Предпосылки и сопутствующие обстоятельства индустриализации
207 Как писал Эштон, изменения затронули не только промышленность, но и социальную и интеллектуальную сферы. В действительности они оказали влияние также на коммерческие, финансовые, сельскохозяйственные и даже политические проблемы. В этой «сплошной паутине» исторических перемен трудно выбрать приоритеты, особенно с учетом того, что методы или «единицы измерения» самих перемен ненадежны или отсутствуют вовсе. Однако есть основания полагать, что интеллектуальные изменения являлись наиболее фундаментальными, в том смысле, что они сделали возможными другие перемены и стимулировали их.
207 Уже в Средние века некоторые люди стали задумываться о практической возможности использования сил природы. Позже
208 научные достижения, связанные с именами Коперника, Галилея, Декарта и Ньютона (и многих других), придали силу этим идеям' В Англии влияние Френсиса Бэкона, одним из афоризмов которого было выражение «Знание — сила», привело к основанию в 1660 г. королевского общества «для развития знаний о природе». Некоторые ученые рассматривают применение науки к производству в качестве отличительной черты современной промышленности. Несмотря на свою привлекательность, эта точка зрения не лишена слабостей. На заре современной промышленности в XVIII в. наука и научное знание были слишком слабыми, чтобы их можно было непосредственно применять в производственных процессах. Фактически лишь во второй половине XIX в., когда начался расцвет химии и электротехники, научные теории стали играть роль основы для разработки новых процессов и создания новых отраслей. Однако неоспорим тот факт, что еще в начале XVII в. научные методы — в частности, методы наблюдения и эксперимента — стали применяться (хотя и не всегда успешно) для решения утилитарных задач. Использовались эти методы отнюдь не только учеными. Одной из наиболее значительных черт технического развития в XVIII в. и в начале XIX в. было большое количество крупных инноваций, осуществленных самобытными мыслителями, механиками и инженерами-самоучками (само слово инженер приобрело свое современное значение именно в XVIII в.). Во многих случаях термин «экспериментальный метод» может быть слишком формальным для описания реального процесса; более уместным было бы выражение «метод проб и ошибок». Однако желание экспериментировать и осуществлять инновации проникло во все слои общества, включая даже сельское население, традиционно более консервативное и подозрительно относящееся к нововведениям.
Именно потому, что Англия была первой страной, начавшей широкомасштабную индустриализацию, она же была лидером в деле повышения производительности сельского хозяйства. К концу XVII в. Англия уже находилась в первом ряду европейских стран по уровню производительности сельского хозяйства, в котором было занято лишь около 60% населения. Хотя абсолютная численность сельскохозяйственных рабочих продолжала возрастать вплоть до середины XIX в., их доля в совокупной численности рабочей силы устойчиво снижалась, составив в начале XIX в. примерно 36%, в середине XIX в. (когда их абсолютное количество достигло максимума) — примерно 22%, а в начале XX в. она составляла уже менее 10%.
208 Средства, с помощью которых Англия повышала производительность сельского хозяйства, носили во многом характер экспериментов с новыми культурами и новыми типами севооборота. В XVI в. из Нидерландов были заимствованы методы культивирования турнепса, клевера и других кормовых культур, которые стали широко распространяться в XVII в.
208 Возможно, наиболее важным
209 ововведением в сельском хозяйстве до появления методов научной агрономии в XIX в. было развитие плодопеременной технологии, предусматривающей временное превращение пашни в пастбища (часто с высевом новых кормовых культур) вместо прежней практики постоянного разделения земель на пашню и пастбища. Эта технология имела двойное преимущество: она восстанавливала плодородие почвы путем улучшения севооборота (в т.ч. высева бобовых культур), а также позволяла поддерживать более высокое поголовье скота, благодаря чему производилось больше навоза для удобрения, а также больше молока, мяса и шерсти. Многие землевладельцы и фермеры также экспериментировали с селекцией домашнего скота.
