Фонд оценочных средств
При реализации дисциплины «Проблемы социально-экономического развития» для программы подготовки магистров «Государственное управление экономическим развитием» по направлению «Государственное и муниципальное управление» используется модульно-рейтинговая технология.
При изучении курса предусматриваются интерактивные формы проведения лекционных и практических занятий:
- презентационные и видео-материалы для иллюстрации основного содержания лекции;
- разбор конкретных ситуаций, рассмотрение отечественного и зарубежного опыта на основе кейсов;
- проведение ролевых игр и «круглых столов»;
- презентация студентами докладов и подготовка эссе.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Социально-экономическое развитие общества (страны, государства) как объективный процесс, условия и факторы, на него влияющие.
2. Закономерности и принципы социально-экономического развития современного государства.
3. Социально-экономическое развитие страны как объект государственной политики.
4. Соотношение категорий «социально-экономическое развитие» и «социально-экономическая политика государства».
5. Предмет, цели и задачи государственной политики социально-экономического развития страны.
6. Управление ресурсами социально-экономического развития в монетарных системах.
7. Управление ресурсами социально-экономического развития в немонетарных системах.
8. Современные социально-экономические доминанты общества.
9. Фундаментальные проблемы и противоречия в социально-экономическом развитии общества.
10. Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов.
11. Состояние и основные проблемы современного этапа экономического роста в РФ.
12. Пути и средства преодоления современных стагнационных тенденций в российской экономике.
13. Основные направления структурной перестройки российской экономики в средне- и долгосрочной перспективе.
14. Пути формирования благоприятного инвестиционного климата в России, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов.
15. Современное состояние инвестиционного сектора российской экономик и перспектив его развития в средне- и долгосрочной перспективе.
16. Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в современную российскую экономику.
17. Современное состояние социальной сферы Российской Федерации: достижения, тенденции развития и имеющиеся проблемы.
18. Современное состояние и тенденции в области доходов и занятости населения в РФ.
19. Основы социальной политики государства в области оплаты труда и доходов.
20. Проблема безработицы в российской экономике и пути е решения.
21. Современное состояние и стратегические ориентиры развития социальной инфраструктуры РФ в средне- и долгосрочной перспективе.
22. Реформирование пенсионной системы и социальной защиты населения.
23. Развитие ЖКХ и приоритеты государственной политики в жилищной сфере.
24. Государственное регулирование развития промышленности в России в текущем периоде и стратегической перспективе.
25. Современное состояние энергетического комплекса России и проблемы его дальнейшего развития.
26. Современное состояние агропромышленного комплекс России. Необходимость государственной поддержки его дальнейшего развития.
27. Современное состояние научно-технологического комплекса России, проблемы и тенденции его дальнейшего развития.
28. Наука современной России и пути ее реформирования.
29. Современное состояние финансового сектора российской экономики и проблемы его дальнейшего развития в средне- и долгосрочной перспективах.
30. Современный бюджет Российской Федерации: формирование его доходной и расходной частей.
31. Современное состояние банковской системы РФ и особенности современной единой денежно-кредитной политики российского государства.
32. Проблемы углубления интеграции российского финансового рынка в мировой рынок финансов.
33. Пути усиления влияния валютной политики на интеграцию России в мировую валютно-финансовую систему.
34. Современное состояние государственного долга России и ее влияние на общую макроэкономическую ситуацию в стране.
35. Различия в уровнях социально-экономического развития отдельных российских регионов и пути их преодоления.
36. Основные направления и принципы государственной политики регионального развития РФ.
37. Тенденции и стратегические направления модернизации региональных хозяйственных комплексов и инновационного развития субъектов Федерации (регионов) России.
38. Современное состояние внешнеэкономических связей РФ со странами ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья.
39. Пути повышения международной конкурентоспособности экономики России.
40. Современное состояние и проблемы развития российской внешней торговли.
41. Тенденции развития экспортно-импортных связей России на важнейших мировых товарных рынках.
42. Политика протекционизма в создании на территории страны свободных экономических зон (СЭЗ).
43. Современное состояние и государственное регулирование процессов международной миграции рабочей силы и высококвалифицированных специалистов в РФ.
44. Политика государства по регулированию интеграционных взаимодействий России на постсоветском экономическом пространстве.
45. Перспективы усиления и укрепления экономических связей РФ со странами ближнего зарубежья.
Критерии оценки
по учебной дисциплине Проблемы социально-экономического развития
для расчета баллов, полученных студентом
№ | Вид учебной деятельности | Время и характер исполнения | Критерии оценки | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
Активное участие на практических занятиях | В течение семестра | Студент активно участвовал в обсуждении, задавал вопросы по теме, высказывал свое мнение по теме занятия | |||||
Подготовка презентации к деловой игре | 1 раз в семестр | Предполагаемый объем 10-12 слайдов, на 100% авторская разработка магистранта. | |||||
Подготовка презентации к мозговому штурму | 1 раз в семестр | Предполагаемый объем 10-12 слайдов, на 100% авторская разработка магистранта. | |||||
Подготовка докладов по теме | 3 раза в семестр | Доклад на 5-7 минут, возможно с использованием презентации в PowerPoint. Доклад содержит основные актуальные вопросы, логично выстроен, содержит авторскую позицию. | |||||
Конспект лекций | 1 раз в семестр | Конспект отражает основные положения тематики лекции. Выполнен аккуратно, логично и последовательно | |||||
Решение case-study | 1 раза в семестр | Студент проанализировал ситуацию, разобрался в сути проблем (ы), предложил возможные решения и выбрал лучшее из них. | |||||
Подготовка эссе | 1 раз в семестр | Эссе представляет собой самостоятельную работу, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу, вопросу, проблеме | |||||
Задание | 1 раза в семестр | Предполагаемый объем 2-3 странцы, на 100% авторская разработка магистранта. |
№ | Вид учебной деятельности | Время и характер исполнения | Критерии оценки | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
Экзамен | 1 раз в семестр | Экзамен сдается устно, в аудитории | |||||
Поощрительные баллы | |||||||
Участие в конкурсе / олимпиаде | |||||||
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | |||||||
Посещение лекции | В течение всего семестра | Студент отсутствовал на лекции | -6 | ||||
Посещение практических занятий | В течение всего семестра | Студент отсутствовал на практических занятиях | -10 | ||||
ИТОГО |