Социальное обеспечение и социальная защита
Социальная защита — система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.
Государственные формы: Доступное здравоохранение; Льготы; Доступное образование; Пенсионное обеспечение; Предоставления социальных услуг; Меры социальной поддержки. Негосударственные формы: Добровольное социальное страхование; Благотворительность; Частные системы здравоохранения и др.
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Виды социального обеспечения: 1) Социально-обеспечительная помощь. 2) Социально-обеспечительное содержание. Отличие социально-обеспечительной помощи от содержания состоит в том, что помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию.
Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) социальные и медицинские услуги; 6) предметы первой необходимости
28. Финансовая система: ее элементы и принципы построения.
Финансовая система – совокупность всех взаимосвязанных структурных финансовых элементов.
Элементы: 1) совокупность бюджетов всех уровней (федерации, административных единиц, местных органов власти), 2) внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования), 3) валютные резервы предприятия, 4) денежные фонды предприятий и организаций. 1) государственные финансы, 2) финансы хозяйственных субъектов, 3) финансы населения
Принципы построения: 1)Принцип единства: a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы. c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом. 2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.
29. Государственный бюджет: основные статьи доходов и расходов. Дефицит и профицит бюджета. Способы покрытия дефицита бюджета.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.
Функции: 1) перераспределение национального дохода, 2) государственное регулирование и стимулирование экономики, 3) финансовое обеспечивание социальной политики, 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств
Расходы госбюджета можно разделить на 4 группы: 1) военные и внешнеполитические расходы, 2) социально-экономические расходы, 3) расходы на государственное управление и охрану правопорядка, 4) проценты по государственному долгу
Доходы госбюджета составляют в основном налоги (подоходный налог с населения, налог на прибыль с корпораций, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины)
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Причины дефицита госбюджета: 1) необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, 2) чрезвычайные ситуации: войны и т.д., 3) кризисные явления в экономике, ее несбалансированность.
Источники покрытия дефицита госбюджета – государственные займы и эмиссия ценных бумаг
30. Налоги: сущность и функции. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая А.Лафера.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований
Функции: 1) фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов. 2) регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков. 3) социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Принципы налогообложения: 1) экономическая эффективность, 2) административная простота и небольшие административные затраты, 3) гибкость, 4) политическая ответственность, 5) принцип справедливости
Виды налогов: 1) налоги на доходы и имущество (прямые налоги): подоходный налог и налог на прибыль корпораций, на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу, поимущественные налоги, налог на перевод прибыли и капиталов – то есть эти налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. 2) налоги на товары и услуги (косвенные налоги): налог с оборота (во многих странах заменен налогом на добавленную стоимость), акцизы, на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами – то есть эти налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги
Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, а в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.
31. Бюджетно-налоговая политика государства: использование налогов и государственных расходов. Дискреционнаяч бюджетно-налоговая политика. Встроенные стабилизаторы.
Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижение темпов инфляции)
Задачами: создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы
Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Виды дискреционной политики: 1) стимулирующая – применяется при спаде. Налоги уменьшаются, кейнсианцы предлагают увеличить государственные расходы и увеличить дефицит госбюджета в целях увеличения эффективного спроса. Неоклассики же предлагают уменьшить госрасходы. 2) сдерживающая – применяется при бурном экономическом росте. Налоговые ставки повышаются, кейнсианцы советуют снижать госрасходы для уменьшения эффективного спроса, неоклассики в ряде случае могут посоветовать увеличить госрасходы
Встроенные стабилизаторы - все экономические механизмы, которые действуют как ограничители колебаний в экономике автоматически, без принятия специальных решений. При падении национального дохода поступления в бюджет при существующих ставках прямого и косвенного налогообложения автоматически уменьшаются; при росте уровня безработицы действующая система социального обеспечения гарантирует, что объемы выплат социальных пособий возрастут. В результате бюджетный дефицит увеличивается, а сокращение поступлений в бюджет ограничивается. Аналогичным образом при росте национального дохода бюджетный дефицит сокращается.
