Особенности регистрации нового бизнеса в странах АТЭС
Анализ инвестиций Японии и стран Юго-Восточной Азии в российской экономике
Несмотря на то, что на протяжении долгого времени основными инвесторами средств в Российскую Федерацию были и остаются США и страны Западной Европы, в последние несколько лет наметилась тенденция привлечения инвестиций из стран Восточной Азии. В рамках проектов по развитию инфраструктуры на территории Сибири и Дальнего Востока Правительство Российской Федерации создало Министерство по развитию Дальнего Востока, которое должно стать мощным рычагом для развития всего региона[1]. В такой ситуации азиатские инвесторы, и, в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии, могли бы оказаться новым фактором роста российской экономики.
Как представители экспертного сообщества, так и Правительство РФ уже не раз отмечали необходимость России диверсифицировать свои торгово-экономические отношения и скорректировать внешнеполитическую стратегию в пользу развитых и быстроразвивающихся стран Восточной и Юго-Восточной Азии. На наш взгляд, динамично развивающиеся экономики стран ЮВА могут стать отличной платформой для привлечения в Россию необходимых финансовых средств с целью реализации целей и задач, стоящих перед правительством России в рамках программ по развитию регионов, а также превращению Москвы в международный финансовый центр[2].
В этой связи авторы статьи поставили цель провести анализ инвестиционных проектов основного в азиатском регионе инвестора – Японии и динамично развивающихся инвесторов – стран Юго-Восточной Азии, с целью выявления эффективных методов и способов привлечения инвестиций и технологий в Россию, способствующих структурной перестройке российской экономики, диверсификации российского экспорта, преодолению сугубо сырьевой специализации на мировом рынке, развитию и модернизации экономики Восточной Сибири, Дальнего Востока и других регионов РФ. Указанное исследование проведено в рамках выделенного факультетом философии НИУ ВШЭ гранта.
Инвестиционная привлекательность России: взгляд из-за рубежа
В 2011 г. в российскую экономику поступило 190,6 млрд. долл. иностранных инвестиций (на 66,1% больше, чем в 2010 г.), в том числе 18,4 млрд. долл. – прямых инвестиций. Причем в десятку стран – крупнейших инвесторов из представляющего в рамках настоящей статьи интерес региона вошла лишь Япония (примерно 1,5 млрд. долл.)[3].
По уровню инвестиционной привлекательности в 2010 г. Россия заняла четвертое место в Европе (после Великобритании, Франции и Германии)[4]; в 2011 г. – 8 место в мире (после США, Китая, Бельгии, Гонконга, Бразилии, Сингапура и Великобритании)[5]. При этом некоторые эксперты отмечают, что для своего уровня экономического развития в целом по миру Россия обладает не очень высокой инвестиционной привлекательностью (так, в АТР из стран с аналогичным уровнем развития уровень инвестиционной привлекательности России наиболее низкий в силу «тройных ножниц конкурентоспособности»: уже недешевая рабочая сила, но еще недостаточно высокий уровень благосостояния и слаборазвитые институты[6]).
Институциональная неразвитость является основным сдерживающим фактором для потенциальных иностранных инвесторов. По данным «Ernst & Young's European attractiveness survey», к числу наименее привлекательных черт российской экономики относятся:
- низкая степень прозрачности политической, законодательной и административной сферы (64% респондентов);
- низкий уровень стабильности политической, законодательной и административной сферы (56% респондентов);
- неравенство возможностей зарубежных и отечественных предприятий в силу государственной поддержки последних (56% респондентов);
- низкий уровень культуры и свободы предпринимательства (47% респондентов);
- низкие доступность и качество результатов НИОКР (44% респондентов);
- высокий уровень корпоративного налогообложения (35% респондентов)[7].
Не в последнюю очередь отталкивают иностранных инвесторов особенности открытия в России нового бизнеса, которые намного сложнее, чем, например, в других странах АТЭС (см. таблицу 1):
Таблица 1[8]
Особенности регистрации нового бизнеса в странах АТЭС
№ п/п | Страна-член АТЭС | Количество процедур, необходимых для регистрации нового бизнеса | Количество дней, необходимых для регистрации нового бизнеса |
1. | Новая Зеландия | ||
2. | Австралия | ||
3. | Гонконг | ||
4. | Сингапур | ||
5. | Канада | ||
6. | Малайзия | ||
7. | США | ||
8. | Республика Корея | ||
9. | Чили | ||
10. | Мексика | ||
11. | Япония | ||
12. | Перу | ||
13. | Таиланд | ||
14. | Россия | ||
15. | Филиппины | ||
16. | Китай | ||
17. | Вьетнам | ||
18. | Индонезия | ||
19. | Папуа-Новая Гвинея | ||
20. | Бруней |
В число наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения черт российской экономики, несмотря на вышеописанные «ножницы конкурентоспособности», по данным того же «Ernst & Young's European attractiveness survey», входят:
- потенциальные возможности российского внутреннего рынка (75% респондентов);
- состояние телекоммуникационной инфраструктуры (69% респондентов);
- стоимость рабочей силы (69% респондентов);
- уровень квалификации кадров (68% респондентов);
- возможность повысить производительность компании, открытой в России (67% респондентов);
- российская культура и русский язык (67% респондентов);
- достижения России в области устойчивого развития (55% респондентов);
- гибкость трудового законодательства в части найма, увольнения и продолжительности рабочего дня (54% респондентов);
- качество жизни (52% респондентов);
- доступ к российским инвесторам (51% респондентов);
- транспортно-логистическая инфраструктура (51% респондентов)[9].
Таким образом, хотя по двум из четырех факторов, в наибольшей степени влияющих на привлечение инвестиций (макроэкономическая ситуация, потенциал внутреннего рынка, состояние институциональной составляющей, уровень развития инфраструктуры), Россия занимает ведущие позиции: по макроэкономической ситуации – 2-е место среди стран «Большой двадцатки»), по потенциалу внутреннего рынка – 7-е место среди 140 стран, – для перемещения нашей страны со 120-го места (из 183 стран, включенных в отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012») в рейтинге простоты ведения бизнеса хотя бы на 20-е необходимо принять ряд меры по упрощению процедур создания новых организаций, получения разрешений на строительство, согласований с электро-, водо-, тепло-, газоснабжающими структурами, регистрации собственности, уплаты налогов и т.д.