По владимирской области, млн. руб
Объем финансирования по годам | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
ВСЕГО, в том числе: | 1204,32 | 1142,14 | 1650,32 | 2788,05 | 5941,98 | 8062,04 |
- федеральный бюджет | 584,99 | 469,40 | 653,11 | 1146,50 | 2556,43 | 2074,95 |
- бюджет субъекта РФ, в т.ч. местный бюджет | 297,73 * | 388,37 * | 377,39 84,22 | 984,27 215,2 | 2528,91 579,45 | 2645,30 568,73 |
- внебюджетные источники | 321,60 | 284,37 | 619,82 | 657,28 | 856,64 | 3341,79 |
· Примечание: До 2005 года утверждённой формой отчётности не предусматривалось выделение отдельной строкой средств местных бюджетов.
В 2008 году в области выполнялись работы и мероприятия по 16-ти федеральным целевым программам и 4-м разделам непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).
Общий объём финансирования составил 8,06 млрд. руб. (на 36% больше, чем в предыдущем году), фактически с учётом переходящих остатков освоено и использовано 8,3 млрд. руб. (рост на 44%).
Из областного бюджета на реализацию 12 программ и 2-х разделов ФАИП использовано 2,07 млрд. руб., или на 13% больше, чем в 2007 году.
За счёт средств местных бюджетов выполнялись мероприятия по 7-ми программам и 2-м разделам ФАИП на общую сумму 574 млн. руб., что практически соответствует уровню предыдущего года.
Из внебюджетных источников на реализацию 9 программ направлено 3,6 млрд. руб. (в 4 раза больше, чем в 2007 году).
Значительные объёмы средств из различных источников были израсходованы на следующие программы: “Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы” (почти 3,4 млрд. руб.); “Модернизация транспортной системы” - подпрограмма “Автомобильные дороги” (1,3 млрд. руб.); “Жилище” (около 1,3 млрд. руб.); “Социальное развитие села до 2010 года“ (660 млн. руб.); “Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы“ (623 млн. руб.); “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах” (241 млн. руб.).
Для развития транспортной сферы и дорожного хозяйства области выполнялись работы по строительству автомобильных дорог и мостового перехода через реку Оку с обходом г. Мурома.
Большое значение уделялось обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей. В рамках программы “Жилище” за 2008 год путём реализации сертификатов и свидетельств 257 семей приобрели жильё.
По Государственной программе развития сельского хозяйства организациями приобретено 160 тракторов, 73 зерноуборочных и кормоуборочных комбайна и 410 единиц другой сельхозтехники. Закуплено 3787 голов племенного крупного рогатого скота, реализовано 1580 голов.
Для социального развития села построено 147 км распределительных газовых сетей и газифицировано почти 5 тыс. домов и квартир, реконструировано 26 и построено 3 объекта розничной торговли и общественного питания, 2 фельдшерско-акушерских пункта и амбулатория. Для 79 семей, проживающих на селе, приобретено и построено 4,62 тыс. кв.м. жилья. Введены в эксплуатацию водопровод протяжённостью 4 км и телефонная цифровая станция на 256 номеров, проведены работы по реконструкции и техническому перевооружению линий электропередач.
Выполнение других программных мероприятий позволило осуществить на территории области модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, что существенно улучшило ситуацию в сфере жизнеобеспечения.
Осуществлялась реализация трёх производственных инвестиционных проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и одного - в научной сфере.
В рамках социальных программ решались проблемные вопросы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; поддержке и социальной защите детей - инвалидов и сирот; развитию одаренных детей; сохранению культурно-исторического наследия; развитию физической культуры и спорта, образования и культуры; борьбе с заболеваниями социального характера: туберкулезом и наркоманией. Продолжалось строительство и реконструкция областных учреждений здравоохранения, оснащение их современным медицинским и диагностическим оборудованием, медикаментами и лекарственными препаратами.
Состояние финансирования программ и использования финансовых ресурсов на их реализацию по отраслевому принципу характеризуется следующими данными.
