Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
План
1. Необходимость государственного регулирования экономики и его основные теоретические концепции.
2. Функции государства в рыночной экономике.
3.Экономическая политика государства.
4. Государственная собственность и управление ее объектами.
Вопрос 1.
В современном мире рынок свободной конкуренции существует как частность, а господствующими его формами являются разновидности рынков несовершенной конкуренции (в виде монополистической конкуренции и олигополии).
Как известно, даже свободная (совершенная) конкуренция имеет ограниченные регулирующие функции. Она не справляется с регулированием процессов, находящихся вне сферы действия бизнеса, тогда как многие «внешние» по отношению к нему эффекты часто имеют огромное значение (например, последствия строительства водохранилищ, проведения линий электропередач и сооружения электростанций и т.п.) К тому же, не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Вне сферы его действия находятся так называемые общественные блага (например, экологическая защита, содержание органов охраны правопорядка, армии и т.п.). Нельзя полностью коммерциализировать в обществе образование, здравоохранение, культуру, практически безинтересна бизнесу фундаментальная наука и т.п.
Кроме того, для действия совершенной конкуренции необходимы определенные условия, которые сами собой поддерживаться не могут, поскольку объективной тенденцией является перерастание конкуренции через концентрацию производства в монополию.
Господство несовершенной конкуренции приводит зачастую к нарушению прав и интересов потребителей, диспропорциям и т.п., поэтому ее условия и последствия также нуждаются в регулировании.
Практика стран с рыночной экономикой показала, что нормой жизни стали такие проявления макроэкономического неравновесия, как инфляция, безработица, цикличность производства.
Это и многое другое делает необходимым использование других регуляторов общественной жизни. В современном хозяйственном механизме принято выделять 4 блока регуляторов:
1. конкурентно-рыночный механизм;
2. внутрифирменного ( гл. обр. монополистического) регулирования;
3. государственного регулирования;
4. механизм международной координации экономической политики.
В этой системе регуляторов все более возрастает роль государственных. Целями госрегулирования являются обеспечение реализации 3-х принципов:
· эффективности,
· стабильности,
· социальной справедливости.
Если первые две цели являются зоной совместного регулирования рынка и государства, то третья – исключительно государства, потому что рынку чужда справедливость.
В этой связи современная рыночная экономика основана на рыночной конкуренции и государственном регулировании экономики.
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики — один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет'. Различные социально-экономические теории — марксизм, кейнсианство, монетаризм — используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.
Вопрос2.
Государство имеет три главных канала влияния на экономику путем:
—непосредственного регулирования через законодательные, административные и перераспределительные виды деятельности;
—управления государственной собственностью и в том числе госсектором15;
—влияния на общество и в дальнейшем на экономику через прямое, опосредованное и косвенное влияние общества на нее.
Обратимся к целям и содержанию влияния государства на экономику, обусловленным его специфической ролью в системе "государство — общество — экономика".
Государство служит для страны своего рода стабильной несущей конструкцией. Оно, как правило, не связано ни с какой конкретной группой физических лиц (даже в монархическом государстве речь идет о "царствующей фамилии", то есть не только о ныне здравствующих, но и о прошлых и будущих поколениях данного рода), функционирует в течение жизни многих поколений и обеспечивает преемственность и непрерывность развития данной страны. Поэтому на государство в существенно большей степени, чем на общество или экономику, ложится задача выявления и реализации интересов граждан, причем не только ныне живущих на его территории, но и их потомков.
Таким образом, неотъемлемая обязанность, миссия и «доминирующая компетенция» государства — обеспечение неограниченно продолжающегося функционирования общества и экономики.
Можно выделить следующие функции государства, прямо вытекающие из его специфической миссии.
1.Институциональная функция - разработка правовой базы экономики, т.е. «правил игры» - юридических законов в социально-экономической области, нормативов, стандартов и т.п. Здесь речь идет о создании и закреплении институтов — формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни. При этом норма понимается и как регламент, и как эталон, и как усредненная характеристика явления.
В ее составе:
-Во-первых, нормотворческая функция- создание, практическая реализация законодательных и других нормативных актов, а такжеопределение границ законного (запретительная функция).
