Взаимосвязь и координация макроэкономической политики на мировом уровне
Выбирая макроэкономическую политику, правительства должны учитывать, какой вид политики выбирают их контрагенты. Если одна страна проводит жесткую политику, а другие гибкую (политику свободного выбора), то первая рискует больше, т.к. имеет больший лаг времени для корректировки своих действий.
В то же время государство, которое проводит мягкую денежно-кредитную политику (даже в условиях твердой линии поведения), может привести страну к обесценению национальной валюты, если соседи проводят жесткую монетарную политику.
Чтобы оценить эффективность политик разных характеров, воспользуемся теорией игр. Возьмем две страны А и В, которые решают, какую политику проводить. Допустим, что главными проблемами являются уровень инфляции и безработица. Цель обеих стран – сокращение и того и другого. Если страна А выберет политику жесткого монетарного курса, за счет поддержания денежной массы на одном уровне, а страна В – политику свободного выбора, то в стране А инфляция уменьшится, курс национальной валюты вырастет, это вызовет рост безработицы. В стране В обесценится валюта (по отношению к валюте страны А), экспорт возрастет, импорт уменьшится, вырастет чистый экспорт, а следовательно, и совокупный спрос, что с мультипликативным эффектом вызовет рост ВНП. Безработица сокращается, но инфляция растет.
Если обе страны выберут жесткий курс, то они обе выиграют в будущем, поскольку снижение уровня безработицы превосходит рост инфляции. Если обе страны выбирают политику свободного курса, то они также выигрывают обе, так как снижение темпов инфляции больше, чем прирост безработицы. Рассмотрим это в матричной форме.
Матрица различных сочетаний политик
Таблица 3
Страна А Страна В | Жесткий курс | Курс свободного выбора |
Жесткий курс | Изменение инфляции +2%. Изменение безработицы -3% | Изменение инфляции 4,8%. Изменение безработицы + 2,2% |
Свободный выбор | Изменение инфляции –5%. Изменение безработицы +2% | Изменение инфляции 4%. Изменение безработицы +1,5% |
Если бы обе страны выбрали политику свободного курса, то выиграли бы обе страны, причем выигрыш был бы больше, чем при выборе политик разных характеров. Но это обычно затруднительно, так как правительства этих стран проводят независимую политику, стремясь получить наибольшую выгоду, не координируя политику с другими странами (кроме отдельных вопросов внешнеторгового плана). Обычно заключение договора о проведении одинаковой политики затруднено политическими причинами, прежде всего недоверием друг другу. Кроме того, скоординировать политику означает отойти от желания получить краткосрочные выгоды за счет ресурсов другой страны, отказаться от «экспорта инфляции», что часто привлекательно, особенно в предвыборный период.
Координация политики двух и более стран сдерживается и экономическими причинами. Прежде всего, возрастает неопределенность экономических процессов. Теперь не только внутренние факторы действуют на экономику, но и факторы, ранее влиявшие только на другую страну. Например, у страны В есть долги, с которыми ей необходимо рассчитаться в три последующие года. В этот период задолженность будет влиять не только на страну В, но и на страну А, если они будут координировать свою политику.
Итак, в этой теме мы рассмотрели основные положения дискуссии по поводу эффективности стабилизационной политики, тем самым завершив рассмотрение вопросов стабилизационной политики в открытой экономике. Кратко результаты исследования могут быть представлены следующими выводами:
· кейнсианцы считают денежно-кредитную политику эффективной только при жесткости цен, при этом в экономике не должно быть кризиса или депрессии;
· фискальная политика, по мнению кейнсианцев, эффективна во всех других случаях;
· часть последователей неоклассической концепции считает и денежно-кредитную и фискальную политику неэффективными;
· монетаристы считают денежно-кредитную политику эффективной как в краткосрочный, так и долгосрочный период;
· последователи «экономики предложения» считают, что фискальная политика эффективна, если проводится за счет налоговых изменений;
· последователи «новой классики» считают экономическую политику эффективной только в условиях несовершенства информации;
· кейнсианская теория считает, что государство должно проводить активную, неоклассическая теория – пассивную экономическую политику;
· в современных условиях правительства и центральные банки проводят или политику твердого курса, или политику свободы действий;
· при проведении макроэкономической политики происходят частые корректировки, воспринимаемые как непоследовательность проводимой политики, что ухудшает мнение о правительстве и других исполнительных органах, подрывает доверие к реформам;
· в современных условиях требуется координация политики стран-партнеров, поскольку это позволяет получить наибольший выигрыш от проводимой политики.