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов;
- разработка и реализация областной адресной инвестиционной программы;
- предоставление бюджетных инвестиций Владимирской области;
- оформление государственных гарантий областного бюджета.
Порядок принятия решений о государственной поддержке инвестиционной деятельности предусматривает экспертизу инвестиционных проектов, по результатам которой им присваивается статус одобренных инвестиционных проектов.
Различные меры государственной поддержки предусматриваются для инвестиционных проектов, направленных на инвестирование в инфраструктурное обустройство земельных участков или существующих производственных площадок путем нового строительства или реконструкции для дальнейшего размещения мощностей сторонних организаций по производству промышленной продукции, проведению опытно-конструкторских работ и осуществлению научной деятельности, оказанию транспортно-складских и логистических услуг, организации деятельности по обслуживанию туристов, а также иных видов хозяйственной деятельности, не запрещенных действующим законодательством.
Наиболее значимой формой стимулирования потенциальных инвесторов являются налоговые льготы. Они выступают внешним стимулятором экономических процессов, поскольку высвобождают дополнительные средства налогоплательщиков на развитие хозяйственной деятельности. В экономическом смысле льготы выполняют роль дополнительных инвестиций государства в приоритетные направления развития. Предоставление налоговых льгот на срок окупаемости инвестиционного проекта на территории области осуществляется: по налогу на прибыль – в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет, до 15,5% включительно; по налогу на имущество организаций.
Государственную поддержку уже получили 18 проектов, из которых наиболее крупные ООО «Русджам» (г. Гороховец), ОАО «Стекловолокно» (Гусь-Хрустальный), ООО «Вестел-СНГ» (г. Александров), ОАО «Петушинский металлический завод». Общий объем инвестиций, направленный на реализацию данных проектов составил более 440 млн долл. США.
Эффективным инструментом повышения заинтересованности инвесторов выступает субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями на реализацию инвестиционных проектов. При этом инвесторам осуществляется компенсация затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов. Субсидии на эти цели предоставляются за счет средств областного бюджета, объем которых устанавливается законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Основные направления субсидирования определяются с учетом приоритетности направления инвестиций. В настоящее время такая форма поддержки осуществляется в отношении агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса.
Для экономики региона характерна положительная динамика привлечения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. По данным федеральной службы государственной статистики объем инвестиций в основной капитал за 2009 год составил 47,9 млрд. руб. (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального строительства и неформальной экономики), что в сопоставимой оценке на 2,8% выше уровня 2008 года. Динамика привлечения инвестиций в основной капитал приведена на рисунке 5.
|
Рисунок 5 - Динамика привлечения инвестиций в основной капитал, млрд. руб.
Собственные средства организаций составили 27,8% общего объема инвестиций в основной капитал, 72,2% - привлеченные средства. Среди привлеченных средств на долю бюджетных ресурсов приходится 13,5%, заемные средства других организаций – 26,7%, кредиты банков – 8,4 %, прочие средства – 23,1%. Более подробная информация по источникам финансирования и использованию инвестиций приведена в приложениях № 1-3.
Значительную роль в регионе играют иностранные инвестиции. За 2004-2008 г.г. в экономику вложено почти 2 млрд. долларов США. Среднегодовой темп прироста иностранных инвестиций за этот период составил 51,1%, что подтверждается данными, приведенными на рисунке 6.
В 2009 г. в условиях финансового кризиса данный показатель несколько снизился и составил 530,6 млн. долл. США.
|
|
Рисунок - 6 Динамика иностранных инвестиций, млн. долл. США
Ежегодно возрастает роль и значение коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) в экономике, которых по данным федеральной службы государственной статистики в области работает 160. Их оборот в 2009 году составил 80,7млрд. руб. или 28 % от общего оборота организаций области. При этом в таких отраслях, как «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа, воды», на долю КОИИ приходится почти 40 % общего оборота организаций, относящихся к данным видам экономической деятельности. Доля работающих в КОИИ – 10,7% от общей численности занятых в экономике. За счет привлечения иностранных инвестиций в области последовательно формируется сектор «новой экономики» с почти десятикратной разницей в производительности труда.