Общая оценка итогов реализации программ показывает, что в 2008 году повысилась результативность использования программно-целевого метода. Сохранилась положительная динамика привлечения средств из всех источников, за исключением федерального бюджета. В реализации программ значительно возросла роль внебюджетных источников, доля их средств в общем объёме составила 43%. В целом улучшилась ситуация с исполнением расходных обязательств по средствам областного и местных бюджетов. По большинству программ отмечаются позитивные изменения в обеспечении более равномерного и в полном объёме их финансирования. Подробные сведения по перечню реализуемых программ и объемам их финансирования приведены в приложении № 1.
В тоже время, несмотря на достигнутые результаты, в целом по России федеральные целевые и адресная инвестиционная программы как инструмент реализации государственной социально-экономической политики имеют и серьезные изъяны.
Они порой не учитывают результаты реформы федеративных отношений, в рамках которой передан на региональный и местный уровни существенный объем полномочий по обеспечению объектов социальной и транспортной инфраструктуры. До настоящего времени в отдельных программах не установлены целевые индикаторы и показатели, позволяющие анализировать ход их реализации и эффективность.
Проводимая ежегодно корректировка действующих и принятие новых федеральных целевых программ приводит к тому, что начатые в предшествующие годы объекты, в том числе необходимые для исполнения собственных полномочий субъектами Российской Федерации, часто не включаются в Федеральную адресную инвестиционную программу. В результате выделяемые государственные средства распыляются и не достигают необходимого эффекта.
Утверждение перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы ежегодно неоправданно затягивается. В связи с этим, поздно заключаются договора между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по финансированию строек из федерального бюджета.
Сложившаяся нормативная правовая база, регламентирующая разработку, утверждение и реализацию федеральных целевых программ не в полной мере отражает специфику регионального развития, которые существенно отличаются от отраслевых и функциональных программ.
В связи с этим необходимо активизировать работу по повышению эффективности и результативности федеральных целевых программ, а также кардинальной модернизации механизмов формирования и финансирования федеральной адресной инвестиционной программы.
В современных условиях можно также значительный эффект ожидать от широкого использования механизмов государственно-частного партнерства, так как важнейшим условием успеха программ, направленных на региональное развитие является участие в них бизнес-сообщества. Как крупные корпоративные структуры, так и представители малого и среднего бизнеса имеют свою систему интересов и ожиданий, связанных с развитием регионов. Именно в программах, как инструменте экономической координации, обеспечиваемой институтами государственной власти, эти интересы должны быть максимально взаимоувязаны, что одновременно снизит риски и будет способствовать активному участию частного капитала в решении общегосударственных задач.
В 2008 году во Владимирской области успешно осуществлялось финансирование и реализация областных целевых программ. Выполнялись работы и мероприятия по 39 программам, на реализацию которых предусматривалось 17952,2 млн. руб., (почти в 2,2 раза больше уровня прошлого года), в том числе из федерального бюджета – 2893,1 млн. руб. (почти в 5 раз), областного бюджета – 10084,8 млн. руб. (в 2,8 раза), местных бюджетов 979,8 млн. руб. (в 1,1 раза), внебюджетных источников — 3994,5 млн. руб. ( в 1,3 раза).
Консолидация средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников способствовала развитию сельского и дорожного хозяйства (соответственно 3396 и 3016 млн. руб.), малого предпринимательства (1360 млн. руб.), модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (943 млн. руб.), социальному развитию села (659 млн. руб.), образования (1572 млн. руб.) и здравоохранения (770 млн. руб.).
Средства федерального бюджета использовались по 16-ти программам, что составляет 41% от принятых к исполнению. В рамках программ, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, выполнены мероприятия по поддержке элитного семеноводства и племенного животноводства (503 млн. руб.); воспроизводству плодородия почв (73 млн. руб.); развитию дорожного хозяйства и обеспечению безопасности дорожного движения (соответственно 769 и 170 млн. руб.); оказана социальная поддержка детям, лишенным родительского попечения и детям-инвалидам (384 млн. руб.); обеспечивались жильем молодые семьи (51 млн. руб.); осуществлен капитальный ремонт многоквартирных домов (370 млн. руб.); оказывалась поддержка малому предпринимательству (11 млн. руб.).
