Первоисточники, монографии, статьи

1. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992. 494с.

2. Аникин А. В. Адам Смит. М.: Экономика, 1968. 103с.

3. Аникин А. В., Аникин В. А. Уильям Петти. М.: Экономика, 1986. 94с.

4. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830с.

5. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. М.: Экономика, 1992. 212с.

6. Бем-Баверк Е. Критика теории Маркса: Пер. с нем. М.: Московский рабочий, 127с.

7. Бондаренко И. А. Институциональная экономическая теория: некоторые основные вопросы //Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 11. С. 31-35.

8. Бункина М. К. Монетаризм. М.: ДИС, 1994. 80с.

9. Вебер М. Избранное: Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704с.

10. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367с.

11. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. 406 с.

12. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. 480 с.

13. Гильфердинг Р. Финансовый капитал: Пер. с нем. М.: СОЦЭКГИЗ, 1959. 491 с.

14. Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. М.: Экономика, 1988. 126 с.

15. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Проблема синтеза общеэкономической и институционально-эволюционной теорий //Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 97-114.

16. Зибер Н. И. Избранные экономические произведения: В 2 т. М.: СОЦЭКГИЗ, 1959. Т.1. 723 с. Т. 2. 694с.

17. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег //Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. С. 224-518.

18. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения: Пер. с франц. М.: СОЦЭКГИЗ, 1960. 551 с.

19. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992.447с.

20. Козлова К. Б. Институционализм в американской политэкономии. Идейно-теоретические основы либерального реформизма. М.: Наука, 1987. 214 с.

21. Кондратьев Н.Д.Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.543с.

22. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики (экономическое наследие). М.: Экономика, 1989. 525с.

23. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990. 149с.

24. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.:В. 2 кн. М.: Прогресс, 1992. Кн. 1. А-Л; Кн. 2. М-Я.

25. Леонтьев В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты, политика. М.: Политиздат, 1990. 415с.

26. Лившиц А. Я. Монетаризм: концепция экономической политики. М.: ВИНИТИ, 1983. 71с.

27. Ленин В. И. Развитие капитализма в России //Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 3. 791с.

28. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма//Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.27. С.295-426.

29. Ленин В.И. Карл Маркс.//Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.26.С. 43-93.

30. Маевский В. Эволюционная теория и макроэкономика //Вопросы экономики. 1997.№3. С.27-41.

31. Макаров В. О применении метода эволюционной экономики //Вопросы экономики.1997. № 3. С. 18-26.

32. Маркс К. Капитал: В 4 т. //Соч. 2-е изд. Т. 23. 907 с.; Т. 24. 648 с.; Т. 25. Ч. 1. 545 с.; Ч.2. 551 с.; Т. 26. Ч. 1. 467 с.; Ч. 2. 703 с.; Ч. 3. 674 с.

33. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 416 с. Т.2. 310 с. Т. 3. 351 с.

34. Меньшиков С. М. Длинные волны в экономике: когда общество меняет кожу. М.: Международные отношения, 1989. 269с.

35. Никитин С., Майбурд Е. Экономическая теория Маркса: наука или идеология?//Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 3. С. 5-23.

36. Новожилов В. В. У истоков подлинной экономической науки. М.: Наука, 1995. 234с.

37. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа. //Вопросы экономики. 1997.№ 3. С. 6-17.

38. Нуреев Р. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее. //Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 125-131.

39. Певзнер Я. А. Экономическое учение К. Маркса перед судом двадцатого столетия /Институт мировой экономики и междунар. отношений. М., 1996. 161 с.

40. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998. 798 с.

41. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. 494 с.

42. Ореховский П. А. Институционализм и мифы отечественной теории //Экономика и организация промышленного производства. 1997. № 6. С .44-54.

43. Осадчая И. М. Консерватизм против реформизма. М.: Мысль, 1984. 223с.

44. Осадчая И. М. Современное кейнсианство. Эволюция кейнсианства и неоклассический синтез. М.: Мысль, 1971. 170 с.

45. Осипов Ю. М. Теория хозяйства. Общие основания. М.: МГУ, 1995. Т. 1. 458 с.

46. Петти В. Экономические и статистические работы. М.: СОЦЭКГИЗ, 1940. 324 с.

47. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2 т. М.: Прогресс, 1985. Т. 1. 512с.; Т. 2. 454 с.

48. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения //Соч. Т. 1. 360с.

49. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 472с.

50. Смит А. Исследование о богатстве народов. Пг.: Прибой, 1924. 218с.

