Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования

Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику трансформационного типа означает не ослабле­ние роли государства в экономической жизни, а коренное изменение этой роли.

Главные направления влияния государства на создание институциональных и экономических условий формиро­вания рыночной экономики:

1) законодательное обеспечение трансформационных преобразований;

2) обеспечение институциональных изменений в пред­принимательстве;

3) преодоление автаркии и обеспечение открытости эко­номики;

4) адаптация социальной политики к условиям переход­ной экономики.

Разрабатывается хозяйственное законодательство, уста­навливающие "правила игры" в рыночной и переходной эко­номике и являющееся регулятором рынка: о собственности; - о предпринимательской деятельности; -антимонопольное законодательство; -налоговый кодекс; -трудовое законодательство; - законодательство о социальной защите; - законодательство о защите окружающей среды; -законодательство, регулирующее внешнеэкономиче­скую деятельность, и т. п.

хозяиственное законодательство переходного периода звано обеспечить формирование конкурентной среды, содействуя:

8-631

Глава 4

— возникновению новых предприятий, упрощению их регистрации;

— формированию конкурентных рынков впроцессе при-ватизации государственных предприятий и свободного до-ступа иностранных предпринимателей к национальному рынку;

— запрещению монополистических объединений, сгово­ров, стимулированию и защите конкуренции.

Законодательство о собственности должно обеспе­чить равенство всех форм собственности и хозяйствования перед законом, не обеспечивая преимуществ и приоритетов развития государственной форме.

Законодательство о предпринимательской деятель­ности должно гарантировать полную экономическую сво­боду выбора сферы хозяйственной деятельности, планиро­вания, производства, реализации экономических благ, це­нообразования, формирования финансовых ресурсов, внешнеэкономических связей ит. п.

Антимонопольное законодательство должно упре­ждать создание новых монополий, сговоров, открытых и тайных соглашений о распределении рынков сбыта, уста­новления монопольных цен, регламентировать государ­ственное регулирование естественных монополий и пр.

Налоговое законодательство должно выполнять не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующую функции.

Трудовое законодательство должно обеспечить прове­дение эффективной политики занятости.

Законодательство о социальной защите населения должно стимулировать деловую активность всех слоев насе­ления, социально защищать наиболее уязвимые.

Природоохранное законодательство путем учрежде­ния экономических санкций, жестких запретных и караю­щих средств для нарушителей законов по защите окружаю­щей природной среды должно способствовать и стимулиро-вать заботливое отношение к охране природы.

Законодательство в сфере внешнеэкономической дея­тельности в переходный период должно, с одной стороны


Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования - student2.ru


Глава 4

Черты ригидной экономики:

— отсталая технологическая структура гражданского
сектора;

— чрезвычайно высокозатратная структура социальных гарантий, создающая барьеры для выхода с рынков для не­эффективных предприятий;

— высокая затратность производства экономических благ;

— более сильное влияние на уровень прибыльности и убыточности внешних факторов (инфляция, обменный курс), чем внутренних;

— бартеризация обменных процессов.

Бартер (англ. barter) — прямой (не опосередованный деньгами) обмен экономическими благами.

Бартер в классической и ригидной экономических систе­мах имеет принципиальные различия (рис. 4.5, 4.6).

Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования - student2.ru

Необходимо отметить, что трансформационные процессы в постсоциалистических странах сопровождаются виртуа­лизацией, которая тоже приобретает особые формы своего проявления. Именно поэтому возникает необходимость в


закономерности и особенности развития переходных экономик

Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования - student2.ru

наиболее общем плане рассмотреть содержание процесса виртуализации в виде, который присущ мировой экономике в целом, а затем раскрыть его особенности в постсоциали­стических трансформационных экономических системах.

Термин "виртуальный" происходит от латинского virtualis, что в переводе означает "сильный", "способный", а в современной интерпретации — возможный, могущий проя­виться. Другими словами, понятие "виртуальный" означа-ей непроявленный, но могущий проявиться.

Формы проявления мировой виртуализации современ­на экономики:

- потеря связи финансового сектора с реальным секто­ром экономики;

-курсы акций перестают зависеть от финансового со-стояния их эмитентов, а также от экономической и полити­ческой ситуации в стране;

Глава 4

— курс валюты теряет зависимость от объемов производ­ства, сбалансированности бюджета и даже от соотношения спроса на валюту и предложения ее;

— усиление значимости производных от акций и облига­ций ценных бумаг — финансовых фьючерсов, опционов, варрантов и т. п.;

— распространение виртуальных финансовых инстру­ментов на рынке (взаимозачеты, казначейские обязатель­ства и пр.).

