Проблемы интеграции России в мировую

Экономическую систему

Включение России в международный обмен ресурсами в качестве поставщика сырья и нетто-инвестора, потребляющею готовую продукцию и являющегося крупным должником, детерминировано состоянием ее народного хозяйства и неудовлетворительными результатами формирования нормальной экономической среды. На характере внешнеэкономических связей страны также сказываются просчеты во внешнеэкономической политике.

Полноценной интеграции России в мировую экономику препятствует и противодействие зарубежных стран, в первую очередь промышленно развитых, закреплению российских производителей на отдельных рынках. Такая линия поведения стран экономического авангарда связана с их стремлением сохранить свои позиции в конкурентной борьбе с соперниками.

Степень и характер включения той или иной страны в мирохозяйственные отношения, прежде всего в международную торговлю, определяются целым рядом экономических факторов. К наиболее значимым из них обычно относят величину экономического потенциала, стадию технико-экономического развития и обеспеченность базовыми природными ресурсами. Принято считать, что чем меньше природных ресурсов в стране, чем ниже ее экономический потенциал и чем выше уровень ее технико-экономического развития, тем больше при прочих равных условиях она направляет своей продукции на цели международного обмена. Упомянутыми факторами не в последнюю очередь определяются масштабы и характер присутствия России на мировых рынках.

Россия не относится к числу мощных экономических держав: ее доля в мировом ВВП составляет 1,7%. В развита экономического сотрудничества с зарубежными странами оц опирается на деформированную структуру материального производства, в которой гипертрофия базовых отраслей промышленности сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Отмеченные деформации предопределяют структуру внешнеторгового обмен страны.

В последнее десятилетие промышленное производствозаметно «потяжелело» за счет увеличения в нем удельноговесаотраслей ТЭК и металлургии и параллельного уменьшения доли машиностроения и отраслей, работающих на внутренний рынок. Не в последнюю очередь это связано с востребованностью продукции базовых отраслей на внешнем рынке, неспособностью отечественных производителей потребительских товаров выдерживать соперничество с иностраными конкурентами внутри страны.

В структуре производительных сил новые современные отрасли, в частности микроэлектроника, информатика, биотехнологии, занимают незначительный удельный вес - в начале 90-х годов всего 8-10%, тогда как в развитых странах: на них падало 35-40%. Передовые технологические направления имеют анклавный характер и не являются опорой в распространении научно-технического прогресса, их достижения не тиражируются в широком круге отраслей. При преобладании в производстве низших технологических укладов отечественная промышленность не в состоянии выпускать продукцию, сравнимую по ценовым характеристикам и потребительским свойствам с зарубежными аналогами.

Материально-техническая база народного хозяйства страны в последние годы, по существу, не обновляется и быстро стареет. Степень износа оборудования в промышленности достигает почти 70%, а его средний возраст – 16 лет, т.е. вдвое больше, чем нормальный по мировым меркам срок службы оборудования. Ежегодно в промышленности выбывает 3-5% производственных мощностей. Топливные отрасли уже «проели» заделы, созданные в дореформенный период и позволявшие им осуществлять экономию на капитальных затратах выдерживать налоговую нагрузку.

По некоторым оценкам избежать дефицита топливных ресурсов на внутреннем рынке Россия сможет только при увеличении инвестиций в ТЭК примерно в 1,5 раза либо сокращении экспорта ресурсов минимум на 15-20%. Серьезно ухудшилась оснащенность аграрного сектора основными видами техники, выбытие ее покрывается вводом лишь на 10-15%.

Производительность труда в отечественной промышленности составляет 52% к среднемировому уровню (по данным за 1998 г.). В начальные годы экономических преобразований она неуклонно снижалась, причем некоторый рост производительности труда в 1995-1998 гг. не скомпенсировал ее падения в предшествующий период. Среднегодовое уменьшение этого показателя за 1992-1998 гг. составило 3,9%. Фондоотдача в промышленности снижалась в тот же период ежегодно на 8,2%, а энергоемкость производства возрастала на 7,4% в год. Объем капиталовложений в последние годы (исключение –2000 г.) постоянно сокращается и составляет менее четверти от уровня 1990 г.

При наличии таких структурных перекосов в экономике и устаревшего производственного а аппарата Россия использует во взаимодействии с внешним миром узкий спектр имеющихся у нее конкурентных преимуществ, связанных главным образом с производственными факторами.

Важнейшим из этих преимуществ является обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего энергетических. Общая стоимость балансовых запасов полезных ископаемых в стране сравнительно велика и оценивается суммой 28,6 трлн. долл., прогнозируемая часть запасов больше балансовой в 3-4 раза.

В Российской Федерации сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти 36% – природного газа, 12% – угля. Энергетический потенциал нетрадиционных источников энергии составляет, по разным оценкам, около 270 млн. На Россию проходится соответственно 15 и 31% мировой нефте- и газодобычи.