Но несмотря на положительные тенденции в инвестиционной сфере, Владимирская область по объему привлекаемых инвестиций в основной капитал значительно отстает от большинства регионов Центрального федерального округа. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения, включенному в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, Владимирская область находится в числе регионов, у которых он в 2 раза ниже среднего значения по ЦФО и в целом по Российской Федерации (таблица 6).
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека, руб. Таблица 6
Территория Инвестиции по годам | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Владимирская область | 9 521 | 13 591 | 14 765 | |
ЦФО | 17 014 | 21 637 | 21 664 | |
Российская Федерация | 18 951 | 23 203 | 25 883 |
Основные проблемы развития хозяйственного комплекса региона и обоснование необходимости дальнейшего развития его инфраструктуры систематизированы в приложениях № 4 и 5.
Динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности отражена в таблице 7. В структуре инвестиций в основной капитал по итогам 2009 года наибольший удельный вес имели обрабатывающие производства (43,7%), транспорт и связь (30,7%).
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности[55]
(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей/ в процентах) Таблица 7
2008 в% к 2007 (в сопоставимых ценах) | 2009 в% к 2008 (в сопоставимых ценах) | |||||||
млн. руб. | % | |||||||
Инвестиции в основной капитал - всего | 14076,0 | 17745,5 | 28923,5 | 32321,1 | 111,7 | 33290,7 | 103,0 | |
в том числе по видам экономической деятельности: | ||||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 1098,8 | 1797,6 | 2822,4 | 2265,6 | 80,3 | 1422,8 | 4,3 | 62,8 |
Добыча полезных ископаемых | 38,2 | 53,5 | 120,1 | 139,1 | 115,8 | 64,8 | 0,2 | 46,6 |
Обрабатывающие производства | 5783,6 | 8309,0 | 9091,5 | 9649,6 | 106,1 | 14542,0 | 43,7 | 150,7 |
Окончание таблицы 7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 922,0 | 1439,9 | 2611,0 | 2794,4 | 107,0 | 2140,5 | 6,4 | 76,6 |
Строительство | 675,2 | 785,9 | 1831,6 | 164,5 | 8,98 | 87,7 | 0,3 | 53,3 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 324,5 | 465,5 | 816,8 | 3278,4 | в 4,0 р. | 380,3 | 1,1 | 11,6 |
Гостиницы и рестораны | 27,9 | 34,3 | 51,0 | 19,5 | 38,1 | 7,8 | 0,0 | 40,1 |
Транспорт и связь | 3389,0 | 2527,6 | 7760,1 | 8789,9 | 113,2 | 10231,4 | 30,7 | 116,4 |
Финансовая деятельность | 200,2 | 294,3 | 445,6 | 418,6 | 93,9 | 340,7 | 1,0 | 81,4 |
Операции с недвижи- мым имуществом,аренда и предоставление услуг | 927,0 | 1000,7 | 1323,9 | 1710,8 | 129,2 | 1681,7 | 5,1 | 98,3 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 97,7 | 266,4 | 568,9 | 1380,9 | в 2,4 р. | 1146,2 | 3,4 | 83,0 |
Образование | 222,9 | 218,3 | 486,3 | 723,5 | 148,7 | 486,2 | 1,5 | 67,2 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 249,1 | 367,7 | 537,1 | 603,1 | 112,2 | 511,4 | 1,5 | 84,8 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 119,9 | 184,8 | 457,2 | 368,2 | 80,5 | 247,1 | 0,7 | 67,1 |
Анализ динамики инвестиций в основной капитал показывает, что в 2009 году произошло значительное увеличение их объема в обрабатывающих производствах (150,7%), в том числе в производстве пищевых продуктов в 5,6 раза, по видам деятельности химическое производство (147,7 %), производство обуви (129,3 %), металлургическое производство (в 3,7 раза). Это говорит о том, что новые инвестиционные проекты реализовывались на инфраструктурно обустроенных площадках. На реализацию программ по строительству и развитию инфраструктуры в области в 2009 году направлено из всех бюджетных источников почти 827 млн. рублей. Для социального развития села построено 186 км распределительных газовых сетей, 26,8 км локальных водопроводов. Проведена работа по реконструкции и техническому перевооружению линий электропередач.