-Во-вторых, создание норм в качестве не только регламентов, но и образцов, эталонов, примеров для подражания (эталонообразующая функция)20. По отношению к предыдущей данная функция носит как бы полярный характер: если первая выделяет негативные, недопустимые примеры, то вторая — позитивные, поощряемые государством. Сюда входит также разработка методик и критериев их сопоставления, согласно которым те или иные факты относятся к образцовым. Это предполагает, в частности, формирование разнообразных рейтингов по различным направлениям деятельности.
. 2. Интеграционная функция. Она состоит в организации деятельностиграждан в целях создания материального базиса жизни. Она включает в себя задачи производства общественных благ, воспроизводства потребленных при этом ресурсов и соответствующих условий деятельности и др., поддержку процессов извлечения, апробации, накопления и распространения знаний в обществе.
3.обеспечение макроэкономической стабилизации в виде максимально полной занятости, стабильности уровня цен и других форм сдерживания инфляции, антикризисных мер; нормализация деятельности социальных и экономических агентов и их групп, в том числе проведение антимонопольной политики, поддержание условий равноправной конкуренции, борьба со всеми видами правовой дискриминации.;
4.макроэкономическое регулирование, в т.ч обеспечение НТП, инвестиционной активности, валютно-финансовое и др. В этой связи государство осуществляет перераспределение ресурсов, с чем не справился рынок, что очень важно; протекционизм национальной экономике, создание условий для эффективного хозяйствования, экономического роста и благоприятных возможностей для развития, их защита (например, защита конкуренции и экономической свободы в виде частной собственности, определение макроэкономических и отраслевых приоритетов, поддержка малого бизнеса, протекционизм во внешней торговле и др.) В последнее время получила признание точка зрения, что возрастающий динамизм экономических процессов многократно умножает риск ошибочного выбора приоритетов – они могут оказаться ориентирами вчерашнего дня. Бесспорно и всегда необходимы вложения в человеческий капитал – образование нации, здравоохранение и т.п. Сюда же можно отнести внешнеэкономическое регулирование;
5.социальное регулирование, обеспечение нетрудоспособных, перераспределение доходов с использованием трансфертов и др. – курс на социальную справедливость в большей или меньшей степени; 6.управление объектами государственной собственности и созданием общественных благ, регулирование внешних эффектов (не находящих отражения в рыночных механизмах);
7.Выделяют также кастинговую функцию - целенаправленное формировании элиты общества с точки зрения государства. Именно эта элита должна быть привлечена к работе в органах государственной власти, где требуются такие личные качества, как честность, патриотизм, социальная ответственность, высокий интеллектуальный уровень. Подобный отбор (кастинг), систематически проводимый среди молодежи (студентов, старшеклассников и др.), позволил бы сформировать кадровый резерв органов власти.
8.Охранительная функция. Она направлена на обеспечение целостности территории страны и ее безопасности, поддержание правопорядка, сохранение контроля над стратегическими материальными,финансовыми, энергетическими щиту прав социальных субъектов (индивидов) и экономических субъектов (предприятий), в том числе прав на жизнедеятельность.9
9.Предотвращение чрезвычайных происшествий и ликвидации их последствий, что также относится к доминирующей компетенции государства.
Приоритетность и важность этих функций для разных стран на различных этапах их развития неодинаковы. В периоды войн и конфронтации на первый план выходит охранительная функция государства, в то время как кастинговой функции уделяется минимальное внимание. В периоды относительно устойчивого развития усиливается роль интеграционной функции, идет развитие (неинновационного типа) институтов стабильного функционирования.
Вопрос 3.
Экономическая политика государства есть совокупность целей развития экономики данной страны и средств их достижения.
Ее разработка требует, во-первых, выбора целей, хотя конечной является обеспечение роста благосостояния нации; во-вторых, оценки и использования имеющихся политических инструментов (на какие партии, общественные движения и т.п. будет опираться правительство);в-третьих, определение модели развития национальной экономики (например, социально ориентированной или либеральной) и методов, инструментов регулирования, способных ее обеспечит. Совокупность этих форм, методов и инструментов образует механизм государственного регулирования экономики.
Принципами разработки экономической политики являются научность, системность, увязки стратегических, средне- и краткосрочных целей. и некоторые др.
Таким образом, экономическая политика есть соединение экономики и политики, в ее составе развиваются как бы подсистемы: промышленная, инвестиционная, валютно-финансовая, социальная, политика занятости и др.
