Виды макроэкономической политики
Политика по методам осуществления разделяется на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную.
По объектам воздействия: воздействие на спрос и предложение.
По направленности: экспансионистская (стимулирующая) и рестрикционную (сдерживающая).
Сдерживающая направлена на стабилизацию цен, снижение инфляции, на торможение экономической активности (побочный эффект).
2. особенности нормативного подхода к макроэкономической политике.
Во всем макроэкономическом анализе преобладает транзитивный подход. В макроэкономической политике используется как позитивный, так и нормативный подходы (какой политика должна быть, что следует сделать правительству, т.е. нормативная оценка).
При позитивном подходе исследуются последствия тех или иных политических мероприятий для экономики без обычной их оценки. Т.е. как вектор инструментов влияет на экономические показатели.
При нормативном подходе определяется какие инструменты должно выбрать государство для достижения политических целей. Задаются цели и определяются инструменты.
Для реализации нормативного подхода используют два вида целей:
1. стратегические, которые входят в функцию общественного благосостояния и не поддаются прямому государственному вмешательству.
2. текущие, которые не входят в функцию общественного благосостояния, но поддаются государственному регулированию с помощью тех или иных инструментов.
Инструменты макроэкономической политики – те показатели, которые сами не являются целью, но с помощью которых правительственные органы могут воздействовать на целевые показатели.
У фискальной политики: изменения гос.закупок и налогов.
У денежно-кредитной: изменение денежной массы.
Кроме целевых показателей при использовании нормативного подхода в ряде случаев используется социальные, экономические нормативы и стандарты. Существуют два типа стандартов:
1. внутренние, определяющиеся традициями, обычаями данной страны
2. международные, устанавливающиеся международными организациями в случаях, если эти организации оказывают материальную помощь этим странам.
3. Принцип рациональности выбора в макроэкономической политике. Модель выбора оптимальной политики: теоретические предпосылки построения и экономико-математическая интерпретация.
Существует более 20 различных моделей, но исконно первой, базовой является модель, разработанная первым лауреатом Нобелевской премии по экономике, Яношом Тимбергеном (1969 г.).
Все остальные модели выбора оптимальной политики так или иначе используют модель Тимбергена.
Тимберген предположил, что влияние инструментов на цели, во-первых, может быть однозначно оценено, во-вторых, описано простой линейной зависимостью. В общем виде, в векторно-матричной форме модель выглядит:
aig – характеризует степень влияния i инструмента на g цель.
n – число целей.
m – число инструментов.
Ti* - оптимальные показатели, выбранной минимальной функции общественных потерь.
Из этой модели следует первое правило рациональности при выборе макроэкономической политики или «правило Тимбергена», которое гласит:
Для определенности макроэкономической политики необходимо, чтобы число целей было равно числу линейнонезависимых инструментов, только в этом случае может быть достигнута определенность макроэкономической политики, т.е. достигнуты цели макроэкономической политики.
В простейшем виде для случая, когда у нас n=m=2:
T1* = a11I1+a21I2
T2* = a12I1+a22I2
Решение этой модели позволит нам определить оптимальную величину инструментов:
Например: I1 – G, I2 – M.
- требование невырожденности матрицы
В ряде случаев «правило Тимберегена» формулируется:
Правительство может достичь столько целей, сколько линейнонезависимых инструментов есть в его распоряжении.
В реальной жизни необходима не только линейная независимость инструментов, но и существенные отличия между этими соотношениями, иначе если эти пропорции не равны, но близки между собой мы можем получить нереальное значение инструментов.
Тимберегн исходил из того, что различные государственные органы, правительство и ЦБ, осуществляют согласованную политику, но в реальности они могут действовать децентрализовано. Манделл поставил вопрос о возможности проведения оптимальной политики в условиях децентрализованных решений различных органов.
Он определил «второе правило рациональности» при выборе оптимальной макроэкономической политики или «правило Манделла» или «правило эффективной рыночной классификации».
Суть правила состоит в том, что каждый инструмент должен быть привязан к определенной цели, а именно к той цели, на достижение которой он оказывает более сильное влияние.
Если: следует, что I1 оказывает большее влияние на T1, а I2 на T2.
За достижение T1 отвечает I1:
Например:
y = a11G + a21M
π = a12G + a22M
Отсюда возникает необходимость разделения полномочий между различными органами управления.
4. Согласование целей и инструментов при выборе политики. Правила рациональности согласования
Из модели Тимбергена следует первое правило рациональности при выборе макроэкономической политики или «правило Тимбергена», которое гласит:
Для определенности макроэкономической политики необходимо, чтобы число целей было равно числу линейнонезависимых инструментов, только в этом случае может быть достигнута определенность макроэкономической политики, т.е. достигнуты цели макроэкономической политики.
В простейшем виде для случая, когда у нас n=m=2:
T1* = a11I1+a21I2
T2* = a12I1+a22I2
Решение этой модели позволит нам определить оптимальную величину инструментов:
Например: I1 – G, I2 – M.
- требование невырожденности матрицы
В ряде случаев «правило Тимберегена» формулируется:
Правительство может достичь столько целей, сколько линейнонезависимых инструментов есть в его распоряжении.
В реальной жизни необходима не только линейная независимость инструментов, но и существенные отличия между этими соотношениями, иначе если эти пропорции не равны, но близки между собой мы можем получить нереальное значение инструментов.
Тимберегн исходил из того, что различные государственные органы, правительство и ЦБ, осуществляют согласованную политику, но в реальности они могут действовать децентрализовано. Манделл поставил вопрос о возможности проведения оптимальной политики в условиях децентрализованных решений различных органов.
Он определил «второе правило рациональности» при выборе оптимальной макроэкономической политики или «правило Манделла» или «правило эффективной рыночной классификации».
Суть правила состоит в том, что каждый инструмент должен быть привязан к определенной цели, а именно к той цели, на достижение которой он оказывает более сильное влияние.
Если: следует, что I1 оказывает большее влияние на T1, а I2 на T2.
За достижение T1 отвечает I1:
Например:
y = a11G + a21M
π = a12G + a22M
Отсюда возникает необходимость разделения полномочий между различными органами управления.