51. Солодков В. М. Экономическая теория Милтона Фридмена// США: экономика, политика, идеология. 1992. № 6. С.19-21.

52. Теория потребительского поведения и спроса /Под общ.ред.
В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. 380с.

53. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980. 426с.

54. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784с.

55. Тюрго А. Р. Избранные экономические произведения: Пер. с франц. М.: СОЦЭКГИЗ, 1961. 198с.

56. Усокин В. М. “Денежный мир” Милтона Фридмена. М.: Мысль, 1989. 173с.

57. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльер Пресс, 1996. 181с.

58. Фридмен М. Маршаллианская кривая спроса. //Теория потребительского поведения и спроса. СПб: Экономическая школа, 1993. С. 250-303.

59. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.:Новости, 1992. 302с.

60. Хайек Ф. А. Дорога к рабству: Пер. с нем. М.: Экономика, 1992. 175с.

61. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М.: Изд-во иностр. лит.,1959. 760 с.

62. Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.749 с.

63. Харрод Р. Ф. К теории экономической динамики. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 202 с.

64. Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех: Пер. с англ. Тверь: Фамилия, 1994.271с.

65. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993. 488 с.

66. Чаянов А. В. Избранные труды. М.: Экономика, 1989. 492 с.

67. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996.351с.

68. Шаститко А. Фридрих Хайек и неоинституционализм//Вопросы экономики. 1999.№6. С. 43-53.

69. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.540с.

70. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. 455с.

71. Эрроу К. Информация и экономическое поведение//Вопросы экономики. 1997. № 6.

72. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М.: Русико: Ордынка, 1993. 608с.

73. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала Пресс, 1991.335с.

Примерный перечень специальной научной литературы приводится в данной методической разработке после названия каждой темы курсовой работы. При написании работы этот список следует обязательно пополнять последними публикациями по проблеме, подобранными самостоятельно.

Составление развернутого плана работы

Составление развернутого плана - это итог подготовительного этапа. Значение плана заключается в определении структуры и логики курсовой работы, он служит ориентиром для автора при группировке собранного и обработанного материала. Всесторонне освоив тему, определите аспект ее изложения, структуру, границы, характер введения в тему и заключения.

Отбирая и группируя собранный материал, стремитесь: оставаться в рамках предмета истории экономических учений, определить сущность исследуемой проблемы и особенностей её проявления. Различайте при этом аспекты формирования экономических концепций и исторических условий функционирования экономики. Следует учитывать и то, что одни и те же экономические явления в разных концепциях: в классической, марксистской, неоклассического синтеза и институционального подхода, - получают различные трактовки и о них следует иметь представление.

Окончательный вариант развернутого плана курсовой работы должен включать наименование глав (разделов) и параграфов. Наименование глав должно концентрированно отражать суть очередной проблемы, а каждый параграф - ёмко расшифровывать последовательные аспекты этих проблем. В плане рекомендуется выделять 2-3 главы и 2-3 параграфа в каждой главе. Обязательными разделами работы являются «Введение» и «Заключение», которые в плане, в отличие от глав и параграфов, хотя и выделяются отдельными пунктами, но не нумеруются ни римскими, ни арабскими цифрами. Не стремитесь к излишней дробности плана. С другой стороны - ни один вопрос плана не должен быть слишком узким или дублировать название темы. В перечне пунктов плана под чертой обозначьте «Список литературы». После написания текста в плане укажите страницы всех его структурных частей.

Способ изложения должен быть экономичным, поскольку объем работы ограничен 30-35 стандартными страницами, а преподавателем оценивается не объем, а глубина, аргументированность и полнота содержания. Внутри параграфа выделяйте абзацами логические ступени развития мысли. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Давая по тексту ссылки на источники информации (что подтверждает знакомство автора с литературой и другими источниками информации), предпочитайте грамотное и ёмкое изложение сути позиций авторов, а не прямое цитирование.

