Доходы и расходы населения

В январе-сентябре 2010 г. объем денежных доходов населения составил 76,3 трлн. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличился на 19,6% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 11,8%.

Динамика денежных доходов населения характеризуется следующими данными:

Доходы и расходы населения - student2.ru

Динамика денежных доходов населения (Рис. 4.16)

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-сентябре 2010 г. увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. в реальном выражении на 12%. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальным потребительским бюджетом составило 2 раза, с бюджетом прожиточного минимума – 3,3 раза.

Основными источниками формирования денежных доходов населения, пособия и стипендии), являются оплата труда и трансферты населению (пенсии удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-сентябре 2010 г. составил 76,6%.

Денежные расходы и сбережения населения в январе-сентябре 2010 г. составили 76,8 трлн. рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 61 трлн. рублей (79,4% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на оплату налогов, взносов и прочие расходы – 15,7 трлн. рублей (20,5%), на сбережения – 4,4 трлн. рублей (5,7%).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников и республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2010 г. составила 1167,1 тыс. рублей, в том числе в сентябре 1305,1 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с августом 2010 г. на 1,4%, или на 18,3 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 г. потребительских цен по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,8%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – уменьшилась на 0,2%.

Данные об изменении номинальной начисленной и реальной заработной платы приведены в таблице:

Доходы и расходы населения - student2.ru

Изменения номинальной начисленной и реальной заработной платы (Рис. 4.17)

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2010 г. составила 896,2 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 1003,9 тыс. рублей и по сравнению с августом 2010 г. увеличилась на 56,1 тыс. рублей, или на 5,9%.

Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. Увеличилась на 9,1%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – на 4,2%.

В органах по труду, занятости и социальной защите в октябре 2010 г. на учете состояло 2459 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 530,3 тыс. рублей, что в 2,2 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 555 тыс. рублей, по инвалидности – 483,4 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 325,6 тыс. рублей, социальных пенсий – 205,9 тыс. рублей.

Заключение

Экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладает совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую и технико-технологическую, информационно-управленческую, финансовую составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств. Как наука — изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.

Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.

Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.

Глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся в IY квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года, который выразился в резком снижении деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести: падение промышленного производства; резкое сокращение объемов внешней торговли, в том числе экспорта; существенное замедление динамики повышения уровня жизни населения, ухудшение финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.

Вместе с тем, сохранение в республике макроэкономической стабильности в условиях влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса с выходом на объем валового внутреннего продукта по результату 2009 года на уровне 100,2 процента к итогу 2008 года следует рассматривать позитивно.

Показатели важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, сложившиеся по итогам 2009 года, стали отправными точками для решения задач повышения эффективности национальной экономики и мобилизации всех имеющихся ресурсов, для успешного завершения пятилетки.

Отмеченные выше негативные проявления в экономическом развитии республики в 2009 году, обусловили отставание по итогам четырех лет пятилетки от параметров Программы по объему валового внутреннего продукта – 131,7 процента к уровню 2005 года (по Программе в диапазоне 134,8-140,5 процента), из-за заметного отставания по производству продукции сельского хозяйства – 121,7 процента (126,2-134,2 процента) и продукции промышленности – 131,2 процента (132,3-137,9 процента). Также не достигнуты параметры по экспорту товаров и услуг – 136,5 процента (140,5-145,7 процента) и импорту товаров и услуг 170,1 процента (не более 137,9-143,1 процента).

По итогам четырех лет пятилетки достигнуты прогнозные показатели, предусмотренные Программой в 2006-2009 гг. по следующим показателям: инвестиции в основной капитал – 206 процентов к уровню 2005 года (по Программе в диапазоне 171,1-182,6 процента); объем внешней торговли товарами и услугами соответственно – 153,2 процента (139,5-144,7 процента); реальные денежные доходы населения – 152,1 процента (136-141,8 процента); реальная заработная плата –140,1 процента (138,6-143,8 процента); розничный товарооборот – 165,5 процента (143,1-149,1 процента); платные услуги населению – 144,8 процента (139,9-145,1 процента); снижение энергоемкости ВВП – 23,3 процента (21,9-25,2 процента); ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования – 19,7 млн. кв. м. (17,8-19,8 млн. кв. м.).

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595, превышают значения прогнозных показателей на 2010 по Программе. При этом безусловное выполнение в 2010 году установленных параметров прогноза призвано обеспечить успешное завершение пятилетки.

В непростой период государство, общество и граждане сохранили взаимное доверие. Беларусь по-прежнему уверенно движется вперед, выполняя планы развития национальной экономики и социальной сферы.

Список литературы

1. Экономическая теория - Головачев А.С. - Учебное пособие, 2006 г. —446с.

2.Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учеб.пособие / Э. А. Лотухина, В. В. Козловский, В. Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лотухиной. Мн.: Тесей, 2003. – 320 с.

3. Национальная экономика Беларуси: учебник для студ. эк. спец. вузов / В. Н. Шимов [и др. ]; под ред. В. Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009 г. — 752 с.

4. Курс экономической теории. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др., 2003 г. — 496 с.

5. Макроэкономика. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н.,
2004 г. — 190 с.

6. Лемешевский И.М. Экономическая теория. — Ч.3: Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов: В 3 ч. Мн., 2004

7. Макроэкономика : Учебное пособие, Под редакцией Л.П. Зеньковой
Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др., 2002 г. — 244 стр.

8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: 6-е изд., стереотип. - М.: Дело и Сервис, 2004 г. — 448 с.

9. Ход реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [Сайт министерства экономики Республики Беларусь http://www.economy.gov.by]

10. Указ Президента от 18 декабря 2007 г. № 656 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год" [http://www.belta.by/ru/articles/officially?cat_id=657]

11. Игошин Н.В. Экономика: Учеб. пособие для вузов / Н.В. Игошин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2004 г. – 607 с

12. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления: учебное пособие / под общ. ред. В.Н.Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005.

13. Национальные счета Республики Беларусь, 2007: статистический сборник. Мн.: Минстат РБ, 2007. – 156 с.

14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/metodicheskie_rekomendacii/new_url_6586774]

15. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-октябре 2010 г. [http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php]

16. Журнал «Планово-экономический отдел» № 3 (81), март 2010.

Наши рекомендации