В условиях ускорения развития и возрастающей его неопределенности разработка и реализация экономической политики превращается в определенной мере в искусство, хотя и опирается на известный и апробированный мировой практикой набор методов и инструментов регулирования.
Субъектами регулирования в рыночной экономике выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Функции государства в рыночной экономике в основном осуществляются путем непрямого воздействия на бизнес. Если в плановой экономике государство действовало административно-командными методами прямых заданий непосредственно предприятиям, то в рыночной экономике государство регулирует рыночную среду, а уже она воздействует на предприятия (схемы). Прямым воздействием является только правовое.
А прямое администрирование приемлемо лишь в рамках госсектора.
Поэтому методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные, преимущество отдается вторым. Различия в их применении определяются преимущественно тем, кому они адресованы, каким агентам экономики.
Основные инструменты государственного регулирования подразделяются на регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсаторы. Среди инструментов выделяются следующие группы:
· фискальной политики – это использование бюджетных регуляторов, в т.ч. налогов, правительственных расходов, а также %-х ставок. Они представляют собой довольно жесткое вмешательство в экономику;
· денежной, или монетарной политики – это обеспечение сбалансированности денежной массы в обращении и в виде золото-валютных резервов государства, обеспечение устойчивости национальной валюты и т.п. с помощью специальных инструментов, которые будут изучаться далее подробно. Эти инструменты более щадящие и тонкие, они также влияют на %-ю политику, потребление, инвестиции и т.п.;
· методы регулирования отношений собственности – национализация и приватизация;
· селективная финансовая поддержка регионов, отраслей ипредприятий в соответствии с выбранными приоритетами экономической политики путем предпочтительного финансирования, льготирования, выделения трансфертов и т.п.;
· разработка государственных и региональных целевых программ развития с соответствующим финансированием под выделенные цели и приоритеты;
· инструменты антимонопольного регулирования, с которыми мы уже знакомы – ограничения концентрации производства и капитала выше предельной нормы, судебные преследования антиобщественной деятельности монополий, разукрупнение их в крайних случаях, поддержка конкурентной среды, льготирование малого и среднего бизнеса и т.п.;
· финансирование НИОКР, создание условий для развития НТП;
· инструменты социальной политики – перераспределение доходов путем использования трансфертов, субсидий, льгот малоимущим, регулирование оплаты труда и трудовых отношений, прежде всего на законодательном уровне, определение условий и стандартов развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, формирование активной политики занятости населения и социальная поддержка безработных и т.п.;
· во внешнеэкономическом регулировании – использование таможенной политики, сочетание инструментов протекционистской защиты отечественных позиций на мировом рынке с поощрением развития более открытой экономики и др.
Следует подчеркнуть, что государственное регулирование адресовано макроэкономике, т.к. с регулированием бизнеса справляются рынок и внутрифирменные методы.
Вопрос 4.
Среди функций государства огромную роль играет формирование госсобственности и управление ею в интересах общества.
Общие задачи государства по отношению к госсобственности в целом можно сформулировать как обеспечение ее эффективного использования и содействие превращению предприятий госсектора в образцовые организации. При этом под эффективностью нужно понимать степень реализации рассмотренных выше миссии и функций государства.
В современной России эта функция нуждается в корректировке, поскольку государство сильно сдало свои позиции в экономике, утратив контроль над многими ее сферами. Так, из 3,8 млн. предприятий, действовавших в 2003 году, государству принадлежало всего 157 тыс., или 4,1%, в муниципальной собственности находились еще 239 тыс предприятий (6,2%), а всего – 10,3% предприятий страны. В то же время в частную собственность перешло 76,9% предприятий. В Европе в конце ХХ века госсобственность обеспечивала до половины капиталовложений, через госсектор финансировалось около половины всех расходов страны на научные исследования и разработки, потреблялось около ¼ конечной продукции общества.
В каких же сферах экономики должна формироваться и превалировать госсобственность? Это:
· отрасли, обслуживающие общественное воспроизводство, или производственной инфраструктуры (энергетика, связь, транспорт, трубопроводы, дороги, мосты и т.п.);
· обеспечивающие национальную безопасность в широком смысле слова – информационную, экологическую и т.д., а не только оборонный потенциал (но ВПК – в первую очередь);
· обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и развитие человеческого капитала – образование, здравоохранение, культура;
· некоммерческие или со сдвинутым во времени эффектом (доходом) – фундаментальная наука, освоение космоса и т.п.;
· требующие больших затрат или первоначального капитала при необходимости развития, поэтому в таких отраслях нередко проводится временная национализация с целью их санации – добывающие отрасли, металлургия.