32. Структура и функции банковской системы. Структура банковской системы России.
Классификация банковской системы: по форме собственности (государственные, акционерные, кооперативные и смешанные банки), по организационно-правовой форме (открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), по функциональному назначению (эмиссионные, депозитные, коммерческие банки), по сфере обслуживания (региональные, межрегиональные, национальные, международные; к региональным относятся и муниципальные банки),
К элементам банковской системы относят также банковскую инфраструктуру - предприятия и службы, обеспечивающие информационное, методическое, научное, кадровое, коммуникационное обслуживание банков. Функции банков: Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады. Размещение привлеченных денежных средств юридических и физических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оказание консультационных и информационных услуг.
33. Спрос на деньги и предложение денег. Мотивы спроса на деньги.
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег — быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором — о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций).
Спрос на деньги в кейнсианской модели. Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М1 считаются абсолютно ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег: для использования денег в качестве средств платежа (транзакционный мотив хранения денег); для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности); спекулятивный мотив — мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента. Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике регулируется в основном центральным банком, а также в определенных случаях в незначительной мере зависит и от поведения населения и от поведения крупных коммерческих финансовых структур. Денежный рынок — это часть финансового рынка, рынок краткосрочных высоколиквидных активов; это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которое хозяйственные агенты хотят сохранить в форме М-1, количеству денег, предлагаемому центральным банком.
34. Модель равновесия на денежном рынке. Формирование уровня процента.
n модель IS-LM – это модель совместного равновесия рынка благ и рынка денег, которая впервые была предложена в 1937 г. английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике за 1972 год, Джоном Хиксом (1904-1989), в качестве интерпретации кейнсианских представлений о взаимозависимости товарного и денежного рынков (крест Хикса);
n большая заслуга в пропаганде и распространении принадлежит Элвину Хансену (1887-1975) ,американскому экономисту, представителю неокейнсианского направления в экономической науке;
n модель допускает упрощающие реальность предпосылки IS-LM которые, но зато позволяющие сформулировать ряд закономерности совместного функционирования рынка благ и рынка денег эпохи несовершенной конкуренции, определяющими аналитические возможности модели IS-LM;
n графическое построение модели IS-LM выполнено при помощи совмещения кривых IS и LM.
n кривая IS – это геометрическое место точек, определяющих комбинации совокупного дохода и процентной ставки, при которых обеспечивается равновесие на рынке реальных благ;
n все точки на кривойIS - суть точки равенства сбережений (S) и инвестиций (I) при разных значениях процентной ставки (i) и совокупного дохода (Y), поскольку равновесное состояние на товарном рынке может иметь место только при соблюдении равенства:
I (i) =S (Y);
n кривая IS отражаетне функциональную зависимость между процентной ставкой и доходом, а множество равновесных ситуаций на товарном рынке, которые получаются в результате проекции функции сбережения и функции инвестиций.
n совместное равновесие рынков реальных благ и денег является желаемым состоянием для рыночных субъектов как рынка реальных благ, так и рынка денег, которое меняется всякий раз, когда имеет место повышение или понижение уровня:
- цен на товарном рынке;
- ставки процента на денежном рынке;
n нарушение совместного равновесия рынка благ и рынка денег воспринимается субъектами, функционирующими на этих рынках, как неблагоприятное состояние, которое можно устранить при помощи:
- восстановления нарушенного равновесия;
- перехода к новому равновесному состоянию;
n восстановление нарушенного равновесия в модели IS-LM требует попеременного изменения ставки процента и уровня дохода;
n переход к новому равновесию в модели IS-LM требует изменения и ставки процента и уровня дохода.
35. Роль Центрального Банка в макроэкономической политике государства.