Важным условием как улучшения севооборота, так и селекции скота было огораживание и консолидация полей. При традиционной системе открытых полей было трудно, если вообще возможно, добиться согласия между многими земледельцами на введение новой культуры или нового типа севооборота, а при выпасе скота в общих стадах было трудно осуществлять селекцию. Несмотря на сильные стимулы к огораживанию, оно имело множество противников, преимущественно в рядах коттеров и сквоттеров, которые не имели своих участков в рамках системы открытых полей и обладали лишь традиционными правами выпаса одной —двух голов скота на общинном пастбище. Наиболее известными были огораживания, которые проводились в соответствии с парламентскими законами в период между 1760 г. и концом наполеоновских войн, поскольку именно они сопровождались всплеском оппозиционной литературы (рис. 7.2). Однако огораживания на основе личных соглашений шли почти непрерывно с конца Средних веков; особенно интенсивными они были в конце XVII в. и первые шесть десятилетий XVIII в. К этому времени более половины пахотных земель Англии было огорожено.
Новый сельский ландшафт, который появился на месте деревень, окруженных открытыми полями, состоял из компактных, консолидированных и огороженных (стеной, забором или изгородью) ферм, в большинстве своем имевших площадь от 100 до 300 акров. Процессу огораживания и технологическим улучшениям сопутствовала тенденция к укрупнению ферм. В 1851 г. около одной трети обрабатываемой земли принадлежала фермам, владевшим 300 и более акров земли. На фермы, имевшие менее 100 акров, приходилось только 22% земли. Но даже при этом число владельцев небольших ферм в два раза превосходило число владельцев прочих ферм. Причина этого заключалась в том, что владельцы небольших ферм обрабатывали землю с помощью членов своих семей, в то время как крупные фермеры были капиталистическими арендаторами, которые нанимали безземельных сельскохозяйственных рабочих. Принято было считать, что огораживания привели к «обезлюдению» деревни, однако на самом деле связанные с ними новые технологии культивации вели к
210 росту спроса на труд.
210 Абсолютная численность сельскохозяйственной рабочей силы стала сокращаться не ранее чем со второй половины XIX в., когда были внедрены такие сельскохозяйственные машины, как молотилка, косилка и паровой плуг.
Рис. 7.2. Последние огораживания в Англии.
210 Тем временем растущая производительность английского сельского хозяйства дала возможность прокормить городское население при устойчиво растущем стандарте питания.
210 Фактически в течение примерно столетия с 1660 г. по 1760 г. оно производило «избыточную» продукцию, направлявшуюся на экспорт, прежде чем темпы роста численности населения обогнали темпы роста производительности.
210 Относительно процветающее сельское население, более специализированное и ориентированное на рынок, чем крестьянство других европейских стран, представляло собой также рынок сбыта для самых различных промышленных продук-211-тов, от сельскохозяйственных орудий до таких потребительских товаров, как ткани, оловянная и керамическая посуда.
211 Коммерциализация сельского хозяйства отражала общий процесс коммерциализации всей страны. Уже в конце XVII в. английская внешняя торговля в расчете на душу населения превышала торговлю всех других стран, кроме Нидерландов, а в Лондоне стала развиваться очень сложная система организации торговли и финансов, в результате чего Лондон стал составлять конкуренцию Амстердаму. Между 1688 и 1801 гг., в то время как относительная доля сельского хозяйства в национальном доходе упала с 40% до 32,5%, а доля горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, а также строительства возросла с 21% до 23,6%, относительная доля торговли и транспорта выросла с 12% до 17,5%, т.е. в полтора раза.
211 Уже к XVII в. Лондон начал выступать в качестве «полюса роста» всей английской экономики.
211 Его преимущества носили и географический, и политический характер.
211 Римляне выбрали самое близкое к морю место на Темзе, где можно было навести мост и основать городское поселение. Сеть дорог с центром в Лондоне, построенная римлянами, в XVI в. и позже продолжала служить английской экономике. Подобным же образом лондонская гавань (pool) была самым верхним местом на Темзе, доступным для морских судов, и город уже в Средние века стал важнейшим портом Англии.
