График 11.2. Индекс ежегодного объема экспорта европейских стран
(1899-1901 гг. = 100).
Источник: Bairoch P. Commerce exterieur et developpement econo-mique de 1'Europe au XIX siecle. Paris, 1978.
344 Последствия этой системы торговых договоров были весьма значительны. Международная торговля, которая уже развивалась ускоренными темпами после британских реформ 1840-х гг., в течение нескольких лет возрастала более чем на 10% ежегодно (рис. 11.2). Наибольший прирост наблюдался во внутриевропейской торговле, но им оказались затронуты и другие страны. (Гражданская война в Америке, разразившаяся на следующий год после заключения договора Кобдена—Шевалье, имела обратный эффект. Блокада северянами южных штатов нанесла удар по их экспорту,
345 вызвав «хлопковый голод» в Европе, особенно тяжелый для Ланкашира, а также сократила европейский экспорт и потребительских, и'инвестиционных товаров на Юг.) Еще одним последствием договоров, особенно для Франции, но также и для некоторых других стран, была реорганизация промышленности, вызванная обострением конкуренции. Неэффективные предприятия, которые раньше были защищены покровительственными тарифами и запретами на импорт, теперь были вынуждены или модернизироваться и совершенствовать свою технологию, или выходить из игры. Таким образом, договоры способствовали распространению технического прогресса и повышению производительности.
«Великая депрессия» и возврат к протекционизму
Другим последствием интеграции мировой экономики, вызванной политикой свободной торговли, стала международная синхронизация колебаний цен. В доиндустриальной экономике резкие колебания цен были в основном локальными или региональными, а причинами их являлись природные факторы (засухи, наводнения и т.д.), влиявшие на урожай. С прогрессом индустриализации и ростом международной торговли колебания стали все чаще зависеть от «хозяйственной конъюнктуры» (колебаний спроса), приняли циклический характер и распространялись из страны в cTpaj ну по коммерческим каналам. Циклическая природа колебаний становилась все более выраженной в течение столетия.
Впоследствии статистики выделили несколько видов «экономических циклов», как их стали называть: относительно неглубокие кратковременные (2-3 года) «циклы товарных запасов», более долговременные колебания (9-10 лет), зачастую завершавшиеся финансовыми кризисами с последующей депрессией (1825-1826, 1837-1838, 1846-1847, 1857, 1866, 1873, 1882, 1893, 1900-1901, 1907 гг.), и еще более длительные (от 20 до 40 лет) «длинные волны». Причиной этих колебаний было сложное взаимодействие как монетарных, так и «реальных» факторов, однако специалисты не всегда едины во мнении относительно сравнительной роли тех и других.
Колебания производства обычно сопровождались колебаниями цен. Опять-таки специалисты не всегда приходят к согласию в вопросе о направлении причинно-следственной связи, но, тогда как падение цен могло длиться несколько лет, сокращение объемов производства обычно было относительно непродолжительным. Долговременный тренд был явно возрастающим, как это видно на рис. 9.1.
Цены фактически во всех странах Европы, а также в Соединенных Штатах достигли пика в начале столетия, ближе к концу наполеоновских войн. Причины этого были как реальными (дефи-
цит военного времени), так и монетарными (крайняя напряженность военных финансов). Затем, до середины столетия, несмотря на кратковременные колебания, долговременный тренд был нисходящим. Причины опять же коренились как в реальном секторе (технические нововведения, повышение эффективности производства), так и в монетарном (погашение правительствами военных долгов). Цены сделали скачок вверх в 1850-х гг., прежде всего в результате открытия месторождений золота в Калифорнии (1849 г.) и Австралии (1851 г.), а затем колебались около двух десятилетий без определенной тенденции.
В 1873 г. после промышленного бума, длившегося несколько лет, в Вене и Нью-Йорке произошла финансовая паника, которая быстро распространилась на большую часть других индустриальных (или индустриализирующихся) стран. Последовавшее за ней падение цен длилось до середины или до конца 1890-х гг. и было известно в Великобритании (до более крупной катастрофы 1930-х гг.) как «Великая депрессия». Затем открытия золота в Южной Африке, Канаде, Сибири и на Аляске переломили нисходящую тенденцию динамики цен. Цены росли умеренными темпами вплоть до Первой мировой войны, которая повлекла за собой сильную инфляцию.