Освоение средств из областного бюджета по сравнению с 2007 годом увеличилось в 2,7 раза. В рамках разработанных программ населению оказывалась бесплатная медицинская помощь (3591 млн. руб.), осуществлялось строительство и реконструкция автомобильных дорог (2212 млн. руб.), выполнялись мероприятия в сфере образования (1168 млн. руб.), здравоохранения (364 млн. руб.), по улучшению в области демографической ситуации (335 млн. руб.), проводилась модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (460 млн. руб.).
Финансирование областных целевых программ из средств местных бюджетов составило 822.5 млн. руб. С участием местных бюджетов выполнялось 18 программ, или 46% от общего количества реализуемых, в том числе по решению социальных вопросов, а также реконструкции и ремонту объектов жилищного фонда, автомобильных дорог, приобретению жилья, замене водопроводных сетей, ведению системы государственного земельного кадастра, развитию туризма.
Доля внебюджетных средств в общей сумме финансирования составляет 30%, с их участием осуществлялась реализация 17-ти программ. Вложения хозяйствующих субъектов направлены на развитие сельского хозяйства (2608 млн. руб.), интеграцию оптовой и розничной торговли (1330 млн. руб.), поддержку ипотечного жилищного кредитования (355 млн. руб.), оказание медицинской помощи (388 млн. руб.), сохранение и восстановление плодородия почв (226 млн. руб.).
В 2008 году в рамках областных целевых программ за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных поступлений приобретено современное диагностическое и стоматологическое оборудование, медицинское оборудование для службы охраны материнства и детства, медикаменты, автотранспорт, инвентарь для центров социальной помощи. Осуществлялась поставка противопожарного и спасательного оборудования; укрепление патрульно-постовой службы милиции сотовой связью; ремонт и реконструкция трансформаторных подстанций и линий электропередач; замена ветхих водопроводных сетей и колонок. Проводились культурно-развлекательные и спортивные мероприятия с участием одаренных детей. Кроме того, выполнялись работы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и молодых семей.
Итоги реализации областных целевых программ в 2008 году (См. Приложение № 2) характеризуют положительную динамику их финансирования и свидетельствуют о том, что они являются действенным инструментом привлечения инвестиционных ресурсов на ключевые направления социально-экономического развития области.
Доказала свою эффективность также работа по реализации приоритетных национальных проектов, в ходе которой решаются важнейшие для области социальные задачи. Для управления приоритетными национальными проектами в области сформирована система, включающая элементы планирования, методологического и информационного сопровождения, контроля, а также взаимодействия с федеральными ведомствами. Утвержден состав Совета по реализации проектов под председательством Губернатора области. Организован мониторинг процесса их выполнения.
Руководством области принимаются финансовые и организационные меры, обеспечивающие не только полноценное участие в выполнении проектов, но и значительное расширение их направлений. Выделяемые на проекты федеральные средства не замещают расходы областного и местных бюджетов, а являются дополнительным источником финансирования отраслей.
На реализацию проекта "Доступное и комфортное жильё – гражданам России" за 3 года направлено 456,5 млн. руб. из федерального бюджета и 1,4 млрд. руб. – из консолидированного бюджета области. За это время введено в эксплуатацию 1,1 млн. кв. м жилья, выдано 5,6 млрд. руб. ипотечных жилищных кредитов, 722 молодые семьи улучшили жилищные условия, 156 семей ветеранов и инвалидов получили новые квартиры, 262 государственных жилищных сертификата получили граждане, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем.
В рамках областной целевой программы "Социальное жилье на 2008-2015 годы" жилищные условия улучшили 109 семей.
На мероприятия по реализации приоритетного национального проекта "Образование"в 2006-2008 годах выделено более 363 млн. руб. из федерального и около 2,7 млрд. руб. – из консолидированного областного бюджетов.
За это время 134 общеобразовательных учреждения стали лауреатами российского и областных конкурсов по внедрению инновационных программ, 370 учителей получили персональные премии. Ежегодно около 7 тыс. преподавателей общеобразовательных учреждений выплачивается дополнительное вознаграждение за классное руководство. Награждены 158 лауреатов конкурсов талантливой молодежи.
В целях создания условий получения качественного образования всем школам области открыт доступ к сети Интернет.
Улучшаются условия получения образования сельских учеников благодаря ежедневному подвозу в школы. В 2006-2008 гг. приобретено 59 школьных автобусов, в том числе 27– за счет областного бюджета.