Курсовая работа должна оформляться в соответствии с государственным стандартом:

Оформление плана

План оформляется на отдельном листе, следующем за титульным, и имеет следующие реквизиты (ПРИМЕР):

П Л А Н:

      Стр.
Введение   3-5
1. (Наименование главы)   6-18
  1.1. (Наименование раздела)   6-10
  1.2. (Наименование раздела)   11-18
    1 - (наименование параграфа)   11-13
    2 - (наименование параграфа)   13-15
    3 - (наименование параграфа)   15-18
2. (Наименование главы)   19-28
  2.1. (Наименование раздела)   19-24
  2.2. (Наименование раздела)   19-21
    1 - (наименование параграфа)   22-24
    2 - (наименование параграфа)   25-28
Заключение   29-31
Литература  
Приложения   33-38
Рецензия   39-40

Примерное содержание курсовой работы

Тема11. Развитие основных положений классической политэкономии в учении Д.Риккардо[1]

Введение

1. Общая характеристика учения классической школы

1.1 Особенности предмета классической школы

1.2 Теоретические достижения классической школы в дорикардианский период

2. Ключевые концепции Д.Рикардо и их значение в развитии классической политэкономии

2.1 Развитие трудовой теории стоимости

2.2 Вклад в классическую теорию распределения дохода

2.3 Теория «золотого стандарта»

2.4 Теория сравнительных преимуществ

Заключение

Литература

Приложения

Рецензия

В подразделе 1.1 первого раздела необходимо остановиться на характеристике ключевых предметных особенностей классической школы политической экономии, а также теоретических концепциях, сформированных ее представителями до Д.Рикардо. В подразделе 1.2 нужно сделать акцент на достижениях классических авторов в области теории стоимости, теории доходов, количественной теории денег и теории международной торговли.

Второй раздел должен быть посвящен характеристике фундаментального вклада Д.Рикардо в развитие идей классической школы и экономическую науку в целом. В подразделе 2.1, опираясь на текст 1 главы книги Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения», необходимо раскрыть новые положения, привнесенные Д.Рикардо в трудовую теорию стоимости: критика некоторых определений А. Смита; особенности трактовки понятия «необходимые затраты труда»(в раскрытии этого положения можно обратиться к критическим оценкам К. Маркса);разведение понятий «стоимость» и «богатство»;выявление зависимости между стоимостью, количеством труда и его производительностью; включение в стоимость товара не только стоимости, созданной затраченным на него трудом, но и стоимости капитала, занятого в его производстве; влияние на стоимость благ величины капитала и продолжительности его вложения;«эффект Рикардо».

В выводах данного подраздела необходимо обратить внимание на монистическое следование Д.Рикардо теоретической предпосылке о том, что только труд является источником стоимости. Здесь может быть уместным привести критику данной предпосылки Й. Шумпетером, который хотя и считал ее допустимой, но видел в ней, как в познавательном средстве, существенные недостатки.

В подразделе 2.2 необходимо изложить видение Д.Рикардо закономерностей формирования доходов основных классов в рыночной экономике. Используя текст 2–6 глав «Начал…» раскрыть причины возникновения, механизм образования и закономерности динамики земельной ренты, а также сущность и законы движения заработной платы и прибыли. В данном подпункте важно показать взаимозависимость всех видов доходов и объяснить, почему Рикардо называл рыночную экономику «системой классового раздора» и пессимистически оценивал её перспективы. В выводах данного подпункта можно показать, почему именно теоретическому наследию Рикардо среди всех представителей английской политической экономии отдал предпочтение К.Маркс.

Подраздел 2.3 посвящен раскрытию вклада Д. Рикардо в развитие классической количественной теории денег. В этой части работы необходимо опираться на тексты ранних работ Д. Рикардо «Цена золота»,«Высокая цена слитков — доказательство обесценения банкнот»,«Предложения в пользу экономного и устойчивого денежного обращения». Необходимо показать, в чем состоит суть системы «золотого стандарта» и какую роль эта система сыграла в развитии денежного обращения.

В подразделе 2.4 излагается теория сравнительных преимуществ. На примере с Англией и Португалией, использованном Д. Рикардо, необходимо показать специфику и преимущества этого подхода к объяснению потоков международной торговли и законов международного разделения труда. В выводах можно отметить, что эта концепция впоследствии была развита шведскими экономистами Хекшером и Олиным.

К введению и заключению предъявляются традиционные требования. Введение и Заключение - важная обобщающая часть творчества студента. Здесь даются общие представления о содержании материала и о сделанных автором выводах. Введение должно подготовить читателя к особенностям вашей творческой работы. Кроме уже названных обоснований выбора темы, ее значения, места, связей и границ, во введении представьте также метод исследования и способ изложения материала, цель работы и основные вопросы, требующие ответа, отметьте те особенности работы, на которых вы хотели бы заранее заострить внимание читателя. На введение отводится 1,5-2 страницы.

В заключении на 2-3 страницах приводятся выводы, как по главным аспектам темы, исходящие из выводов каждой главы, так и общий вывод по всей работе.

Наши рекомендации