Депрессия, последовавшая за паникой 1873 г., была, возможно, наиболее тяжелой и всеобъемлющей в истории индустриального мира того времени. Промышленники несправедливо обвиняли в этом усилившуюся международную конкуренцию, связанную с заключением торговых договоров, в результате чего стали звучать настойчивые призывы к восстановлению протекционизма. Аграрии — как крупные землевладельцы, так и мелкие крестьяне-фермеры — также присоединились к требованию покровительственных мер. До 1870-х гг. они не ощущали заокеанской конкуренции ввиду высоких транспортных издержек морских перевозок товаров с низкой стоимостью за единицу веса — таких, как пшеница и рожь. В 1870-х гг. радикальное сокращение транспортных издержек в результате развития железнодорожной сети на американском Среднем Западе и в равнинных штатах, а впоследствии на Украине, в Аргентине, Австралии и Канаде, вместе с не менее радикальным сокращением фрахтовых тарифов ввиду развития парового судоходства ввело в сферу сельскохозяйственного производства огромные массивы девственных земель. В 1850 г. экспорт пшеницы и муки из США оценивался в 8 млн долл. (направлялся он тогда преимущественно в Вест-Индию); в 1870 г. он достиг 68 млн долл., причем большая часть его направлялась в Европу, а в 1880 г. он оценивался уже в 226 млн долл. В первый раз европейские фермеры столкнулись с острой конкуренцией на своих собственных рынках.
В этих условиях особенно критическая ситуация сложилась в сельском хозяйстве Германии. Германия в это время была по существу разделена на индустриализирующийся запад и аграрный
восток. Юнкеры Восточной Пруссии, имевшие огромные поместья, традиционно экспортировали зерно по Балтийскому морю в Западную Европу, включая и западную часть Германии. Это было главным исключением из правила, согласно которому транспортные издержки делали перевозку зерна на дальние расстояния экономически невыгодной вплоть до 1870-х гг. Таким образом, юнкеры, будучи экспортерами, традиционно поддерживали политику свободной торговли. Когда они ощутили на себе последствия падения цен на зерно в результате огромного импорта из Америки и России, они потребовали протекционистских мер. Население Германии быстро увеличивалось; кроме того, процесс индустриализации обусловливал быстрый рост городов. Юнкеры хотели сохранить этот большой и растущий рынок для себя.
Отто фон Бисмарк, создатель и канцлер новой Германской империи, бывший до этого прусским канцлером, проницательный политик и сам юнкер-землевладелец из Восточной Пруссии, воспользовался удобным случаем. Промышленники западной части Германии уже давно требовали протекционистских мер, и теперь, когда того же стали требовать юнкеры Восточной Пруссии, Бисмарк «уступил» их требованиям, денонсировав торговые соглашения Таможенного союза с Францией и другими странами и одобрив в 1879 г. новый тарифный закон, который устанавливал протекционистский режим в интересах как промышленности, так и сельского хозяйства. Это был первый значительный шаг на пути «возврата к протекционизму».
Сторонники протекционизма во Франции, никогда не смирявшиеся с договором Кобдена—Шевалье, обрели твердую почву под ногами после поражения во франко-прусской войне и особенно после принятия германского тарифа 1879 г. В 1881 г. они смогли провести новый тарифный закон, который вновь отчетливо провозгласил принцип протекционизма. Но даже после этого сторонники свободной торговли в значительной степени сохранили свои политические позиции, и в 1882 г. были заключены новые торговые соглашения с семью европейскими странами, в них были сохранены основные принципы договора Кобдена — Шевалье. Более того, тариф 1881 г. не учел протекционистские требования аграриев. Во французском сельском хозяйстве, в отличие от Восточной Пруссии, преобладали мелкие собственники, которые в рамках политической системы Третьей республики имели право голоса и политическое влияние. После выборов 1889 г., вернувших протекционистское большинство в Палату депутатов, им удалось провести пресловутый тариф Мелэна (1892 г.). Этот тариф характеризовался как крайне протекционистский, однако к нему больше подходит термин «утонченный протекционизм». Хотя он и предоставлял защиту некоторым отраслям сельского хозяйства и сохранил промышленный протекционизм тарифа 1881 г., он также содержал некоторые положения, поддерживаемые фритредерами.
Тарифная война с Италией 1887 — 1898 гг. нанесла серьезный удар по французской — и в еще большей степени по итальянской — торговле. Италия последовала за Германией в возврате к протекционизму и, в основном по политическим соображениям, установила дискриминационные барьеры против французского экспорта. Это был неразумный шаг, так как Франция была крупнейшим внешним рынком для итальянских товаров. Франция ответила своими дискриминационными мерами, в результате чего на протяжении более десяти лет объем торговли между двумя соседями оставался в два раза более низким, чем до начала тарифной войны. Германия и Россия также были вовлечены в 1892 — 1894 гг. в непродолжительную тарифную войну.