В названных отраслях допускается и частная собственность, но там государство должно занимать ключевые позиции.
В большинстве стран к объектам госсобственности в большой степени относят: землю и природные ресурсы, электроэнергетику, газовую, угольную промышленность, сильны позиции государства в добыче и переработке нефти, черную металлургию, железные дороги, воздушный транспорт, связь, почту, телекоммуникации, а также предприятия и др. объекты оборонного значения. Сюда относят заповедники, основные объекты культуры - общегосударственного значения, социальной сферы. В каждой стране законом определено то, что не может быть приватизировано.
Государственная собственность формируется и развивается тремя путями:
1. национализацией частных предприятий;
2. созданием новых объектов госсобственности;
3. государственным инвестированием .
Однако по эффективности деятельности госсектор проигрывает частному (это доказала и общественная собственность СССР), к тому же, он менее гибок и оперативен, к этому следует добавить подверженность его коррупции. Все это приводит к сокращению доли госсектора во многих странах. В этом процессе, как всегда две взаимопротивоположные тенденции, следует стремиться к их равновесию. Иначе или государство утратит ключевые позиции в стране, или экономика будет низкоэффективной, что отразится и на положении страны в мире, и на уровне благосостояния нации. Поэтому серьезным вопросом науки и практики хозяйствования является эффективное управление госсобственностью, обеспечение активного и конструктивного взаимодействия государственного и частного секторов экономики.
Поэтому остановимся на том, что же такое образцовые предприятия.
Каждое предприятие должно отвечать следующим условиям, характеризующим его внутреннее состояние и взаимоотношения с внешней средой.
1. На предприятии должны быть достаточно развиты и согласованы все три основных процесса: производство продукции; ее реализация; воспроизводство ресурсов и условий деятельности.
2. Все внутренние процессы, подразделения и подсистемы должны функционировать в одном русле, находиться под" единым управлением и быть скоординированными.
3. Предприятие должно быть мотивировано к активному поведению на рынке, расширению рыночного присутствия и усилению своих позиций.Предприятие должно владеть информацией о текущем состоянии и прогнозах ситуации на рынке и руководствоваться ею в процессе принятия решений29.
4. Предприятие должно чувствовать ответственность по отношениюко всем внутренним и внешним участникам производства и стейкхолдерам, избегать принятия решений, нарушающих права работников, потребителей, акционеров, а также противоречащих интересам государства.
Эти требования являются необходимыми для признания предприятия образцовым (эталонным).В настоящее время, как показывают исследования30, на многих российских предприятиях они не соблюдаются.В частности, на недопустимо низком уровне находится инвестиционно-инновационная деятельность предприятий; имеет место их внутренняя дисфункция, раскоординированность деятельности отдельных служб и подразделений, преследование ими собственных целей и т.д.
Особенно важно соблюдение перечисленных требований предприятиями госсектора, поскольку это дает другим экономическим агентам сигнал о том, что такие действия одобряются государством. В результате оно будет способствовать распространению "правильных" поведенческих рутин среди предприятий.
Назовем специфические функции государства по отношению к госсектору:
1.создание в рамках госсектора образцов (эталонов) экономически и социально эффективных предприятий, а для этого - мониторинговое сравнение предприятий госсектора как между собой, так и с предприятиями остальных секторов. Основная задача такого мониторинга — определение функциональной и ресурсной эффективности предприятий госсектора или их групп. По его результатам должны приниматься решения о конкретных целях и критериях функционирования государственного сектора экономики и путей их достижения, а также о сокращении, расширении и/или реструктуризации госсектора и входящих в него предприятий;
—2.забота государства о сохранении госсектора, воспроизводстве ресурсов и условий, необходимых для его эффективного функционирования;
—3.обеспечение условий для развития и реализации творческого потенциала всех работников и коллективов предприятий госсектора,
—4. распространение позитивного опыта и их социально ответственного поведения в отношении заинтересованных лиц.