Центральный банк - главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Функции ЦБ РФ: 1)Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. 2)Функция эмиссии денег и организации денежного обращения, 3)Функция кредитования коммерческих банков на основе рефенансирования портфеля их ресурсов. 4) Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства, 5)Функция государственной регистрации кредитных учреждений и т.д
36. Коммерческие банки. Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор.
Коммерческие банки – это кредитные организации, которые имеют право в комплексе осуществлять операции: 1) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком, 2) осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, 3) открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных
Пассивные операции – это операции по мобилизации денежных средств: 1) первичная эмиссия ценных бумаг банка – формируются собственные ресурсы банка, 2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов банка – формируются собственные ресурсы банка, 3) депозитные операции – формируются привлеченные ресурсы банка. Активные операции – операции по размещению средств: 1) ссудные – операции по предоставлению средств заемщику на условиях срочности, платности и возвратности или операции по учету векселей, 2) расчетные – операции по зачислению и списанию средств со счетов клиента, 3) кассовые – операции по приему и выдаче наличных денег, 4) инвестиционные – размещение банком средств в ценные бумаги за свой счет и в свою пользу. Активно-пассивные – комиссионные, посреднические операции: 1) операции по инкассированию дебиторской задолженности, 2) трастовые, 3) выдача поручительства, 4) операции с драгоценными металлами.
Банковский мультипликатор — экономический коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и демонстрирующий, в частности, степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций. Сущность мультипликатора заключается в том, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства, то есть кредитный мультипликатор представляет собой двигатель мультипликации. Банки, выдавая кредиты, получают прибыль. Процесс получения прибыли за счет вложенных клиентами средств называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Если клиент снимает деньги со своего счета и величина депозитов уменьшается, то произойдет противоположный процесс — кредитное сжатие.
37. Инструменты кредитно-денежной политики государства. Особенности проведения кредитно-денежной политики в России в условиях мирового финансового кризиса.
Инструменты денежно-кредитной политики - операции и способы, при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики
Инструменты: 1) Операции на открытом рынке (покупку и продажу центральным банком ценных бумаг). 2) Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. Рефинансирование используется как инструмент стабилизации банковской системы. 3) Резервные требования. 4) Депозитные операции. 5) Прямые количественные ограничения
38. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.
эффективность любого вида макроэкономической политики государства отождествляется с его результативностью;
определяется эффективность любого вида макроэкономической политики государства я путем сопоставления его результата (эффекта) к затратам;
сопоставление эффективности двух видов макроэкономической политики отождествляется со сравнением эффективности этих видов;
модель IS-LM позволяет осуществление сравнения параметров эффективности:
- стимулирующей бюджетно-налоговой (финансовой) политики государства;
- стимулирующей кредитно-денежной (монетарной) политики государства.
эффективность бюджетно-налоговой политики государства в модели IS-LM определяется величиной ее так называемого эффекта вытеснения;
явление эффект вытеснения в рамках бюджетно-налоговой политики – это сокращение совокупного дохода в результате вытеснения частных инвестиций возросшими государственными расходами;
механизм эффекта вытеснения бюджетно-налоговой политики предполагает следующую последовательность событий:
- увеличение расходов государства оказывает прямое влияние на совокупный спрос и таким образом воздействует на объем выпуска и доход;
- увеличение дохода прямо влияет на уровень равновесной ставки процента;
- увеличение ставки процента порождает снижение инвестиционного спроса и потери совокупного выпуска и дохода;
если эффект вытеснения и потери дохода будут незначительными, то эффективность бюджетно-налоговой политики будет сравнительно высокой, и наоборот.
эффективность кредитно-денежной политики государства в модели IS-LM определяется параметрами стимулирующего эффекта, который противоположен эффекту вытеснения;
явление стимулирующего эффекта в рамках кредитно-денежной политики – это увеличение совокупного дохода в результате роста предложения денег;
механизм стимулирующего эффекта кредитно-денежной политики предполагает следующую последовательность событий:
- увеличение денежной массы порождает избыточность предложения денег;
- избыточность предложения денег способствует снижению ставки процента и росту совокупного дохода;
- снижение ставки процента порождает увеличение инвестиционного и совокупного спроса и оказывает стимулирующее воздействие на совокупный выпуск и доход;
если спрос на деньги мало чувствителен к динамике процентной ставки, то изменение номинальной денежной массы приведет к относительно большему изменению процентной ставки и совокупного выпуска, и наоборот.
сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики на основе модели IS-LM определяется с целью выбора более эффективного вида экономической политики государства из этих двух вариантов в зависимости от условий, сложившихся на рынке благ и рынке денег;
критерием сравнительной эффективности бюджетно-налоговой политики является сравнительно более значительный угол наклона кривой IS относительно кривой LM (кривая IS должна быть крутой, а кривая LM – пологой);
критерием сравнительной эффективности кредитно-денежной политики является сравнительно более значительный угол наклона кривой LM относительно кривой IS (кривая LM должна быть крутой, а кривая IS – пологой);
выбор более эффективного вида экономической политики не исключает проведение смешанной политики для максимального увеличения уровня равновесного дохода.
Основные особенности:
смешанная политика в модели IS-LM – это результат координации фискальной и монетарной политики для максимального увеличения уровня равновесного дохода;
возможности координации между фискальной и монетарной политикой определяются взаимодействием и взаимосвязанностью рынков благ и денег;
любое фискальное действие оказывает влияние не только на товарный, но и на денежный рынок, и наоборот, любое действие монетарного регулирования отражается на параметрах товарного рынка;
стимулирующая кредитно-налоговая политика вызывает рост ставки процента и «вытеснение» части чувствительных к ставке процента расходов частного сектора;
вытеснения можно избежать, если фискальные действия дополнить монетарными, увеличив предложение денег на такую величину, которая обеспечит равновесие денежного рынка и скомпенсирует возросший спрос на деньги в результате роста дохода обусловленного стимулирующей бюджетно-налоговой политикой.
39. Бюджетно-налоговая политика и ее воздействие на равновесие в модели IS-LV.
эффективность бюджетно-налоговой политики государства в модели IS-LM определяется величиной ее так называемого эффекта вытеснения;
явление эффект вытеснения в рамках бюджетно-налоговой политики – это сокращение совокупного дохода в результате вытеснения частных инвестиций возросшими государственными расходами;
механизм эффекта вытеснения бюджетно-налоговой политики предполагает следующую последовательность событий:
- увеличение расходов государства оказывает прямое влияние на совокупный спрос и таким образом воздействует на объем выпуска и доход;
- увеличение дохода прямо влияет на уровень равновесной ставки процента;
- увеличение ставки процента порождает снижение инвестиционного спроса и потери совокупного выпуска и дохода;
если эффект вытеснения и потери дохода будут незначительными, то эффективность бюджетно-налоговой политики будет сравнительно высокой, и наоборот.
параметры, предопределяющие эффективность бюджетно-налоговой политики государства в модели IS-LM, представлены двумя переменными:
- наклон графика IS;
- наклон графика LM;
если предположить, что график LM относительно отвесный, а график IS , напротив, относительно пологий, то:
- эффект вытеснения и потери выпуска будут незначительными;
- эффективность бюджетно-налоговой политики государства будет сравнительно высокой;
если предположить, что график IS относительно пологий, а график LM , напротив, относительно отвесный, то:
- эффект вытеснения и потери выпуска будут значительными;
- эффективность бюджетно-налоговой политики будет сравнительно невысокой.
40. Кредитно-денежная политика и ее воздействие на равновесие в модели IS-LV.