Ряд других стран последовали примеру Германии и Франции в повышении тарифов. Австро-Венгрия, имевшая длительную историю протекционизма, хотя и заключила торговые договоры с Францией и некоторыми другими странами, тем не менее, сохранила более высокие торговые барьеры, чем большинство из них, и вскоре вернулась к ультрапротекционизму. Россия никогда не вступала в систему торговых соглашений, начало которой положил договор Кобдена —Шевалье, а в 1891 г. она ввела откровенно запретительный тариф. В Соединенных Штатах до Гражданской войны происходили колебания тарифов от очень высоких к очень низким, но, в общем и целом, под влиянием плантаторской аристократии Юга, которая зависела от экспорта хлопка, страна следовала политике низких тарифов. После Гражданской войны, вследствие радикального сокращения политического влияния Юга при одновременном росте политического влияния промышленных интересов Северо-Востока и Среднего Запада, США стали одной из наиболее протекционистских стран и оставались таковой до окончания Второй мировой войны.
В период возврата к протекционизму было также несколько стран, оставшихся верными политике свободной торговли, среди которых в первую очередь следует отметить Великобританию. Хотя в ней имелись политические силы, выступавшие за «справедливую торговлю» и «имперские преференции», до Первой мировой войны они не смогли добиться какого-либо успеха. (Однако успех немецких торговцев и промышленников на зарубежных и даже на британском рынках инспирировал некоторые ответные меры. В 1887 г. парламент принял Закон о товарных знаках, который требовал, чтобы иностранные товары были снабжены ярлыками с указанием страны-производителя. Считалось, что ярлык «Сделано в Германии» отпугнет британских потребителей от покупки этих товаров, но эффект оказался прямо противоположным.) Нидерланды специализировались на переработке таких иностранных продуктов, как сахар, табак и шоколад для реэкспорта в Германию и другие страны материковой Европы. В связи с этим они прочно стояли на позициях свободной торговли, как и Бельгия, которая в значительной степени зависела от своих экс-
портных отраслей. Дания, являясь преимущественно аграрной страной, сильно пострадала от широкомасштабного импорта дешевого зерна. Но датчане смогли очень быстро приспособиться к изменившимся условиям и перейти от выращивания зерна к разведению скота и птицы, а также производству молочной продукции, используя на фураж дешевое привозное зерно. Благодаря этому Дания также оставалась во фритредерском блоке.
В прежних учебниках было много написано о «возврате к протекционизму» — возможно, даже слишком много. Хотя темпы роста международной торговли несколько замедлились в первые два десятилетия после 1873 г., однако они все же оставались положительными, а в последние два десятилетия перед Первой мировой войной они вновь увеличились. В последнее предвоенное десятилетие рост международной торговли составлял около 4,5% в год, т.е. был столь же быстрым, как и в период интенсивного расширения торговли в середине века. Страны мира, и особенно европейские страны, в большей степени зависели от международной торговли, чем когда-либо прежде (рис. 11.3).
Рис. 11.3. Региональное распределение мировой торговли, 1913 г.
В более крупных развитых странах — Великобритании, Франции и Германии — экспорт составлял в среднем 15 — 20% валового национального дохода. В небольших развитых странах, таких как Бельгия, Швейцария, Нидерланды и скандинавские страны, эта пропорция была еще больше. Даже менее развитые страны Южной и Восточной Европы гораздо активнее, чем раньше, участвовали в международной торговле. Во многом то же самое можно сказать и о других регионах мира. Хотя Соединенные Штаты со своей огромной и многоотраслевой экономикой в значительно меньшей степени зависели от остального мира, они, тем не менее, являлись третьим по величине мировым экспортером в 1914 г.
349 Самоуправляемые доминионы Британской империи - Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка — и некоторые из британских колоний были почти в той же степени (или даже более) зависимы от мировой торговли,
350 как и их метрополия. Ряд стран Латинской Америки также были вовлечены в мировую торговлю, экспортируя продукты питания ц сырье, более половины которых направлялось в Европу.
Таким образом, мировая экономика в начале XX в. была более интегрированной и взаимосвязанной, чем когда-либо прежде. В будущем подобная степень интеграции будет достигнута только по окончании Второй мировой войны. Народы мира, и европейские народы в особенности, осознают, насколько счастливой была эта эпоха, пройдя через ужасы двух воин и послевоенной разрухи.