Виртуализация в инверсионных экономиках, осущест­вляющих движение к рынку от социализма, имеет свои осо­бые формы проявления.

Черты виртуальной экономики инверсионного типа:

— искаженное представление об объемах национального производства из-за наличия субсидий, запланированных бюджетных доходов и расходов, государственных заказов и государственных закупок;

— задержка выплат заработной платы и материальных вознаграждений;

— слишком большой удельный вес бартерных операций (40 % объема реализованной продукции), что обусловливает функционирование немонетарной экономики;

— превалирование финансовых инвестиций над реаль­ными капиталовложениями;

— значительно меньший удельный вес получаемой при­были от инвестирования по сравнению с прибылью от спеку­лятивных операций и контроля за правами монополий.

Подводя итог, следует отметить, что трансформационные процессы в развитии экономических систем характеризуют­ся противоречивостью, неустойчивостью, неопределенно­стью и наличием переходных, зачастую искаженных, эконо­мических форм.

Эти особенности переходных систем обусловливают как сложности теоретического осмысления их, так и трудности в управлении прежде всего инициированными трансформа­ционными процессами.

закономерности и особенности развития переходных экономик

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ Основные термины и понятия

Бартер. Виртуальная экономика. Демонополизация. Ин­ституциональные изменения в экономике. Концепции трансформации административно-командной экономики. Либерализация. Макроэкономическая стабилизация. Пере­ходная экономика. Приватизация. Противоречия переход­ной экономики. Разгосударствление. Ригидность экономи­ки. Черты командно-административного социализма.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите закономерности перехода от одной эконо­мической системы к другой и дайте их характеристику.

2. Назовите переходные экономические системы в ци-вилизационном аспекте и раскройте формы проявления за­кономерностей перехода от одной системы к другой на при­мере каждой из них.

3. Назовите формационные переходные экономические системы и раскройте формы проявления закономерностей перехода от одной экономической системы к другой.

4. Раскройте причины и условия возникновения командно-административной системы.

5. Какие вы знаете теоретические модели социализма?

6. Дайте их краткую характеристику.

7. Дайте характеристику реализованных на практике

моделей социализма.

7. Административный социализм — ошибка истории закономерный результат исторического развития? Ар-

гументируйте свою позицию.

Глава 4

8. Существовала ли альтернатива административному социализму? Аргументируйте свою позицию.

9. Почему возник и в чем проявился кризис адми­нистративно-командной системы?

10. Назовите особенности перехода от командно-адми­нистративной системы к рыночной.

11. Дайте сравнительную характеристику "эволюцион­ного перехода" от командно-административной системы к рыночной экономике и "шоковой терапии". Какая форма перехода лучше? Почему? Аргументируйте свою точку зре­ния.

12. Проанализируйте достижения и социально-эконо­мические издержки, обусловленные переходом Украины к рынку. Можно ли было уменьшить "цену" за экономические преобразования?

13. Назовите главные произошедшие институциональ­ные изменения трансформационной экономики Украины и те, которые сейчас происходят.

14. Что такое ригидная экономика? Назовите ее черты. Какой альтернативный путь развития возможен для госу­дарств с ригидной экономикой?

Литература

1. Лукинов И.И. Экономические трансформации (конец XX столетия) / И.И. Лукинов ; НАН Украины, Ин-т экономики. — К., 1997.

2. Основы экономической теории: политэкономический аспект : учебник / отв. ред. Г.Н. Климко. — 5-е изд., испр-

— К. : Знання-Прес, 2004. — Розд. 28, 29.

3. Переходная экономика : учебник / В.М. Геец,
Е.Г. Панченко, Е.М. Ливанова и др. ; под ред. В.М. Гейца.

— К. : Высш. шк., 2003. — Разд. 1, 2, 3, 4.

4. Перехідна українська економіка: стан і перспективи.

— К. : Академія, 1996.

закономерности и особенности развития переходных экономик

5 Переходная экономика: методология, теория, поли-тика сб. науч. тр. — Днепропетровск : Наука и образова-ние, 2003.- Разд. 1.

6. Сакс Д. Экономика переходного периода / Д. Сакс, О. Пивоварский. — К. : Основы, 1996.

7. Стратегічні виклики XXI століття суспільству та економіці України : у 3 т. / за ред. В.М. Гейця, В П. Семиноженка, Б.Е. Кваснюка. — К. : Фенікс, 2007.

8. Чухно А. Постиндустриальная экономика: теория, практика и их значение для Украины / А. Чухно. — К. : ЛОГОС, 2003. — Разд. 3.

9. Экономика переходного периода : учеб. пособие / под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. — М. : Изд-во МГУ, 1995.

Глава 5

Наши рекомендации