Равновесие на рынке товаров и услуг (благ)
Равновесие на рынке благ устанавливается, когда весь произведенный национальный продукт без остатка потребляется экономическими субъектами. То есть, проблема равновесия на рынке благ сводится к вопросу об определении объема равновесного уровня национального производства (национального дохода).
Существует три основных модели определения равновесного уровня национального дохода (объема национального производства):
модель «совокупный спрос – совокупное предложение»;
модель «инвестиции – сбережения»;
модель «национальные доходы – национальные расходы».
Совокупный спрос (AD) – спрос на все товары и услуги, производимые в стране. Совокупный спрос можно подразделить на четыре групп в соответствии с его распределением по секторам экономики:
потребление(C) – совокупный спрос домохозяйств;
инвестиции (I) – спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;
государственные закупки (G) – спрос на товары и услуги со стороны государства;
чистый экспорт (X) – разность между экспортом и импортом
AD = C + I + G + X.
Кривая совокупного спроса представлена на графике.
Факторы, влияющие на совокупный спрос, делятся на две группы:
1) ценовые: эффект процентной ставки; эффект богатства или реальных кассовых остатков (эффект А. Пигу); эффект импортных закупок;
2) неценовые: изменение в потребительских расходах, в инвестиционных расходах, в государственных расходах и в расходах на чистый экспорт. Эти факторы сдвигают кривую AD вправо или влево.
Совокупное предложение (AS) – это сумма всех конечных товаров и услуг, представленных к продаже предпринимателями и государственным сектором.
Кривая совокупного предложения (см. рис. 7) состоит из трех отрезков:
Рис. 7
1) горизонтального или кейнсианского (AB) – расширение экономики в условиях неполной занятости;
2) промежуточного (BC) – расширение производства осуществляется за счет менее эффективных ресурсов;
3) вертикального или классического (CD) – максимально возможный уровень производства (QD – потенциальный ВНП, ВНП при полной занятости).
Факторы, влияющие на совокупное предложение (неценовые): изменение цен на ресурсы; изменение в производительности; изменение правовых норм. Эти факторы сдвигают кривую AS вправо или влево.
Равновесие AD и AS (точка E) предполагает взаимодействие множества рынков товаров и денег. Факторы, определяющие равновесие AD и AS, различаются в зависимости от отрезка кривой совокупного предложения, на котором происходит ее совмещение с кривой совокупного спроса.
Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важных категорий, как функция потребления и сбережения.
Потребление (C)– те денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг.
Потребление – функция располагаемого дохода (DI).
Сбережение (S) – та часть располагаемого дохода (DI), которая не идет на потребление.
Тогда DI = C + S; C = DI – S; S = DI – C.
Сбережение может быть положительным, нулевым и отрицательным (жизнь в долг).
Средняя склонность к потреблению (APC):
,
где Y – национальный доход.
Средняя склонность к сбережению (APS):
Предельная склонность к потреблению (MPC):
.
Предельная склонность к сбережению (MPS):
C + S = Y, но тогда Значит, MPC + MPS = 1.
Следовательно, MPC = 1 – MPS и MPS = 1 – MPC.
Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы»[1]. Данный вывод делается «не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта»[2].
Кейнсианская функция потребления, соответствующая основному психологическому закону, выглядит так:
C = C0 + Cy (Y – T). (1)
Соответственно функция сбережений:
S = S0 + Sy (Y – T),, (2)
где C и S – объем соответственно потребления и сбережения домашних хозяйств;
T – объем налогов с доходов домашних хозяйств;
C0 и S0 – автономное, то есть не зависящее от величины дохода, потребление и сбережение;
Y – национальный доход.
Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций (I).
Инвестиции – расходы фирм на расширение и обновление производства, создание материально-технических запасов. Инвестиционные расходы подразделяются на:
1) амортизационные – направленные на замену изношенного оборудования;
2) чистые инвестиции – добавляющие и расширяющие существующий физический капитал, они способствую экономическому росту.
Если C > ЧНП (чистый национальный продукт) – «проедание» капитала (не возмещаются даже амортизационные отчисления).
Если C = ЧНП – в экономике застой.
Если C < ЧНП – имеет место экономический рост.
Факторы, влияющие на инвестиции:
· ожидаемая норма прибыли или рентабельности предполагаемых капиталовложений;
· уровень процентной ставки;
· уровень налогообложения;
· темпы инфляционного обесценения денег.
Инвестиции I, сбережения S и доход Y взаимодействуют между собой (при этом абстрагируются от государственных расходов G и чистого экспорта X).
Национальный доход Y при его использовании равен сумме расходов на потребление (C) и инвестиции (I): Y = C + I.
Национальный доход произведенный – это сумма потребления (C) и сбережения (S) : Y = C + S.
Тогда C + I = C + S Þ I = S.
На уровень национального дохода влияет равновесие между инвестициями и сбережениями.
Модель «IS» (инвестиции – сбережения) впервые разработана Дж.Хиксон (англ., 30-е годы ХХ века).
Это составная часть модели «IS–LM», о которой мы продолжим разговор в теме 20.
Модель «IS» показывает одновременно функциональную связь между S, I, процентом и национальным доходом.
Мультипликатор (K) – коэффициент (множитель), указывающий, что когда происходит прирост величины инвестиций , то национальный доход возрастает на величину, которая в k раз больше, чем прирост инвестиций:
Но .
Тогда подставим последнее выражение в формулу:
и получим:
Таким образом, K прямо зависит от MPC и обратно – от MPS.
Акселератор (V) – коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года ( ) к приросту национального дохода прошлого года:
V выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, то есть увеличение дохода, как правило, ведет к краткому увеличению новых инвестиций.