На выполнение мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье"в 2006-2008 годах направлено более 1,8 млрд. руб. из федерального и 105 млн. руб. – из консолидированного областного бюджетов.
На дополнительные выплаты врачам и медсестрам, оказывающим первичную медицинскую помощь, а также персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи направлено 613,5 млн. руб. из федерального бюджета.
Свыше 900 врачей первичного звена здравоохранения области получили последипломное образование.
С начала реализации проекта"Здоровье" в лечебные учреждения области поставлено более 500 ед. нового диагностического оборудования. Укрепление медицинских учреждений новым оборудованием позволило снизить средний срок ожидания диагностических обследований в поликлиниках на 3 дня.
Парк автомобилей "скорой помощи" пополнился 153 современными машинами, в том числе тремя реанимобилями. Срок ожидания приезда скорой помощи сократился в среднем с 17 до 15 минут.
Приток дополнительных средств из федерального бюджета в систему здравоохранения области позволил значительно активизировать деятельность отрасли по профилактическому направлению.
Федеральное финансирование профилактики, выявления и лечения больных ВИЧ-инфекцией позволило провести около 513 тыс. исследований и взять на лечение 363 пациента.
Дополнительную диспансеризацию и медицинские осмотры прошли более 212 тыс. человек.
С середины 2007 г. обследовано более 19 тыс. новорожденных на наследственные заболевания (фенилкетонурию, гипотиреоз, адреногенитальный синдром, галактоземию, муковисцидоз). Своевременное выявление, профилактика и лечение этих заболеваний позволяют предупредить тяжелые последствия для здоровья детей.
В федеральные центры для оказания высокотехнологичной медицинской помощи с начала реализации проекта направлено 5,9 тыс. пациентов.
В результате реализации проекта улучшилась демографическая ситуация в области. Зарегистрирован самый высокий за последние 16 лет показатель рождаемости. В 2008 г. родилось 15,7 тыс. детей. Это на 1,8 тыс. человек больше, чем в 2006 г.
4.3. Стратегическое управление и территориальное планирование регионального развития.
В последнее время в экономической науке Российской Федерации выработана определённая схема разработки стратегических планов развития территорий и отдельных хозяйствующих субъектов. История стратегического планирования на уровне городов и регионов России насчитывает более десяти лет. Точкой отсчета можно считать Стратегический план Санкт-Петербурга, принятый 1 декабря 1997 года. За этот небольшой срок стратегическое планирование как новая социальная технология быстро распространилось вширь, по городам и регионам, и в тоже время стало предметом множества научных изысканий[91].
Вместе с тем, отсутствие до настоящего времени общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона и его администрации[92].
Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку регионы, как уже отмечалось ранее, отличаются друг от друга по: географическим характеристикам и природным ресурсам; экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности; социальной организации жизнедеятельности населения; политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.
Каждый регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему, однако очень важно в научном плане найти общие подходы и способы решения схожих между собой проблем. С этой точки зрения примечателен опыт стратегического управления, накопленный во Владимирской области. Здесь в 2003-2004 годах в рамках программы "Малые города России" института стратегического развития муниципальных образований при участии администрации области и специально созданного агентства муниципального развития на основе единой методики разработаны стратегии развития всех на тот момент времени 38 муниципальных образований.
В муниципалитетах приняты нормативно-правовые акты по разработке стратегий муниципального развития, созданы организационные структуры программы – координационные комитеты или общественные советы, группы стратегического планирования. Органы местного самоуправления в ходе проекта смогли не только оценить свое социально-экономическое положение, выявить основные проблемы и сдерживающие факторы развития, но и обосновать имеющиеся точки роста, выделить наиболее значимые инвестиционные проекты, способствующие развитию муниципального образования, наладить формы взаимодействия с местным сообществом.
К разработке долгосрочной стратегии развития всей Владимирской области в администрации шли поэтапно. На первом этапе разработаны стратегии и планы оздоровления финансово-хозяйственной деятельности основных бюджетообразующих предприятий. Затем проведен тщательный анализ стратегий муниципальных образований, отобраны их наиболее позитивные составляющие для определения реальных направлений регионального развития.