эффективность кредитно-денежной политики государства в модели IS-LM определяется параметрами стимулирующего эффекта, который противоположен эффекту вытеснения;
явление стимулирующего эффекта в рамках кредитно-денежной политики – это увеличение совокупного дохода в результате роста предложения денег;
механизм стимулирующего эффекта кредитно-денежной политики предполагает следующую последовательность событий:
- увеличение денежной массы порождает избыточность предложения денег;
- избыточность предложения денег способствует снижению ставки процента и росту совокупного дохода;
- снижение ставки процента порождает увеличение инвестиционного и совокупного спроса и оказывает стимулирующее воздействие на совокупный выпуск и доход;
если спрос на деньги мало чувствителен к динамике процентной ставки, то изменение номинальной денежной массы приведет к относительно большему изменению процентной ставки и совокупного выпуска, и наоборот.
n параметры, предопределяющие эффективность кредитно-денежной политики государства в модели IS-LM , представлены двумя переменными:
- наклон графика LM;
- наклон графика IS;
n если предположить, что графикLM относительно отвесный, а график IS, напротив, относительно пологий, то:
- эффект стимулирования будет относительно значимым;
- эффективность кредитно-денежной политики государства политики будет сравнительно высокой;
n если предположить, что график IS относительно пологий, а график LM , напротив, относительно отвесный, то
- эффект стимулирования будет относительно незначимым;
- эффективность кредитно-денежной политики государства будет сравнительно невысокой;
n кредитно-денежная политика будет совершенно неэффективной, когда экономика оказывается в ликвидной ловушке или попадает в инвестиционную ловушку.
41. Модель IS-Lm как модель совокупного спроса.
модель IS-LM – это модель совместного равновесия рынка благ и рынка денег, которая впервые была предложена в 1937 г. английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике за 1972 год, Джоном Хиксом (1904-1989), в качестве интерпретации кейнсианских представлений о взаимозависимости товарного и денежного рынков (крест Хикса);
большая заслуга в пропаганде и распространении принадлежит Элвину Хансену (1887-1975) ,американскому экономисту, представителю неокейнсианского направления в экономической науке;
модель допускает упрощающие реальность предпосылки IS-LM которые, но зато позволяющие сформулировать ряд закономерности совместного функционирования рынка благ и рынка денег эпохи несовершенной конкуренции, определяющими аналитические возможности модели IS-LM;
графическое построение модели IS-LM выполнено при помощи совмещения кривых IS и LM.
кривая IS – это геометрическое место точек, определяющих комбинации совокупного дохода и процентной ставки, при которых обеспечивается равновесие на рынке реальных благ;
все точки на кривой IS - суть точки равенства сбережений (S) и инвестиций (I) при разных значениях процентной ставки (i) и совокупного дохода (Y), поскольку равновесное состояние на товарном рынке может иметь место только при соблюдении равенства:
I (i) =S (Y);
кривая IS отражает не функциональную зависимость между процентной ставкой и доходом, а множество равновесных ситуаций на товарном рынке, которые получаются в результате проекции функции сбережения и функции инвестиций.
кривая IS имеет отрицательный наклон, поскольку более высокий уровень ставки процента вызывает уменьшение инвестиционных расходов и порождает последующее сокращение совокупного спроса и затем и равновесного уровня дохода;
отрицательный наклон кривой IS (tan α) зависит от чувствительности инвестиционные расходы к изменениям ставки процента (d), предельной склонности к потреблению (МРС) и уровня автономных налогов (Та) или предельных налоговых ставок (t), установленных в абсолютной сумме независимо от величины дохода:
1-МРС (1- t )
tan α = ;
d
уменьшение чувствительности инвестиционных расходов к изменению процентной ставки (d) или снижение предельной склонности к потреблению (МРС), либо ставки налога, приводит к тому, что кривая IS является более крутой.
смешение кривой IS может происходить в тех случаях, когда при неизменной ставке процента происходят изменения:
- автономных расходов (А);
- реального дохода (Y);
изменение автономных расходов определяется определяются изменениями автономного потребления домашних хозяйств, автономных инвестиций и автономных государственных расходов;
изменения реального дохода определяются изменениями автономных налогов или предельных ставок налогообложения;
увеличение автономных расходов или сокращение автономных налогов вызывает увеличение равновесного дохода при неизменной ставке процента (i0) ,что сдвигает кривую IS вправо, и наоборот;
увеличение автономных налогов (Та) или сокращение автономных расходов вызывает снижение равновесного дохода реального дохода при неизменной ставке процента и сдвигает кривую влево.
