Методологические принципы маржинализма
Многие исследователи утверждают, что в отличие от представителей классической школы, для которых основные теоретические проблемы состояли в определении причин богатства наций и экономического роста («как государство богатеет») и распределения дохода между общественными классами, маржиналисты ставили во главу угла проблему эффективной (оптимальной) аллокации данных, существующих ресурсов3. Однако нельзя утверждать, что такую цель маржиналисты ставили перед собой сознательно. Правильнее сказать, что предпосылка эффективной аллокации ресурсов неосознанно закладывалась в фундамент маржиналистской теории. При этом ее подход отличался следующими вытекающими друг из друга методологическими особенностями4.
1. Методологический индивидуализм. В отличие от холистического
подхода меркантилистов и классиков, которые мыслили в таких ка
тегориях, как страны и классы, маржиналисты придерживались ме
тодологического индивидуализма, т.е. объясняли общественные
(в данном случае экономические) явления поведением отдельных ин
дивидов. Общество в целом представлялось маржиналистам как со
вокупность атомистических индивидов.
2. Статический подход. Маржиналистов интересовал не дина
мический, а статический аспект экономической системы, не про
цесс, а архитектоника, не то, как изменяется экономика, а то, как
она устроена. Изменение и динамика в этой теоретической системе
трактовались как последовательность дискретных статических со
стояний (так называемая сравнительная статика)5. Маржиналистам
1 Во избежание путаницы мы употребляем термин «распределение» применительно к результатам экономической деятельности (потребительским благам, доходам) и термин «аллокация» по отношению к ее условиям или факторам.
4 Нельзя сказать, что маржиналисты осознанно стремились воплотить в жизнь эти идеи. Они скорее скрыто содержались ts их теориях и реконструированы нами с позиций сегодняшнего дня.
' Аналогично в мультфильме иллюзия движения возникает из быстрой смены немного различающихся кадров.
не давал покоя вопрос, поставленный и в общих чертах решенный еще Смитом в «Богатстве народов»: как может существовать и не разрушаться система, состоящая из преследующих свой собствен-ый интерес индивидов.
3. Равновесный подход. Маржиналисты стремились исследовать не
I просто статическое, а именно равновесное состояние, устойчивое к
(краткосрочным изменениям экономических переменных.
4. Экономическая рациональность. Состояние индивида является
'равновесным, если оно для него в данных условиях наиболее вы
годно по сравнению с возможными альтернативами, т.е. оптималь
но. Маржиналисты как бы стремились ответить на вопрос: «Как
устроен мир, если он устроен оптимально?» Поэтому не случайно
важнейшими для маржиналистской теории являются предпосыл
ки максимизации хозяйственными субъектами своих целевых
функций: полезности для потребителей (домохозяйств) и прибы
ли для производителей (фирм). Иными словами, предпосылкой
Iмаржиналистской теории является рациональное поведение хозяй
ственных субъектов6.
5. Предельный анализ. Центральное место в аналитическом арсе-
(иале маржинализма занимают предельные (marginal) величины, ха
рактеризующие дополнительное единичное или бесконечно малое
приращение благ, доходов, трудовых усилий и т.д., от которых сама
«революция» получила свое название . По сути дела, с помощью пре
дельных величин конкретизировался принцип максимизации целе-
пой функции: если добавление дополнительной единицы потреблен
ного или произведенного блага не увеличивает общего уровня полез
ности или прибыли, значит исходное состояние уже является опти
мальным и равновесным.
6. Математизация. Принцип максимизации позволил трактовать
экономические проблемы как задачи на нахождение условного экс
тремума и применять дифференциальное исчисление и другие мате
матические инструменты анализа*.
'' Термин «рациональное» понимается здесь в узком смысле (так называемая экономическая рациональность) и означает именно максимизацию целевой функции. В других же общественных науках и в практической дея-юльности «рациональный» означает «целесообразный», «адекватный обсто-тельствам».
7 Отметим, что впервые употребивший его английский институциона-
нистДж. Гобсон придавал этому термину уничижительный оттенок.
8 Этого нельзя сказать об австрийской школе маржинализма.