Западноевропейская интеграция
Многоцелевой характер западноевропейской интеграции, отражающий противоречивые цели гарантирует прочность союзных связей, укрепляет социальную солидарность, обеспечивает стабильное развитие единой Европы. Западноевропейский «классический» вариант региональнойинтеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество — Общий рынок с 1992 г. — Европейский союз.
ЕЭС было создано в 1957 году под патронажем Франции, Италии,Бельгии, Германии, Нидерландов, Люксембурга. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 15 государств с общей численностью населения более 370 млн. человек.
Цель создания ЕЭС — постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного перемещения рабочей силы, капиталов иуслуг, проведение общей политики в области развития экономики, унификация налоговой системы, создание валютного союза.
В целях их реализации были созданы: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский Совет, в составе которого находится Европейский Суд и Парламент с целью постепенного перехода к политической интеграции. Тип организации общественной жизни, характерной для ЕС, выражается следующими принципами:
1) все системы народного хозяйства ориентированы на экономический рост, центр (его роль может исполнять государство или интеграционное объединение) формирует «здоровую» (а значит, конкурентную) экономическую среду, законодательно устанавливая «правила игры» для хозяйственных субъектов и контролируя макроэкономические пропорции. Приоритет отдается развитию ресурсов, которые даются не «от природы», а зависят от общества (новые технологии в промышленности, информатике и образовании, инновационная сфера, качественное развитие человеческого капитала через образование, здравоохранение и социальные программы). Повышается степень защиты природных источников благосостояния путем включения затрат на экологические мероприятия в издержки производства;
2) социальное партнерство, действительно, эффективно, если властные структуры чувствуют свою зависимость от избирателей, если представительство различных интересов на разных уровнях принятия решений не ограничивается декларированием позиций, а реально приводит к выработке решений на основе консенсуса. Конечно, для этого необходимы политическая культура, высокая активность профессиональных объединений и отдельных граждан, позволяющая основным странам-партнерам полностью осознать законные интересы друг друга и находить разумные компромиссы на основе взаимности. Частным, но убедительным примером является защита европейским законодательством социальных прав рабочих, легально прибывших из третьих стран, поскольку оно исходит из равенства прав на получение социальных благ, из необходимости их предоставления на недискриминационной основе по отношению к полноправным гражданам ЕС;
3) высокий уровень проработанности решений, принимаемых Евросоюзом. Их инновационный характер обеспечивается глубокой концептуальной и информационной подготовкой, продуманностью организационной процедуры.
Интеграция западноевропейских стран развивалась неравномерно, сопровождаясь острыми проблемами между отдельными странами и внутри всей региональной группировки. Одной из проблем ЕС является разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Вторая региональная проблема ЕС — это экономически более слабые территории в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС характерны для Италии, Великобритании, Франции. Экономика Италии обладает наибольшими диспропорциями во всем ЕС: высокоразвитый север менее развитый юг. Таким образом, экономическая дифференциация отдельных стран в значительной степени зависит от размеров менее развитых территорий в рамках отдельной национальной экономики.
Качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции — это Маастрихтские (Нидерланды) соглашения (февраль 1993 г). Маастрихтские соглашения предоставили ЕС следующие функции:
· создание и управление единое валютой;
· усиление единой экономической политики;
· основание и защита единого рынка на принципах свободной и справедливой конкуренции;
· перераспределение средств между богатыми и бедными регионами;
· поддержание законности и правопорядка;
· управление единой внешней политикой, включая вопросы безопасности, общей обороны и т.д.
Таким образом, главным достижением западноевропейской интеграционной группировки (ЕС) с 1957—1992 гг. является создание таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый «внешний тариф» по отношению к «третьим странам»), далее — унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного «единого рынка» со свободным перемещением капиталов, услуг и рабочей силы.