Тема 2. Закономерности экономической организации общества
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ Экономика
Учебная программа дисциплины по направлению
080200.62 «Менеджмент» для студентов всех форм обучения
Автор: ст. преп. Стрекова С.Б.
Ответственный редактор:
к.э.н., доц. Савченко Н.Л.
Екатеринбург, 2012
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Дисциплина «Институциональная экономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла по направлению 080200.62 «Менеджмент».
С экономикой люди связаны как работники и потребители, предприниматели и собственники, плательщики налогов и получатели доходов, участники управления и самоуправления. Дисциплина «Институциональная экономика» является одной из основных дисциплин в подготовке грамотного менеджера, с новым мышлением и широким экономическим кругозором, способным ориентироваться в сложных вопросах институционального развития современного экономического общества.
Изучение данной дисциплины знакомит студентов с основными понятиями, законами экономики, сущностью экономических явлений и процессов, способствует формированию экономического мышления.
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Институциональная экономика» является формирование у студентов экономического образа мышления.
Основные задачи дисциплины:
- познание экономических категорий, принципов и законов;
- анализ различных экономических теорий и моделей;
- овладение общетеоретическими методами экономического исследования;
- приобретение умения применять теоретические знания для объяснения реальных экономических процессов;
- выяснение особенностей развития российской экономики и возможностей использования различных экономических теорий и моделей.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Институциональная экономика» студенты должны:
знать:
· базовые термины и определения экономической науки;
· законы развития и функционирования рыночной экономики;
· взаимосвязь и взаимозависимость между экономическими явления и процессами;
уметь:
· использовать экономические категории и законы для объяснения явлений и процессов протекающих в хозяйственной жизни общества;
· характеризовать различные экономические модели, выделять особенности различных экономических систем;
· анализировать и характеризовать различные показатели, характеризующие экономическую ситуацию на предприятии, конкретном рынке, в России в целом, а также других стран мира;
· формулировать выводы по данным официальной статистической информации.
иметь навыки:
· поиска официальной статистической информации, а также иной информации, характеризующей экономическую ситуацию в России на современном этапе; а также поиска официальной статистической информации, характеризующей экономическую ситуацию в других странах мира;
· использования справочно-правовых систем и использование необходимой законодательной базы для описания реальных процессов, протекающих в экономике.
В ходе изучения дисциплины «Институциональная экономика» формируются следующие компетенции:
Таблица - Коды и содержание формируемых компетенций
ПК-26 | способность к экономическому образу мышления |
ПК-27 | способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления |
ПК-29 | способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса |
ПК-30 | знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли |
ПРОГРАММА КУРСА
Содержание учебной дисциплины
Часть 1
Тема 1. Предмет институциональной экономики и методы экономического анализа
Институциональная экономика как направление экономической теории. Современные трактовки термина «экономика». Микро- мезо- и макроэкономика; их определения и взаимосвязь. Нормативная и позитивная экономическая наука.
Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории. Политическая экономия и экономикс. Функции микроэкономики. Графические и аналитические методы исследования экономических явлений. Микро- и макроэкономический анализ. Номинальные и реальные величины. Общие, средние и предельные величины.
Экономические интересы, цели и средства. Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Виды ресурсов. Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные (вмененные) издержки. Производственные возможности экономики.
Тема 2. Закономерности экономической организации общества
Человек – объект и субъект экономической деятельности. Потребности человека, их классификация и развитие. Понятие товара и услуги. Экономические блага и их классификации. Общественные блага. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Рациональность экономического поведения. Экономические ожидания. Субъекты современного рыночного хозяйства и их экономические цели.
Труд – основа жизнедеятельности человека. Содержание и характер труда. Качественные и количественные параметры труда. Организация труда и управление трудом. Экономический и социальный эффект.
Общественное производство - основа развития общества. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Стадии развития производства. Производительные силы и производственные отношения.