В ходе следующего этапа сформированы стратегии развития отраслей экономики и социальной сферы области.
На 3-м этапе исследования разработана Концепция стратегии развития области до 2015 года, в которой определены стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики, механизмы и ресурсы для их реализации.
Потребность в разработке данной концепции была обусловлена необходимостью государственного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития региона в условиях, когда только рыночные механизмы не могут обеспечить комплексное решение стратегических проблем. Действительно, достижение успеха, выход региона на траекторию устойчивого развития требуют точного анализа сильных сторон и возможностей региона, обоснования приоритетов, основных направлений развития и концентрации на них необходимых ресурсов. В этом плане как один из важнейших документов государственного регулирования регионального развития стратегия призвана помочь всем субъектам, хозяйствующим на территории, увидеть свою роль и возможности в достижении общих целей, четко сформулировать конкретные преимущества и возможности области в отношениях с другими регионами Российской Федерации и в системе глобальной экономики, возможные сценарии развития.
В концепции стратегии, основываясь на результатах проведенного SWOT-анализа, обоснована миссия Владимирской области как региона с диверсифицированной конкурентной экономикой, высоким инновационным и трудовым потенциалом, благоприятной средой обитания, занимающего значимые позиции в российской системе разделения труда, являющегося одним из центров возрождения и развития русской духовности и культуры.
При этом главной целью обозначено повышение благосостояния и достижение нового качества жизни людей на основе устойчивых темпов экономического развития. Это возможно достигнуть через решение ряда приоритетных задач, таких как создание новых рабочих мест; установление достойной оплаты труда; увеличение ассортимента и повышение качества услуг, предоставляемых жителям на территории области; повышение уровня социальной защиты тех, кто не может самостоятельно приобретать необходимые услуги.
В долгосрочной перспективе Владимирскую область можно рассматривать как социально-ориентированный регион, существующий и развивающийся в системе рыночных отношений национального и глобального уровня.
Перед регионом стоит задача качественного роста благосостояния населения с выходом на уровень не ниже среднего по Центральному Федеральному округу. Она может быть решена только за счет увеличения темпов и значительного улучшения характеристик качества экономического роста. Чтобы обеспечить устойчивую конкурентоспособность региона в ходе решения общенациональной задачи удвоения ВВП, в области необходимо оптимизировать структуру экономики и перейти к инновационному продвижению вперёд.
На данный момент прослеживаются два основных сценария развития региона.
l Сценарий инерционного развития. Следование складывающимся тенденциям, может превратить область в сателлит мегаполисов и ресурсную базу регионов-соседей. В этом случае наибольшее развитие получат производства, объективно входящие в экономические кластеры соседних регионов и вынесенные на территорию области для выполнения поддерживающих и транзитных функций. Реализация такого сценария ограничит возможности экономического и социального развития региона.
l Сценарий инновационного развития. Опираясь на созданный потенциал, область имеет объективные возможности значительного экономического роста за счёт развития собственных конкурентных кластеров, а также расширения участия в межрегиональных кластерах. Создание таких отраслевых и межотраслевых формирований уже происходит. Так, решение проблемы стабильного обеспечения стекольной отрасли более дешёвым местным кварцевым песком ведётся за счёт разработки нового Великодворского карьера, флюсовые материалы поставляются из Ковровского района. На повышение технологического уровня производства всей отрасли работает «Стеклохолдинг», в состав которого входит НИИ «Стекла» (г. Гусь-Хрустальный).
Одновременно формируются кластеры межрегионального значения. Создаётся современная транспортно-логистическая система, позволяющая превратить Владимирскую область в важнейший транспортный коридор межрегионального и международного значения. Это способствует снижению затрат на транспортировку готовой продукции, доставку комплектующих изделий и в конечном итоге — снижению себестоимости и повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными производителями.
Инновационный сценарий развития потребует значительного увеличения деловой и социальной активности жителей. В рамках его региональной власти предстоит более активно работать по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, а также стимулированию инициатив институтов гражданского общества. Реализация сценария инновационного развития предусматривает опору на местную инициативу, разработку целевых программ, обеспечивающих высокую эффективность расходуемых ресурсов.
