Структура органов государственного управления Республики Беларусь

Система государственного управления РБ, построенная по функционально-отраслевому и тер­риториальному принципам, включает 25 министерств, 7 го­сударственных комитетов, 7 государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.

Мин-ва и гос комитеты являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими госу­дарственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли и координирующими деятельность в этой отрасли дру­гих республиканских органов государственного управления РБ.

В центральных аппаратах министерств, государственных ко­митетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, кот явл структурными подразделениями мин-в и осуществляют спец функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции со­ответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствую­щих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных администраций. Из республиканских орга­нов управления экономикой и социальной сферой свои терри­ториальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, при­родных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и соци­альной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу РБ.

Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории государственной политики в отдельных от­раслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполко­мов, соответствующим республиканским органам государс­твенного управления.

44.Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-экономическому развитию РБ.

Прогнозы социально-экономического развития РБ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству, облисполко­мами и Минским горисполкомом.

Гос. прогнозирование соц-экон развития РБ на долгосрочную перс­пективу включает разработку национальной стратегии устойчивого соц-эко­н. развития и основных направлений соц-экон. развития. Правовым актом является постановление Совета Мин РБ. Нац. стратегия устойчивого соц-экон развития РБ (НСУР) разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. Основные направления соц-экон развития РБ на 10-летний период разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогно­зируемого периода. Программа соц-экон развития РБ на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правовым актом является постановление Совета Министров РБ. Прогноз социально-экономического развития РБ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегод­но в сроки, определяемые постановлением Совета Мин РБ.

Также система планирования и прогнозирования экономи­ки Республики Беларусь включает следующие комплексные документы: Гос программа импортозамещения на 2006— 2010 годы; Государственная комплексная программа развития регио­нов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы. Программа подготовки временных (антикризисных) уп­равляющих в отношении государственных организаций, ор­ганизаций с долей государственной собственности в уставном фонде, градообразующих и приравненных к ним организаций. План реализации важнейших мероприятий, направлен­ных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств — участников Содружества Независимых Госу­дарств в экономической сфере в 2003-2010 годах, утвержден­ный Решением Совета глав государств СНГ. Национальная программа международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы. Комплексная программа развития сферы услуг в Респуб­лике Беларусь на 2006—2010 годы. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы. Государственная программа развития охотничьего хо­зяйства на 2006-2015 годы. Программа развития промышленного комплекса Респуб­лики Беларусь на 1998-2015 годы.

Финансово-бюджетная и

Налоговая система РБ.

Бюджетная система - это основанная на экон. отношениях и юрид. нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Бюдж система РБ включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений. Общегосударственное расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом РБ могут создаваться внебюджетные фонды. Бюджетное устройство в РБ основано на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется админ-терр делением. На постоянной основе установлено разграничение доходных источников и расходных полномочии между бюджетами разного уровня бюджетной системы РБ.

Налоговая система - совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль. Основы бюдж-налоговой системы страны заложены Конституции РБ. В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Проведение налоговых реформ направлено на : снижение налоговой нагрузки, обеспечение реальных доходов населения, совершенствование методологии формирования и использования бюджета, уменьшение количества мелких отчислений, усиление налоговой поддержки научно-исследовательских разработок в негосударственном секторе экономики. С 1 января 2009 г. в налоговом зак-ве был реализован ряд мероприятий по снижению налоговой нагрузки на эк-ку и упрощению налогообложения.

46.Кредитно-денежное регулирование в Республике Беларусь. Денежно-кредитная система Республики Беларусь являет­ся системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономи­ческими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основ­ные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правле­нием Национального банка.

Денежно-кредитная политика должна решать общие задачи, возникающие в контексте развития страны и макроэкономической ситуации, и специфических, связанных с особенностями банковского сектора, обеспечивающего сохранность и эффективность размещения активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежной системы. Денежно кредитное регулирование осуществляется процентной ставкой Национального банка (регулирование учётной ставки, ставки рефинансирования, депозитной ставки), политикой резервирования(установление НБ обязательных резерв), операциями на открытом рынке, рефинансирование банков и валютным регулированием. Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной Концепции развития банковской системы РБ на 2001-2010 годы. Её основными ориентирами являются: защита и обеспечение устойчивости бел. Рубля, его покупательной способности и курса по отношении к ин. валютам, развитие и укреплении банковской системы. Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платёжной системы. В прогнозных документах (НСУР 2020) определены перспективные цели денежно-кредитной политики: обеспечение устойчивости бел. рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции, развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы. Поддержание обменного курса бел. рубля, обеспечение эффективного надёжного и безопасного функционирования платёжной системы и хранении сбережений в банковской системе, увеличение уровня монетизации ВВП.

НБ применяются следующие меры: в области регулирования денежной массы - наращивание денежного предложения в нац. валюте; в области процентной политики - поддержание положительной доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики ; в области политики обменного курса - обеспечение траектории номинального курса бел. рубля к корзине валют.

Наши рекомендации