211 Местоположение национальной столицы в Вестминстере, на небольшом расстоянии вверх по реке от собственно Лондона, с которым он впоследствии слился, увеличивало богатство и население метрополиса. Рост численности населения был особенно интенсивным в XVI —XVII вв., и к 1700 г. Лондон догнал, а, возможно, и превзошел Париж, который прежде был самым крупным городом Европы.
Коммерциализация шла параллельно развитию финансовой организации страны. Истоки английской банковской системы неясны, но в первые годы после Реставрации 1660 г. некоторые лондонские ювелиры стали выступать в качестве банкиров. Они выпускали расписки на прием вкладов, которые циркулировали как банкноты, и предоставляли займы кредитоспособным предпринимателям. Основание Английского банка, имевшего законодательную монополию на акционерное банковское дело, заставило частных банкиров прекратить выпуск банкнот, но они продолжали принимать вклады, акцептировать тратты и учитывать векселя. Тем временем провинции за пределами Лондона оставались лишены официальных банковских услуг, хотя брокеры, адвокаты и богатые оптовые купцы совершали некоторые элементарные банковские операции, такие как учет векселей и перевод денег в Лондон. Английский банк не создавал филиалов, а его банкноты, имевшие крупный номинал, не обращались вне Лондона.
211 Более того, деятельность королевского монетного двора была крайне неэффективной; достоинство выпускаемых им золотых монет было слиш-212-ком высоко, чтобы они могли использоваться для выплаты заработной платы или в розничной торговле, а объем чеканки серебряной и медной монеты был очень невелик.
212 Связанная с этим нехватка разменной монеты заставила частных предпринимателей заполнить образовавшуюся нишу: промышленники, купцы и даже трактирщики выпускали расписки и жетоны, которые обслуживали нужды местного денежного обращения.
212 Из этих разнообразных источников и появился институт «местных банков» (country banks) — банков, расположенных вне Лондона, демонстрировавших быстрый рост во второй половине XVIII в. К 1810 г. таких банков насчитывалось почти 800.
212 Эйфория, порожденная Славной революцией, привела к созданию в 1690-х гг. множества акционерных компаний. Некоторые из которых, подобно Английскому банку, были утверждены королевской хартией и получили монопольные права. (В то время законодательство о формах предпринимательских организаций еще только складывалось.) Схожая эйфория охватила страну и после успешного окончания войны за Испанское наследство и достигла апогея в финансовом буме, известном под названием «бума Южных морей» (South Sea Bubble). Это имя связано с деятельностью «Компании Южных морей», учрежденной королевской хартией в 1711 г. и имевшей номинальную монополию на торговлю с Испанской империей, хотя реальная цель ее создания состояла в том, чтобы обеспечивать правительство финансами для продолжения войны. (Схожая спекулятивная мания в то же самое время имела место во Франции. Названная «Миссисипскнм бумом», она была спровоцирована шотландским финансовым авантюристом по имени Джон Лоу, который уговорил герцога Орлеанского, регента при малолетнем короле Людовике XV, разрешить ему создать банк, Banque Roy ale, а также компанию для освоения французских владений в Северной Америке, названную «Миссисипской компанией».) Пузырь лопнул в 1720 г., когда парламент по настоянию «Компании Южных морей» провел закон, запрещавший создание акционерных обществ без санкции парламента. Давать такие санкции он, однако, оказался не склонным. В результате Англия вступила в свою «промышленную революцию» с законодательным барьером на пути использования акционерной (корпоративной) формы организации, вследствие чего большинство промышленных и других предприятий организовывались в форме товариществ или обычных частных компаний. Вопрос о том, сдерживало это или нет английскую индустриализацию, был объектом активных дискуссий, но в любом случае этот фактор не являлся роковым препятствием. Указанное законодательное ограничение на создание акционерных компаний было отменено в 1825 г.
212 Другим крупным последствием Славной революции была, как уже упоминалось, окончательная передача государственных финансов королевства в руки парламента, что существенно снизило издержки государственных заимствований и таким образом осво-213-бодило капитал для частных инвестиций.
