ТЕМА 17. Социальная и региональная политика государства
Социальная политика современного государства — это
комплекс социально-экономических мер государства, пред-
приятий, организаций, направленных на ослабление неравен-
ства в распределении доходов и имущества; защиту населе-
ния от безработицы, повышения цен, обесценивания трудо-
вых сбережений и др.
Основные направления социальной политики — защита
населения от повышения цен с использованием различных
форм компенсаций и проведение индексации; помощь наибо-
лее малоимущим семьям и безработным; социальное страхо-
вание, установление минимальной заработной платы для ра-
ботающих; обеспечение преимущественно за счет государства
развития образования, здравоохранения, защита окружаю-
щей среды; оказание помощи в получении гражданами ква-
лификации, регламентация процесса трудовой деятельности
(продолжительности рабочего дня, предоставления оплачи-
ваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).
Основными принципами социальной политики являются
оптимальное сочетание социальной справедливости и эффек-
тивности; учет жизненно необходимых социальных стандар-
тов, согласно Конституции страны, при формировании бюд-
жетов разных уровней, четкое разграничение ответственности
за их выполнение между различными ветвями власти и др.
Проблема социальной защиты населения по-разному ре-
шается в рамках определенной социально-экономической
формации, конкретной страны.
Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде все-
го, должно в законодательном порядке установить основные
социальные гарантии, механизм их реализации и функции
предоставления социальной поддержки.
Социальную защиту населения обеспечивают также пред-
приятия (или предприниматели) и сами наемные работники
через свои профсоюзные организации.
Главными средствами уменьшения неравенства в распре-
делении доходов и имущества являются прогрессивный по-
доходный налог и социальные расходы государства, о кото-
рых уже шла речь в предыдущих темах. Так, в Швеции, бла-
годаря проведению соответствующей политики, стократная
разница между совокупным доходом домашнего хозяйства
10 % наиболее богатого и 10 % наиболее бедного населения
уменьшается в 25 раз и составляет 4:1. На перераспределение
доходов и имущества в развитых странах мира официально
направлена политика доходов.
В западной экономической литературе с целью измере-
ния дифференциации в доходах чаше всего используется кри-
вая Лоренца (по имени американского экономиста М. Лорен-
ца). Степень неравенства в доходах измеряется с помощью
коэффициента Джини (по имени итальянского экономиста
К. Джини). При этом используются разные подходы и прин-
ципы к пониманию проблемы справедливости. Заслуживает
внимания роулсианский принцип (по имени американского
философа Д. Роулза), согласно которому справедлива такая
дифференциация в доходах, при которой относительное эко-
номическое неравенство способствует достижению более вы-
сокого уровня жизни самых бедных слоев населения.
В процессе регулирования доходов следует добиваться
оптимального соотношения между эффективностью обществен-
ного производства и социальной справедливостью экономи-
ческой системы. Чрезмерное выравнивание доходов и иму-
щества приводит к значительному ослаблению, а порой, и
полному разрушению действенных стимулов к труду, суще-
ственному ослаблению рыночных механизмов хозяйствова-
ния. В то же время, чрезмерная дифференциация доходов
обусловливает нарастание социальной напряженности, углуб-
ление социальных конфликтов, использование исключитель-
но рыночных рычагов хозяйствования.
В системе социальной зашиты населения важнейшим эле-
ментом является социальное страхование, которое включает
пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и не-
счастных случаев на производстве. В развитых странах Запа-
да пенсионное и медицинское страхование осуществляется
путем отчислений от заработной платы и прибылей в равных
пропорциях.
Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из
специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-пер-
вых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от спе-
цифических условий той или иной страны. В первом случае
наибольшие суммы расходов (от 50 до 70 % средней зарплаы) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время
законодательно установленного периода. В последующем сум-
мы выплат уменьшаются. В США максимальный срок полу-
чения помощи по безработице составляет 26 недель, а вели-
чина еженедельной помощи в середине 90-х гг. составляла
около 200 дол. В отдельных случаях срок предоставления
помощи может быть продолжен до 49 недель.
Во втором случае во внимание принимается период заня-
тости, трудовой стаж, физическая способность к труду, срок
предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж
должен составлять не менее 6 месяцев на протяжении 3 лет и
не меньше 10 недель на протяжении последнего года перед
увольнением с работы. Во Франции такими условиями явля-
ются наличие работы в течение 150 дней в году и 91 день
страхования. В Великобритании принимается во внимание
только уплата взносов в страховой фонд: на протяжении года
их должно быть не менее 26.
Важное звено социальной зашиты населения — програм-
мы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих
программ принимают участие государство. При этом боль-
шую часть соответствующих средств государство направляет
на переквалификацию работников.
В общенациональном масштабе современное государство с
целью уменьшения армии безработных стремится регулировать
заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы тем-
пы увеличения были ниже роста производительности труда. С
этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-
денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и
частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производи-
тельности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы.
Политика трудоустройства включает также меры по ре-
гулированию продолжительности рабочего дня. За последние
100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжитель-
ность рабочего времени сократилась вдвое. Исключением стала
только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2 150 ч/г,
или на 250 ч больше, чем, например, француз. Сокращение
продолжительности рабочего дня с целью увеличения заня-
тости имело место в Швеции, Франции и некоторых других
странах в 70—80-е гг.
Одним из элементов социальной защиты населения явля-
ется правовое регулирование наемного труда, которое осуще-
ствляется через установление в законодательном порядке
минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка
заключения коллективных договоров в отношении условий
труда, оплаты рабочей силы, социального страхования, от-
пусков и т. д.
Конечный источник выплат по социальному страхова-
нию — труд наемных работников и служащих, так как он,
во-первых, является источником стоимости и синергическо-
го эффекта, возникающего при взаимодействии рабочей силы
со средствами производства и другими элементами произво-
дительных сил; во-вторых, создает основную часть необхо-
димого и дополнительного продукта; в-третьих, предприни-
матели, относя выплаты в фонд социального страхования к
издержкам производства, по существу перекладывают их на
плечи потребителей.