Тренировочные задания к теме 7
1. Определите, какие из следующих мер относятся к административным, а какие – к экономическим средствам государственного регулирования экономики: а) получение лицензии на ведение экономической деятельности; б) регулирование учетной ставки;. в) уплата штрафа за нарушение экологических норм; г) уменьшение ставки налога на добавленную стоимость; д) ускоренная амортизация; е) запрет на торговлю.
2. Возможно ли точное количественное установление возможностей и границ государственного регулирования экономики, в чем они выражаются?
3. Выберите из списка организационные структуры, которые способны восполнять «провалы рынка», то есть выполнять те же экономические функции, что и государство: а) предприниматель; б) акционерное общество; в) структуры мафиозного типа; г) клан (структура, построенная на основе семейно-родственных связей); д) университет. Объясните свой выбор. В чем отличие этих организационных структур от государства?
4. Лауреата Нобелевской премии по экономике М. Фридман считает, что самыми лучшими способами воздействия государства на экономику являются действия: «Не трогать бизнес!» и «Пусть рынок делает свое дело!». Продумайте экономический смысл предложенного тезиса и постарайтесь ответить на следующие вопрос: В чем состоит экономическая эффективность функционирования рынка и государства?
5. В таблице приведены характеристики, которыми можно оценивать объем регулирующих воздействий государства на экономику страны (данные на начало 90-х гг.) В какой из стран, если судить по данным таблицы, наиболее значительное вмешательство государства в экономику? Совпадает ли Ваш вывод с реальным положением вещей? Если нет, объясните почему?
Показатель | США | Англия | Франция | Германия | Япония |
Доля государственных расходов в ВНП | 23,4 | 30,9 | 23,3 | 15.7 | 15.4 |
Удельный вес налогов в национальном доходе | 26,1 | 40,6 | 33,9 | 30.6 | 27.9 |
6. Используя основные свойства общественных товаров и услуг и товаров индивидуального потребления, определите, должны ли следующие блага производиться посредством рыночной системы или обеспечиваться государством: а) хлеб; б) мосты; в) образование; г) национальная оборона; д) медицинское обслуживание; е) контроль за окружающей средой; ж) ремонт автомобилей.
Тест к теме 7
Определите все верные ответы.
1. Все нижеследующее может быть отнесено к общественным благам, кроме:
а) национальной армии; б) системы здравоохранения;
в) жилищно-коммунального хозяйства городов;
г) транспортной системы.
2. Сторонники классических представлений о рынке, вероятнее всего, выступили бы в поддержку:
а) роста государственного сектора в экономике,
б) введения закона о минимальной заработной плате,
в) роста государственных расходов для стимулирования предложения,
г) политики невмешательства государства в экономику.
3. Допустим, что побочные явления, возникающие при производстве или потреблении товара, не учитываются в его рыночной цене. Тогда можно сделать вывод о том, что
а) ресурсы правильно распределены на рынке;
б) имеет место внешний эффект;
в) общество потребляет и производит нужное количество товара;
г) рынок совершенно конкурентный.
4. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?
а) распределением денежных доходов в обществе;
б) оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;
в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;
г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-либо группы или всего населения.
5. Неконкурентоспособность и неисключаемость являются характеристиками
а) нормальных товаров; б) товаров низшего качества;
в)дефицитных товаров; г) общественных товаров.
6. Внешние эффекты – это неявные следствия производства
а) данной фирмы для другой фирмы;
б) данной фирмы для общества;
в) государственного сектора для данной фирмы;
г) все ответы неверны.
7. В экономике страны А производство общественных товаров составляет 80%, это значит, что государство участвует в экономике
а) максимально; б) активно; в) минимально; г) не участвует.
Тема 8. Национальная экономика:
результаты и измерения
8.1. Мера экономического успеха
в современных обществах
Благосостояние общества во многом определяется его возможностями или потенциалом, называемым национальным богатством. Национальное богатство- это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено (схема 39).
Схема 39.
Национальное богатство – совокупность материальных и культурных благ, которые созданы трудом людей за определенный период и которыми располагает общество в данный момент.
Национальное богатство непосредственно связано с национальным объемом производства, а потому является индикатором малейших изменений в экономическом положении нации. Его анализ позволяет определить какие цели необходимо поставить обществу и какие методы или рычаги использовать в своей экономической политике (схема 40).
Схема 40.
Проблема измерения национального богатства стояла еще перед экономистами XVII-XVIII вв. Создание начал национального счетоводства стимулировалось практическими целями государства, прежде всего введением наиболее эффективного налогообложения доходов, собственности, сбережений. Впервые национальное богатство было исчислено У. Петти в 1664 г. в Англии. Ф. Кенэ и А. Смит выдвигали свои теоретические схемы, опираясь на расчеты Грегори Кинга, выполненные в 1696 г. и опубликованные в его работе «Природа и политика. Наблюдения и выводы о состоянии и условиях в Англии». Попытки измерения уровня экономического развития и совокупных доходов предпринимались П. Буагильбером. Подсчет государственных доходов в России был впервые осуществлен в конце XVIII века И. Ф. Германом. Однако систематическим и рациональным национальное счетоводство стало лишь с формированием методологических предпосылок макроэкономики, т. е. в XX в.
Национальное счетоводство – один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов. Эта роль определяется функциями национального счетоводства как инструмента экономической политики, экономического прогнозирования, оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран, связи экономической теории с практикой. Например, одним из критериев отнесения к странам «нарождающихся рынков» Всемирный банк считает важнейший показатель национального богатства годовой душевой доход в размере не менее 9,6 тыс. долл. В России этот показатель сейчас достигает примерно 2,5 тыс. долл. По уровню ВВП Россия находится в середине второй десятки стран мира (точнее – на 14-м месте), впереди нее – такие страны, как Корея, Канада, Мексика, Индонезия, Бразилия.
До 80-ых гг. для измерения национального богатства использовался материально-вещественный подход. При этом существовали две альтернативные системы: система национальных счетов (СНС) и баланс народного хозяйства (БНХ). С вступлением развитых государств в постиндустриальную стадию возникла необходимость создания новой концепции национального богатства и смены ее парадигмы. Только здоровый человек и сохраненная для будущих поколений природа являются настоящей ценностью и итогом национального богатства, поэтому при его измерении особое значение стали получать социальные и экологические факторы. Для этого П.Самуэльсон предложил использовать показатель чистого экономического благосостояния – ЧЭБ.
Чистое экономическое благосостояние – это показатель, измеряющий экономическое благосостояние общества с учетом не только имеющихся доходов, но и качества жизни.
Однако вычисление ЧЭБ имеет значительные сложности, т. к. пока не существует способов и показателей абсолютного измерения объемов теневой экономики, досуга, загрязнения.