В качестве основных приоритетов социально-экономического развития области в долгосрочной перспективе обоснованы:
- повышение потенциала и эффективности функционирования традиционных отраслей промышленности, особенно машиностроения, металлообработки и стекольной. Это обусловлено преобладанием промышленности в структуре ВРП и численности занятых в производстве, а также динамичным развитием перечисленных подотраслей и реализацией в них перспективных инвестиционных проектов;
- развитие сферы услуг, в том числе инфраструктуры, способствующей становлению рыночных отношений;
- повышение эффективности использования потенциала туризма (на основе имеющегося историко-культурного населения), создание вокруг данного сектора современной индустрии отдыха и организации досуга, выпуска сувенирной продукции, что позволит шире вовлекать в оборот «экологический капитал» области;
- проведение реформы ЖКХ; создание в отрасли эффективной конкурентной среды. Достижение поставленных целей возможно путём решения следующих основных задач:
- улучшение демографической ситуации и повышение эффективности использования трудового потенциала;
- проведение эффективной социальной политики, позволяющей формировать благоприятные условия для развития человеческого капитала в своём регионе, без выезда на заработки, учёбу и т.д. в другие области;
- создания условий и стимулов для проведения структурной перестройки отраслей экономики и обеспечения эффективности их функционирования. Важнейшими направлениями развития отдельных отраслей, в значительной степени способствующими повышению экономической устойчивости функционирования всего хозяйственного комплекса, определены:
l поддержка эффективно работающих отраслей и предприятий, дальнейшая модернизация и диверсификация экономики;
l создание предприятий и отраслей на основе новейших достижений науки и техники;
l более широкое использование научного потенциала для развития высокотехнологичных производств;
l формирование транспортной инфраструктуры с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации с одновременным созданием сети придорожного бизнеса;
l развитие сфер страховых и информационных услуг, а также образования и туризма.
В настоящее время осуществляем 4-й этап–переход от концепции к разработке самой долгосрочнойстратегии с расширением горизонта планирования до 2027 года. Сформирован также Среднесрочный план развития области на 2009 — 2012 годы.
Реализация стратегических целей развития региона позволит обеспечить трансформацию Владимирской области в устойчиво развивающийся регион с комфортной средой обитания, обладающий рядом конкурентных преимуществ по сравнению с соседними субъектами Российской Федерации.
Теоретические и методические материалы, наработанные в ходе пилотных проектов во Владимирской области и детально описанные в научных изданиях[93] дают основания предложить следующую методику работы, позволяющую обеспечивать качественные изменения в регионе.
Прежде всего, необходимо добиться, чтобы процесс разработки планов стратегического развития региона проходил с вовлечением представителей всех центров гражданских инициатив, институтов и структур, влияющих на состояние экономики и социальной сферы области.
В состав тематических групп могут включаться работники администрации области, а также (по согласованию) представители научной общественности, экспертного сообщества, предприятий и общественных организаций. Возглавлять работу тематической группы и нести ответственность за результаты её работы должен один из членов Рабочей группы от администрации области.
Консультирующие организацииосуществляют свою деятельность в рамках полномочий, определяемых постановлением Губернатора области,обеспечивают методическую и организационную поддержку Рабочей группы по разработке стратегии и тематических групп.
Как подметил Ханс Виссема: «…любой стратегический план без вовлечения в него людей – это только груда бумаг»[94]. Участие всех заинтересованных лиц в совместной деятельности по стратегическому планированию будет способствовать становлению связей между экономическими и социальными институтами области, развитию в регионе стратегического стиля управления на всех его уровнях.
Для того, чтобы стратегия оправдала ожидания всех социальных групп и слоев области необходимо, чтобы эксперты – аналитики изучили и учли их интересы при формировании образа будущего региона. Дальнейшая конкретизация его в стратегических целях, проектах и программах усилит веру в реальность достижения задуманного.
При реализации стратегического плана важно обеспечить консультационную поддержку по всем проектам и программам для успешной их реализации. В случае отклонения результатов от ожидаемых необходимо постоянно проводить корректировку поставленных целей по показателям или срокам их достижения.
