Особенности регистрации нового бизнеса в странах АТЭС

Анализ инвестиций Японии и стран Юго-Восточной Азии в российской экономике

Несмотря на то, что на протяжении долгого времени основными инвесторами средств в Российскую Федерацию были и остаются США и страны Западной Европы, в последние несколько лет наметилась тенденция привлечения инвестиций из стран Восточной Азии. В рамках проектов по развитию инфраструктуры на территории Сибири и Дальнего Востока Правительство Российской Федерации создало Министерство по развитию Дальнего Востока, которое должно стать мощным рычагом для развития всего региона[1]. В такой ситуации азиатские инвесторы, и, в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии, могли бы оказаться новым фактором роста российской экономики.

Как представители экспертного сообщества, так и Правительство РФ уже не раз отмечали необходимость России диверсифицировать свои торгово-экономические отношения и скорректировать внешнеполитическую стратегию в пользу развитых и быстроразвивающихся стран Восточной и Юго-Восточной Азии. На наш взгляд, динамично развивающиеся экономики стран ЮВА могут стать отличной платформой для привлечения в Россию необходимых финансовых средств с целью реализации целей и задач, стоящих перед правительством России в рамках программ по развитию регионов, а также превращению Москвы в международный финансовый центр[2].

В этой связи авторы статьи поставили цель провести анализ инвестиционных проектов основного в азиатском регионе инвестора – Японии и динамично развивающихся инвесторов – стран Юго-Восточной Азии, с целью выявления эффективных методов и способов привлечения инвестиций и технологий в Россию, способствующих структурной перестройке российской экономики, диверсификации российского экспорта, преодолению сугубо сырьевой специализации на мировом рынке, развитию и модернизации экономики Восточной Сибири, Дальнего Востока и других регионов РФ. Указанное исследование проведено в рамках выделенного факультетом философии НИУ ВШЭ гранта.

Инвестиционная привлекательность России: взгляд из-за рубежа

В 2011 г. в российскую экономику поступило 190,6 млрд. долл. иностранных инвестиций (на 66,1% больше, чем в 2010 г.), в том числе 18,4 млрд. долл. – прямых инвестиций. Причем в десятку стран – крупнейших инвесторов из представляющего в рамках настоящей статьи интерес региона вошла лишь Япония (примерно 1,5 млрд. долл.)[3].

По уровню инвестиционной привлекательности в 2010 г. Россия заняла четвертое место в Европе (после Великобритании, Франции и Германии)[4]; в 2011 г. – 8 место в мире (после США, Китая, Бельгии, Гонконга, Бразилии, Сингапура и Великобритании)[5]. При этом некоторые эксперты отмечают, что для своего уровня экономического развития в целом по миру Россия обладает не очень высокой инвестиционной привлекательностью (так, в АТР из стран с аналогичным уровнем развития уровень инвестиционной привлекательности России наиболее низкий в силу «тройных ножниц конкурентоспособности»: уже недешевая рабочая сила, но еще недостаточно высокий уровень благосостояния и слаборазвитые институты[6]).

Институциональная неразвитость является основным сдерживающим фактором для потенциальных иностранных инвесторов. По данным «Ernst & Young's European attractiveness survey», к числу наименее привлекательных черт российской экономики относятся:

- низкая степень прозрачности политической, законодательной и административной сферы (64% респондентов);

- низкий уровень стабильности политической, законодательной и административной сферы (56% респондентов);

- неравенство возможностей зарубежных и отечественных предприятий в силу государственной поддержки последних (56% респондентов);

- низкий уровень культуры и свободы предпринимательства (47% респондентов);

- низкие доступность и качество результатов НИОКР (44% респондентов);

- высокий уровень корпоративного налогообложения (35% респондентов)[7].

Не в последнюю очередь отталкивают иностранных инвесторов особенности открытия в России нового бизнеса, которые намного сложнее, чем, например, в других странах АТЭС (см. таблицу 1):

Таблица 1[8]

Особенности регистрации нового бизнеса в странах АТЭС

№ п/п Страна-член АТЭС Количество процедур, необходимых для регистрации нового бизнеса Количество дней, необходимых для регистрации нового бизнеса
1. Новая Зеландия
2. Австралия
3. Гонконг
4. Сингапур
5. Канада
6. Малайзия
7. США
8. Республика Корея
9. Чили
10. Мексика
11. Япония
12. Перу
13. Таиланд
14. Россия
15. Филиппины
16. Китай
17. Вьетнам
18. Индонезия
19. Папуа-Новая Гвинея
20. Бруней

В число наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения черт российской экономики, несмотря на вышеописанные «ножницы конкурентоспособности», по данным того же «Ernst & Young's European attractiveness survey», входят:

- потенциальные возможности российского внутреннего рынка (75% респондентов);

- состояние телекоммуникационной инфраструктуры (69% респондентов);

- стоимость рабочей силы (69% респондентов);

- уровень квалификации кадров (68% респондентов);

- возможность повысить производительность компании, открытой в России (67% респондентов);

- российская культура и русский язык (67% респондентов);

- достижения России в области устойчивого развития (55% респондентов);

- гибкость трудового законодательства в части найма, увольнения и продолжительности рабочего дня (54% респондентов);

- качество жизни (52% респондентов);

- доступ к российским инвесторам (51% респондентов);

- транспортно-логистическая инфраструктура (51% респондентов)[9].

Таким образом, хотя по двум из четырех факторов, в наибольшей степени влияющих на привлечение инвестиций (макроэкономическая ситуация, потенциал внутреннего рынка, состояние институциональной составляющей, уровень развития инфраструктуры), Россия занимает ведущие позиции: по макроэкономической ситуации – 2-е место среди стран «Большой двадцатки»), по потенциалу внутреннего рынка – 7-е место среди 140 стран, – для перемещения нашей страны со 120-го места (из 183 стран, включенных в отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012») в рейтинге простоты ведения бизнеса хотя бы на 20-е необходимо принять ряд меры по упрощению процедур создания новых организаций, получения разрешений на строительство, согласований с электро-, водо-, тепло-, газоснабжающими структурами, регистрации собственности, уплаты налогов и т.д.

Наши рекомендации