213 Хотя система налогообложения была высоко регрессивной (т.е. она возлагала непропорционально тяжелое бремя на слои населения с низким уровнем дохода), она также способствовала накоплению капитала для инвестиций. Вопрос о том, были ли эти накопления в массе своей направлены непосредственно в промышленность, спорен, поскольку большая часть крупных промышленных предприятий выросла из малых благодаря реинвестированию прибыли. Однако если и не прямо, то косвенно, путем вложений в инфраструктуру, особенно транспортную, эти средства все же внесли важный вклад в развитие индустриализации.
213 Перемещение больших количеств объемных грузов с низкой удельной стоимостью, например зерна, из деревни на городские рынки, леса для строительства, угля и руды из шахт и рудников к металлургическим заводам и доменным печам, требовало дешевого и надежного транспорта. До начала эры железных дорог речные пути являлись самыми экономичными и эффективными транспортными артериями. Своим ранним процветанием и быстрым стартом на пути к созданию современной промышленности Великобритания была во многом обязана своему островному положению, которое не только дало ей бесплатную защиту от разрушительных континентальных войн, но также и дешевый транспорт. Длинная береговая линия, великолепные природные бухты и множество судоходных рек сняли потребность в наземном транспорте, которая задерживала рост торговли и промышленности на континенте.
213 При всех географических преимуществах, в стране росла потребность в улучшении транспортных коммуникаций. В течение тридцатилетнего периода с 1660 г. по 1689 г. было принято 15 частных актов парламента по улучшению судоходности рек и гаваней. С 1690 г. по 1719 г. принято было 59 актов (включая законы о сооружении дорог), а с 1720 г. по 1749 г. — 130 актов. В 1750-е гг. началась эра каналов, в течение которой были построены водные пути для связи судоходных рек друг с другом, а также шахт и рудников со своими рынками. Иногда строительство канала требовало большого искусства, создания акведуков и подземных тоннелей. Всего за период 1750—1820 гг. к 1000 милям существовавших ранее судоходных водных путей было добавлено еще около 3000 миль (преимущественно каналов), расходы на которые оценивались в 17 млн фунтов стерлингов (рис. 7.3).
213 Посредством этих каналов и судоходных рек все главные центры производства и потребления были связаны между собой и с главными морскими портами.
213 Предприятия по строительству и эксплуатации каналов создавались как частные, ориентированные на получение прибыли компании, регистрация которых осуществлялась парламентскими актами (это было основное исключение из принципа, связанного с ограничением создания акционерных обществ), которые облагали пошлинами независимых владельцев судов и барж, а иногда имели и собственный баржевой флот, который сдавали в аренду.
Рис. 7.З. Внутреннее судоходство в Великобритании.
214 Британская сеть каналов и судоходных рек была чрезвычайно эффективна для своего времени, но все же не вполне удовлетворяла спрос на внутренние перевозки. Традиционно содержание дорог было обязанностью приходов, в принудительном порядке использовавших труд местных жителей.
214 Поэтому неудивительно, что состояние дорог, которые поддерживались таким способом,
215 было плачевным.
215 Начиная с 1690-х гг. парламент начал создавать путем частных актов «дорожные тресты» (turnpike trusts), которые должны были строить и содержать хорошие дороги, за передвижение по которым в повозках, верхом или пешком взимались пошлины. Эти тресты не были коммерческими компаниями; они создавались и контролировались попечителями, обычно местными землевладельцами, фермерами, купцами и предпринимателями, которые были заинтересованы не только в уменьшении своих налоговых обязательств, связанных с поддержанием дорог на приходском уровне, но и в улучшении доступа к рынкам. Хотя большинство подобных дорог были относительно короткими, около 30 миль или около того, многие из них были связаны между собой и впоследствии образовали густую сеть. На период 1750 — 1760 гг. пришелся наивысший подъем строительства дорог: с 3400 миль в 1750 г. их сеть выросла до 15000 миль в 1770 г. (рис. 7.4) и достигла наибольшей длины в 22000 миль в 1836 г., когда железные дороги стали заменять и мощеные дороги, и каналы.
Рис. 7.4. Дорожная сеть Англии и Уэльса в 1770 г. 215