Несмотря на имеющиеся проблемы в течение минувшего года введены в строй действующих 15 новых предприятий и производственных мощностей. Среди них: кондитерские фабрики «Большевик» и «Ферреро» в Собинском районе, завод индивидуального малоэтажного домостроения в Кольчугинском районе, завод по производству напольных покрытий ООО «Ютекс Ру» в Камешковском районе, увеличено производство ювелирных изделий на ООО «Ювелирный завод «Адамант» (Кольчугинский район) и др.
В целом можно сделать вывод о том, что в области последовательно формируется новая структура экономики, где доминирующим становится сектор производства товаров и услуг, построенный на самых современных технологических принципах, дающих десятикратный рост производительности труда. В соответствии с заключенными соглашениями намечается реализация значительного количества инвестиционных проектов, однако они весьма дорогостоящие из-за острой потребности в реконструкции старой и развитии новой инженерной инфраструктуры.
Проведение сравнительного анализа структуры инвестиций в основной капитал и структуры валового регионального продукта выявляет ряд диспропорций между удельным весом видов экономической деятельности и долей привлеченных инвестиций в соответствующие сектора экономики региона.
Сравнительный анализ структуры ВРП и инвестиций
в основной капитал[56] Таблица 8
Структура ВРП,% | Структура инвестиций в основной капитал по ОКВЭД,% | |
Обрабатывающие производства | 35,1 | 31,4 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт | 12,6 | 2,8 |
Окончание таблицы 8
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | ||
Транспорт и связь | 10,7 | 26,8 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 9,3 | 9,8 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 5,4 | 4,6 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение | 5,4 | |
Строительство | 4,7 | 6,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 4,5 | 9,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 4,2 | 1,9 |
Образование | 3,4 | 1,7 |
Финансовая деятельность | 1,9 | 1,5 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,5 | 1,6 |
Гостиницы и рестораны | 0,9 | 0,2 |
Добыча полезных ископаемых | 0,4 | 0,4 |
Итого: | 100,0 | 100,0 |
Как видно из таблицы 8, наиболее остро нехватка инвестиционных ресурсов наблюдалась в таких отраслях, как торговля, обрабатывающие производства, здравоохранение, образование, гостиницы и рестораны. В то же время значительные резервы имелись в отраслях: транспорт и связь, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа, воды.
Комплексный инновационный сценарий развития Владимирской области, предусмотренный Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года, полагает активные структурные сдвиги, обусловленные комплексными инвестициями во все сектора экономики. Он базируется на качественном синтезе науки и производства, внедрении высоких технологий в различные сферы деятельности, модернизации устаревших ресурсозатратных производств.
Для обеспечения реализации Комплексного инновационного сценария развития области объем инвестиций в основной капитал к 2012 году должен составлять не менее 66 млрд. руб., в том числе иностранных инвестиций -1208,2 млн. долларов США (таблица 9).1
Ожидаемые показатели инвестиционной деятельности,
характеризующие реализацию инновационного сценария развития Владимирской области Таблица 9
Наименование показателей, единицы измерения | Значения по годам | ||||
(факт) | (факт) | ||||
Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. в год | 37,8 | 46,8 | 66,0 | 142,1 | 211,4 |
в том числе иностранные инвестиции, млн. долларов США | 483,3 | 673,9 | 1208,2 | 2300,0 | 3887,0 |
В настоящее время администрацией разработана долгосрочная целевая программа привлечения инвестиций на территорию Владимирской области на 2010-2013 годы, однако подробный анализ программных мероприятий (приложение № 6) показал, что они в основном имеют организационный характер и не предусматривают существенных инвестиционных вложений в инфраструктурные сектора экономики. Следовательно, данные направления деятельности необходимо исследовать более подробно.