кривая кривой LM – это геометрическое место точек, определяющих комбинации совокупного дохода и процентной ставки, при которых обеспечивается равновесие на денежном рынке;
все точки на кривой LM - суть точки равенства спроса на деньги (L) и предложения денег (М) при разных значениях процентной ставки (i) и совокупного дохода (Y), поскольку равновесное состояние на денежном рынке может иметь место только при соблюдении равенства:
L (Y, i) =M (Y);
кривая LM отражает не функциональную зависимость между процентной ставкой и доходом, а множество равновесных ситуаций на денежном рынке, которые получаются в результате проекции функции общего спроса на деньги и функции предложения денег, контролируемого ЦБ.
кривая LM имеет положительный наклон, поскольку:
- более высокий уровень ставки процента вызывает увеличение равновесного уровня дохода;
- уменьшение уровня процентной ставки порождает сокращение равновесного уровня дохода;
отрицательный угол наклона кривой LM (tan ß) определяется:
tan ß = k / h,
где k – коэффициент чувствительность спроса на деньги
(ликвидность) к динамике уровня дохода;
h – коэффициент чувствительности спроса к динамике рыночной ставки процента;
кривая LM является относительно крутой, если:
- чувствительность спроса на деньги по доходу (k) велика;
- чувствительность спроса на деньги по процентной ставке (h) невелика.
особенности:
смещение кривой LM может происходить в тех случаях, когда происходят изменения:
- чувствительности спроса на ликвидность к уровню дохода (k) ;
- чувствительности спроса на деньги по процентной ставке (h) ;
увеличение коэффициента предпочтения ликвидности изменит равновесный выпуск дохода (Y) в обратном направлении, что приведет к смещению кривой LM влево;
уменьшение коэффициента предпочтения ликвидности изменит равновесный выпуск дохода (Y) в обратном направлении, что приведет к смещению кривой LM вправо;
увеличение коэффициента чувствительности спроса на деньги к ставке процента(h) изменит величину равновесного дохода (Y) в том же направлении, что приведет к смещению кривой LM вправо;
уменьшение коэффициента чувствительности спроса на деньги к ставке процента(h) изменит величину равновесного дохода (Y) в том же направлении, что приведет к смещению кривой LM влево.
42. Основные особенности современного международного разделения труда.
Особенности современного международного разделения труда.
1.Участие страны в современном МРТ во все большей мере определяется не факторами природного характера, а «приобретенными» страной факторами производства: технологиями, качеством рабочей силы и т.п. 2.Место многих стран в МРТ определяется тем, насколько они вписались в стратегические задачи и цели международных корпораций. 4. Все больше втягиваются отрасли обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроение, и все меньше добывающие отрасли и сельское хозяйство. 5.Важным элементом современного МРТ стала сфера услуг: международные перевозки, связь туризм, финансовые, банковские, страховые и др. бизнес-услуги) 6.Межотраслевое разделение труда между странами дополняется внутриотраслевым разделением труда. Таким образом, под влиянием МРТ в мировой экономике происходят существенные изменения, в то же время сами процессы международного разделения труда испытывают обратное воздействие изменяющегося мирового хозяйства.
43. Глобализация мировой экономики: факторы и направления. Риски глобализации.
Глобализация мировой экономики: факторы и направления. Риски глобализации.
Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов.
Факторы: - Экономический фактор. Огромная концентрация и централизация капитала, рост крупных корпораций, в том числе компаний и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство. - Политический фактор. Государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов. - Международный фактор. Динамика глобализации связывается с датами крупных международных событий. - Общественный фактор. Ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.
Направления: 1. становление глобальных монополий (олигополий). 2. глобализация финансовой сферы. 3. регионализация экономики.