Трудоемкость дисциплины
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Дисциплина «Экономика общественного сектора» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла.
Дисциплина состоит из следующих разделов: закономерности формирования и ресурсный потенциал общественного сектора экономики; реформы общественного сектора экономики России; особенности производства общественных благ.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Микроэкономика (продвинутый уровень)», «Макроэкономика (продвинутый уровень)», «История и методология экономической науки», «Управление государственными и муниципальными финансами». Дисциплина создает предпосылки для более глубокого освоения последующих дисциплин специализации – «Национальные инновационные системы: формирование и развитие», «Государственно-частное партнерство в формировании инновационной экономики», «Налоговое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью дисциплины является достижение следующих образовательных результатов.
Магистрант должен:
знать:
- ключевые положения зарубежных и отечественных концепций общественного сектора экономики;
- направления и содержание основных реформ общественного сектора;
- научные прогнозы развития общественного сектора экономики в разных странах;
уметь:
- давать оценку реформ, происходящих в общественном секторе экономики;
- ориентироваться в нормативно-правовых, экономических и организационных основах реформ общественного сектора;
- оценивать методы финансового обеспечения государственной и муниципальной службы.
владеть:
- методологическими подходами к выбору практических инструментов реформирования естественных монополий, включая бюрократическую, а также повышения эффективности общественных расходов;
- понятийным аппаратом и специальной терминологией по проблемам отраслей общественного сектора, общественных финансов, содержания бюджетной политики, ее основными современными направлениями;
- пониманием бюджетирования, ориентированного на результаты, навыками методических основ составления и исполнения государственных программ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
ОК-10Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания.
ОК- 11 – Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставл
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих профессиональных компетенций:
ПК-8 – владеть навыками использования инструментов экономической политики
ПК-10 – понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции
ПК – 13-способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников
ПК – 21 - владеть методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства
Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков
Итоговый контроль
Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен экзамен, который проводится в форме устного экзамена.
Итоговая оценка по курсу проставляется в приложение к диплому.
Текущий контроль
. В качестве форм текущего контроля будут применены следующие:
- участие в работе на практических занятиях;
- внеаудиторная самостоятельная работа (согласно перечню индивидуальных заданий);
- написание реферата.
Выполнение всех заданий является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти задания, не допускаются к сдаче экзамена.
Критерии оценки знаний, умений, навыков
Ответ студента на экзамене определяется оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется студенту, который:
1. Глубоко и осмысленно усвоил в полном объеме программный материал, излагает его на высоком научно-теоретическом уровне, изучил первоисточники, основную и дополнительную литературу и умело использует этот материал при ответах.
2. Умеет увязать знание экономических теорий и их методологии для решения практических задач, а также выработки на их основе экономической политики.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, который:
1. Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой курса, изучил первоисточники, основную и дополнительную литературу.
2. Излагает материал грамотным языком, владеет понятиями и терминологией курса. Умеет увязать знание экономических теорий и их методологии для решения практических задач, а также выработки на их основе экономической политики.
3. В изложении материала допустил незначительные пробелы, не искажающие содержание ответов на вопросы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который:
1. Обладает знаниями по ключевым понятиям, рассматриваемых экономических теорий и их методологии.
2. Умеет применять теоретико-методологический материал для решения практических задач.
3. Допускает несущественные ошибки и неточности, нарушения логической последовательности изложения материала, недостаточно аргументирует теоретические положения.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который:
1. Обнаруживает пробелы в знаниях основного программного материала, допускает принципиальные ошибки в ответах на дополнительные вопросы.
2. Демонстрирует объем знаний, недостаточный для дальнейшей профессиональной деятельности.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ | ||||||
Количество часов | |||||||
Всего по уч. плану | Семестр | ||||||
аудиторные занятия (всего): | |||||||
в том числе | лекционные занятия | ||||||
практические занятия (в.т.ч. часов в интерактив. форме) | 32(24) | 32(24) | |||||
самостоятельная работа: | |||||||
общая трудоемкость дисциплины: | часы: | ||||||
зачетные единицы: | |||||||
Формы итогового контроля - Экзамен | |||||||
4. 1. Тематический план курса
№/№ компетенции | Наименование темы | Форма обучения: очная | |||
Количество часов | |||||
Лекции | Практические занятия ( в т.ч. интерактивные занятия) | Самостоят. работа | Всего часов по теме | ||
1. Тема 1. | 2. Провалы рынка и государственное вмешательство в экономику. Общественный сектор экономики: закономерности формирования, ресурсный потенциал. | 12(9) | |||
Тема 2 | Реформы общественного сектора России. Преодоление естественных монополий: реформы электроэнергетики, ЖКХ, РЖД. Бюрократическая монополия. | 10(8) | |||
Тема 3 | Производство общественных благ. Анализ затрат и выгод по проектам государственных расходов. | 10(7) | |||
Экзамен | |||||
Итого по курсу: | 32 (24) |
Содержание курса.
Тема 1. Провалы рынка и государственное вмешательство в экономику. Общественный сектор экономики: закономерности формирования, ресурсный потенциал (Лекции – 4 часа, семинар 3 часа, семинар-дискуссия (интерактивное занятия) – 9 часов.
Общественный сектор рыночной экономики – экономическое содержание и тенденции развития. Концепция «провалов рынка» как обоснование необходимости общественного сектора. Естественная монополия, асимметрия информации, внешние эффекты, производство общественных благ и др. Макроэкономическое регулирование: инструменты преодоления неспособности рынка обеспечить макроэкономическую стабильность.
Государственный сектор экономики: характеристики, масштабы располагаемых ресурсов. Некоммерческий сектор и тенденции его развития.
Масштабы общественного сектора в развитых странах. Общественный сектор в России.
Семинар. Общественный сектор экономики. Основные финансовые и экономические инструменты преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса. Особенности использования денежно-кредитных, бюджетно-налоговых инструментов в финансовом и реальном секторах экономики.
Темы докладов: