Глава 19 правительственное регулирование национальной экономики
В политике имеется своя невидимая рука, действующая в направлении, противоположном действию невидимой руки рынка.
Милтон Фридменс
19.1. Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики
В главе "Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура" отмечалось, что любая экономика имеет рыночный и бюджетный секторы, раскрывались черты и Функции обоих секторов. В данной теме перед нами стоит задача проанализировать влияние правительства на обеспечение конкурентной среды, производство общественных благ, ограничение негативного влияния циклических колебаний на экономику страны, социальную защиту граждан и т.п.
Рыночная экономика как система, возникшая в результате самоорганизации и саморазвития, оказалась достаточ-но эффективной, гибкой, способной формировать рацио-нальную структуру хозяйства и обеспечивать широкие рам-ки экономической свободы ее субъектам.
Иными словами, рыночная система охватывает весьма значительный арсенал своих функциональных обязанно-
Глава 19
стей, необходимых для обеспечения комфортного и надеж, ного функционирования общества. Вместе с тем следует отметить, что имеется ряд проблем, связанных с природными факторами, экономической общественной деятельностью и другими ее видами, а также естественным саморазвитием рыночного хозяйства, к которым рынок остается безразличным, а общество стремится их решить. Именно поэтому необходимость правительственного вмешательства в экономику связывают с отказами рынка (фиаско рынка).
Отказы рынка — это нежелание или несостоятельность (неспособность) рынка удовлетворять потребности общества или отдельных групп людей рыночной экономической системы.
Рассмотрим кратко структуру отказов рынка.
1. Рынок зиждется на индивидуальной экономической
свободе и конкуренции участников хозяйственного процес
са, что является существенным преимуществом этой формы
хозяйствования. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что
экономическая система — не простая арифметическая сум
ма составляющих ее элементов. Индивидуальная экономи
ческая свобода является благом до тех пор, пока она не огра
ничивает экономическую свободу других индивидов. В слу
чае, когда расширение свободы одного индивида
ограничивает свободу других, должен быть общественный
ограничитель экономической свободы.
Так, свобода предпринимательства на основе конкурентной борьбы естественным образом порождает свой антипод — произвол монополий, который можно ограничить законом о защите конкуренции (или антимонопольным законодательством).
2. Рынок в полной мере обеспечивает производство благ
для индивидуального потребления. Эти блага называются
частными.
Частные блага — это блага, потребление которых одними лицами исключает возможность их одновременного потребления другими. Доступ к потреблению частных
Рис. 19.1. Характерные черты частных благ
Но имеются и блага, которые можно потребить только совместно (сообща). Они неделимы. Это национальная безопасность, обеспечение правопорядка, защита природной среды и т. п. Такие блага называют общественными.
Общественные блага — это блага, которые одновременно потребляют многие индивиды, независимо от того, может или не может их оплатить каждый отдельный потребитель.
Черты общественных благ отражены на рис. 19.2.
Общественные блага тоже делят на два вида: чистые и смешанные (рис. 19.3).
Естественно, частные блага производятся рынком в надлежащем объеме и необходимой структуре.
За производство общественных благ отвечает правительство.
Безопасность государства, охрана правопорядка, надле-жащее содержание улиц и населенных пунктов — чистые
Глава 19 |
Рис. 19.2. Характерные черты общественных благ
общественные блага, производство которых финансируется за счет бюджетов.
Регулирование производства и распределения смешанных общественных благ осуществляет правительство путем:
— предоставления исключительных прав на использование ресурсов для производства этих благ;
— введения административных барьеров на пути вхождения на рынок этих благ посредством лицензирования, квотирования, чрезмерно высокого уровня налогообложения и т. п.
Влияние правительства на производство общественных благ осуществляется путем:
— производства данных благ в надлежащем объеме и над" лежащей структуре в рамках государственного сектора;
— предоставления субсидий для их производства пред' принимательскому сектору;
— административного ограничения доступа киспользованию этих благ.
3. Рынок заботится о прибыли, оставаясь безразличным к проблемам истощения природных ресурсов. Правитель-ство принимает на себя ответственность за судьбы грядущих
правительственное регулирование национальной экономики
Глава 19
4. Правительство занимается урегулированием экстер-
нальных (внешних) эффектов, прежде всего отрицатель
ных, связанных с перенесением одними субъектами своих
издержек на других субъектов без каких-либо компенса
ций пострадавшим. Это урегулирование осуществляется
двояко:
1) правительство заставляет при помощи налогов, штрафов, запретов прекращать производство и загрязнение, ограничивая пагубное влияние на окружающую среду и на объем убытков, причиненных другим субъектам;
2) правительство "обезвреживает" экстернальные эффекты и возмещает убытки, причиненные ими, за счет бюджетных средств.
5. Правительство ограничивает негативное влияние циклических колебаний и регулирует опасную для стабильности экономической системы дифференциацию доходов среди разных слоев населения, обеспечивая её социальную направленность .
6. В условиях трансформационной экономики на правительство возлагается еще одна важная задача — обеспечение баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности.
Типы правительственного регулирования экономики:
— полная монопольная власть в управлении экономикой (страны социализма, в т. ч. СССР);
— сочетание рыночных и правительственных регуляторов (Япония, Швеция, ФРГ, Австрия, Китай).