Имеющийся объем запасов пока позволяет удовлетворять потребности внутреннего производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки.Вместе с тем нельзя не учитывать, что масштабный экспорт сырья в последние годы стал возможен во многом из-за падения внутреннего производственного потребления. В результате роста экспорта и сокращения добычи минеральных ресурсов экспортные квоты России по сырьевым товарам достигает значительных размеров, а по энергоресурсам в основном превышают среднемировые величины.

Очевидно, что в ближайшей перспективе у России не серьезной альтернативы масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Принятая правительством «Энергетическая стратегия России», в частности, предусматривает поставку за рубеж по максимальному варианту в 2010 г. 630 млн. руб. энергоресурсов против 314 млн. руб. в 1998 г.

Таким образом, Россия вряд ли окажется в состоянии стабильно наращивать физические объемы поставок за рубеж сырьевых видов экспортной продукции и изделий первого передела и по целому ряду других причин.

Ожидаемые в ближайшие годы умеренные темпы роста мировой экономики, в том числе в новых индустриальных и промышленно развитых странах, и распространение в мире ресурсосберегающих технологий будут сдерживать рост спроса на сырье и энергоресурсы. При замороженном объеме спроса расширить поставки этих товаров на внешний рынок Россия может, лишь потеснив конкурентов. Это, по меньшей мере, проблематично, если, конечно, отечественные экспортеры не прибегнут к демпингу, который после девальвации рубля пока еще возможен по экономическим критериям.

Увеличивать экспорт сырья России также не позволяет ограниченная пропускная способность отечественной транспортной инфраструктуры, прежде всего экспортных трубопроводов. Кроме того, начало экономического роста неминуемо повлечет за собой рост внутреннего потребления ресурсов и соответственно сокращение физических объемов экспорта.

Ресурсный потенциал, таким образом, не представляется конкурентным преимуществом, достаточным для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве.

Следующим по значению конкурентным преимуществом, на которое опирается Россия во внешнеторговом обмене, является наличие в стране значительного по объему овеществленного капитала, сосредоточенного в обрабатывающих отраслях, в первую очередь в тех, которые с осуществляют первичную переработку сырья, – металлургии, химии, деревообработке. Крупные перерабатывающие мощности позволяют стране удерживать позиции экспортера простой химической продукции, главным образом удобрений, несложных виде проката и лесоматериалов. В середине 90-х годов Россия вышла на второе место в мире среди экспортеров продукции черной металлургии, стала лидером по экспорту алюминия (25% мирового экспорта), никеля (20%), меди (11%).

Уровень конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности в целом невысок. По некоторым оценкам, только около 6% ее продукции может конкурировать на мировых рынках. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции крайне мала и составляет всего лишь несколько десятых долей процента.

Вместе с тем отечественные обрабатывающие отрасли располагают весьма важным в современных условиях конкурентным преимуществом – наличием уникальных передовых технологий, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и традицию российской научно-технической мысли.

Важнейшим вопросом становится сохранение ослабленного за последние годы научно-технического потенциала. В настоящее время он продолжает сокращаться. Снижается инновационная активность предприятий. Лишь около 5% из них занимаются технологическими инновациями - ведут исследования, разработки, подготовку нового о производства, испытания, закупают новое оборудование.

Еще одно конкурентное преимущество России – наличие достаточных трудовых ресурсов. Отечественная рабочая сила сравнительно квалифицированна и способна быстро переучи­ваться. По оценке швейцарского института «Вел», ежегодно проводящего исследования качества рабочей силы в разных странах, Россия ныне находится в середине второй десятки из обследуемых институтом 49 стран по уровню квалификации рабочих, имея 53 балла из 100 возможных. Это – благоприятный ресурс в борьбе за место на международных рынках. Вместе с тем, вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, расчеты «Вел» показывают, что соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 максимального уровня. Исходя из этой оценки, можно заключить, что основная масса российской рабочей силы, за исключением работников ВПК, может широко использоваться главным образом в производстве несложных трудоемких видов продукции.

Таким образом, Россия интегрируется в мировую экономику, имея деформированную структуру народного хозяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на производственных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие «излишков» добываемых природных ископаемых в условиях экономического спада являются основными причинами того, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Структура отечественной внешней торговли, вопреки укоренившемуся и широко распространенному убеждению, полностью соответствует нынешнему состоянию производственного потенциала страны.

Нельзя не отметить, что наряду с недостатками внешнеэкономической политики определенным ограничителем участия России в мирохозяйственных связях была и остается торговая политика других стран, прежде всего промышленно развитых. За период 1992-1999 гг. число зафиксированных случаев применения зарубежными партнерами ограничительных мер в отношении российских товаров – квотирования и лицензирования импорта из России, чрезвычайных защитных мер, антидемпинговых пошлин – выросло с 13 до 92.

Таким образом, более эффективное включение России в систему мирохозяйственных связей ограничивается деформированной структурой и невысоким уровнем технико-экономического развития ее народного хозяйства, кризисным состоянием производства, а также недостатками в экономической политике государства. Опыт прошедших лет показывает, что преодолеть существующие деформации и перейти к качественно иному типу взаимодействия с внешним миром в автоматическом режиме, сохраняя прежними цели макро­экономического регулирования, не представляется возмож­ным.

Наши рекомендации