Осуществление стратегического планирования выдвигает перед муниципальными и государственными служащими новые задачи, которые порой не имели ранее аналогов решения, предъявляет новые требования к их деятельности и личности. Поэтому, прежде чем запускать какие-то новые рабочие процессы, специалистов, на плечи которых ляжет управление этими процессами, надо научить. Через систему обучающих семинаров необходимо добиться, чтобы у специалистов появилось стремление мыслить и действовать не шаблонно, а находить новые способы решения существующих проблем на благо населения всего региона.
Одновременно с проработкой стратегических направлений необходимо вести разработку схем территориального планирования. Эти документы стали обязательным компонентом системы управления от муниципальных образований до уровня Российской Федерации в целом
с введением в действие нового Градостроительного Кодекса РФ. С 1 января 2010 г. не допускается выдача исходно-разрешительной документации на проектирование и строительство без наличия документов территориального планирования. Не допускается (за некоторыми исключениями) принятие органами государственной власти и местного самоуправления решений о резервировании, изъятии земель, переводе их из одной категории в другую.
В целом система территориального планирования включает:
- документы территориального планирования Российской Федерации;
- документы территориального планирования субъектов РФ;
- документы территориального планирования муниципальных образований.
Состав документов строго определен Градостроительным Кодексом. На уровне субъектов такими документами являются схемы территориального планирования. При этом разработка схемы может осуществляться в виде одного или нескольких документов.
Обычно схема территориального планирования субъекта РФ включает карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельхозназначения и границ сельхозугодий, планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения (энергетических систем, путей сообщения, транспорта, связи и др.).
В схему включается Положение о территориальном планировании. Схема территориального планирования субъекта РФ проходит определённые этапы подготовки и утверждения, в частности согласование с федеральными органами, исполнительными органами власти субъектов, имеющих общую границу, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Проект схемы обязательно публикуется не менее чем за 3 месяца до утверждения и размещается на официальном сайте субъекта РФ.
Схема территориального планирования региона – документ, целью которого является установление параметров и стратегии перспективного развития на 15-20 лет в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, Концепцией пространственного развития РФ, с учетом документов территориального планирования РФ, архитектурно-строительными и градостроительными нормативными документами.
Решения, которые принимаются в Схеме территориального планирования адресуются не только органам власти, но и другим субъектам градостроительного развития – предприятиям, общественным организациям, различным рыночным структурам.
Актуальность проекта обусловлена:
l необходимостью обеспечения согласованного развития муниципальных образования в структуре области в соответствии с основными направлениями устойчивого градостроительного развития;
l необходимостью разработки обновленной градостроительной документации субъекта РФ, соответствующей требованиям современного законодательства;
l развитием области в новых социально-экономических условиях, обусловленных изменениями в административно-территориальном устройстве, демографической и экологической ситуациями, интенсификацией развития инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимостью сохранения исторического наследия и т.д.
Схема территориального планирования области является основополагающим документом для разработки другой градостроительной документации. На всех стадиях градостроительного проектирования производится зонирование территории, способствующее рациональному взаиморазмещению участков различного функционального использования. Территориальное планирование, определяя социально-экономические и экологические условия размещения объектов, становится важным рычагом государственного регулирования всех принципов, определения целей и условий развития.
Управление территорией требует, прежде всего, полной и достоверной информации о ее состоянии. Для принятия решений о необходимости нового строительства, подготовки инвестиционных площадок, реконструкции и улучшения транспортно-эксплуатационных качеств существующих дорог или сооружений, обоснования инвестиций, проведения паспортизации и инвентаризации по имеющимся картам и систематизированным базам данных.
Создаваемый при этом информационный банк данных предназначен для обработки, хранения и оперативного представления графической и табличной информации. Электронная база позволяет оперативно формировать графические материалы, семантическое описание территорий с их характеристиками, отражать динамику изменения и использования. Она соответствует актуальным потребностям в накоплении и многоцелевом применении информации об использовании и недоиспользовании территорий в структурированном виде.
В дальнейшем система послужит основой для разработки градостроительных регламентов, явится источником информации для принятия стратегических и оперативных решений по использованию и развитию территорий области.
Только комплексная, всесторонняя проработка экономических, экологических, социальных и политических аспектов позволит правильно оценить плюсы и минусы выбираемых проектных решений. При успешной реализации этих планов руководс