Тема 10. Сотрудничество России со странами АТЭС, вкл. Китай. (Лекция – 1 час, семинар – 2 часа)

Активное включение России в деятельность АТЭС создает для страны перспективу «превращения российского Дальнего Востока из глубокого географического и геоэкономического тыла крупнейшей по размерам державы в ее восточные ворота по отношению к наиболее мощному мезорегиону мира – АТР, имеет принципиально важное значение для дальнейшего определения внешнеэкономической стратегии Российской Федерации и ее будущего места в мировом сообществе». Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой наиболее динамично развивающийся регион мира. В этом районе мира, и, прежде всего, в Северо-Восточной Азии формируется новый центр мировой экономики и политики, который по своим масштабам производства и объемам финансовых, производственных, сырьевых, энергетических и информационных ресурсов значительно превышает Европейский Союз (ЕС). В этом регионе действуют и сталкиваются интересы крупнейших мировых держав - США, Китая, России, Японии, а также стран АСЕАН.

Главными локомотивами экономической жизни АТР являются экономики таких стран как США, Японии, Китая, Республики Корея, а также американские, японские и южнокорейские транснациональные корпорации. На АТЭС приходится свыше половины мирового ВВП и 40% мирового экспорта, а размер ВВП на душу населения также на 40% выше среднемирового уровня. Основную роль в экономической жизни СВА в настоящее время играют три страны - Япония, КНР и Республика Корея, на долю внешнеторгового оборота этих трех стран приходится более 2/3 общего объема товарооборота стран СВА.

В настоящее время наиболее важным явлением в экономике АТР в долгосрочном плане является организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), которая постепенно превращается в универсальную институциональную организацию в масштабах АТР. В отличие от многочисленных всемирных и региональных организаций, которые создавались, как правило, политиками, в формировании АТЭС самое активное участие принимали прежде всего бизнесмены, которые были заинтересованы в наличии сильной региональной организации для развития экономического сотрудничества в АТР еще за 20 лет до ее создания. Организация АТЭС была создана в ноябре 1989 г. на совещании министров иностранных дел и финансов 12 стран АТР. В настоящее время эта организация объединяет 21 страну, включая и Россию.

В настоящее время для реализации Богорских соглашений 1994 г. в практической деятельности АТЭС на первый план выдвинуты четыре основных направления: 1) либерализация торгового и инвестиционного режима; 2) повышение качества людских ресурсов; 3) развитие малого и среднего бизнеса; 4) по мере развития “экономики знаний” усиливать работу в сфере информации и коммуникаций с учетом растущего разрыва в развитии инфраструктуры в области “электронных торгов” и информационных технологий. Все эти проблемы в высшей степени актуальны для России, особенно проблема создания инфраструктуры в области передачи информации. Очевидно, что без сотрудничества с другими странами в рамках АТЭС Россия вряд ли сможет решить эти проблемы и останется за бортом международного экономического сотрудничества в АТР. В этой ситуации Россия сделала правильный выбор, вступив в АТЭС осенью 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия).

Для включения России в систему международного разделения труда в АТР требуется резкое повышение координирующей роли центрального правительства, которое должно обеспечить государственное регулирование цен, определить взаимные обязательства между правительством и регионом, и, по крайней мере, ликвидировать задолженность государственного бюджета перед районами Дальнего Востока и Крайнего Севера. При этом основными критериями финансирования из центра программ развития районов Дальнего Востока должно быть стимулирование развития основных общероссийских функций дальневосточного региона - транспорт, оборона страны, рыболовство, добыча полезных ископаемых, внешнеэкономические связи и привлечение иностранных инвестиций, способствующих решению приоритетных задач, стоящих перед Дальним Востоком. В данном случае, на наш взгляд, такими проектами могли бы быть развитие инфраструктуры портов Находка, Владивосток, Ванино, строительство газо- и нефтепроводов из Сибири и Якутии в Северо-Восточный и Северо-Западный Китай, создание транспортного коридора из Сибири в Северо-Западный Китай через Алтай, создание в Сибири и на Дальнем Востоке международных туристических и рекреационных центров (например, на озере Байкал, в Южном Приморье, на Алтае, на Камчатке и на Сахалине), завершение Байкало-Амурской и реконструкция Транссибирской железнодорожных магистралей, которые через активизацию своих производственных связей обеспечили бы экономическое возрождение большого количества предприятий региона и, соответственно, создание большого количества новых рабочих мест. Реализация хотя бы части этих инфраструктурных проектов может обеспечить растущий антикризисный спрос на товары и услуги не только в районах Дальнего Востока и Сибири, но и неминуемо отразится на экономической ситуации в России в целом. Кроме того, это позволит значительно улучшить инфраструктуру экономики в азиатской части России в целом и сделать более привлекательным инвестиционный климат для иностранных бизнесменов.

Наши рекомендации