Пиренейский полуостров
Экономическая история Испании и Португалии в XIX в. достаточно схожа, так что будет удобно рассматривать их одновременно. Обе страны вышли из периода наполеоновских войн с примитивной, даже архаической экономической системой и реакционными политическими режимами. Последняя черта вызвала революционные взрывы в обеих странах в 1820 г., и хотя революции потерпели неудачу, они привели к гражданским войнам, которые нарушили нормальное течение экономической жизни и сделали невозможным проведение сколько-нибудь последовательной экономической политики. И Испания, и Португалия страдали от плачевного положения государственных финансов. Во время гражданских войн обе стороны конфликта (в обеих странах) прибегали к иностранным займам для финансирования военных действий. Проигравшие, разумеется, не смогли выполнить своих обязательств, но даже победители с трудом платили долги и, в конце концов, также частично отказались от них. Для Испании, пострадавшей от вторжения наполеоновских войск, утрата американских колоний (за исключением Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин, которые были потеряны после Испано-американской войны 1898 г.) обусловила в 1800—1830 гг. резкое сокращение государственных доходов. Хронический дефицит государственного бюджета привел к манипуляциям с банковской системой, инфляции и иностранным заимствованиям, но доверие к правительству было настолько низким, что условия, на которых оно могло привлекать займы, были чрезвычайно обременительными. При размещении займа 1833 г. удалось собрать только 27% от его номинальной суммы. К концу столетия обе страны не один раз отказывались по крайней мере от части своих долговых обязательств.
Низкая производительность сельского хозяйства оставалась основной причиной экономической слабости обеих стран. Еще в 1910 г. в аграрном секторе было занято около 60% рабочей силы в Испании и по меньшей мере столько же в Португалии. Но само сельское хозяйство по большей части было не товарным. Один исследователь охарактеризовал испанскую экономику XIX в. как «дуальную», с огромным натуральным сельскохозяйственным сектором, с одной стороны, и небольшим товарным сельскохозяйственным сектором, взаимодействующим с еще более скромным сектором городской промышленности, торговли и сферой услуг, с другой стороны. В 1840-х гг. правительственный декрет, требующий уплаты налогов наличными деньгами, а не в натуральной форме, вызвал восстание крестьян: в стране просто не существовало рынков, на которых они могли бы продавать свою продукцию.
В Испании была предпринята попытка аграрной реформы, но она потерпела полное фиаско. Подобно правительству революционной Франции, испанское правительство конфисковало земли
II —5216
церкви, муниципалитетов и аристократов, которые оказали ему сопротивление в период гражданской войны, намереваясь продать эти земли крестьянам, но напряженность государственных финансов была так велика, что правительство было вынуждено продать их на аукционе лицам, предложившим наивысшую цену (которые могли расплачиваться обесцененными правительственными обязательствами, принимавшимися по их номинальной стоимости). В результате большая часть земли стала собственностью и без того богатых людей — как аристократов, так и городской буржуазии. Крестьяне просто столкнулись со сменой одних землевладельцев другими, без какого-либо улучшения используемых технологий или увеличения капиталовложений. В Португалии и вовсе не было предпринято никаких попыток земельной реформы. Тем временем рост численности населения в обеих странах привел к увеличению распашки менее плодородных земель под зерновые, являвшиеся главными продуктами питания, и сокращению пастбищ для скота, что, в свою очередь, привело к дальнейшему падению продуктивности сельского хозяйства.
На фоне этой общей мрачной картины существовало несколько светлых пятен — региональных вариаций на тему отсталости. Современная хлопчатобумажная промышленность, развивавшаяся в Каталонии, в Барселоне и ее округе в 1790-х гг. благодаря протекционистским тарифам и защищенным колониальным рынкам Кубы и Пуэрто-Рико, процветала вплоть до потери этих колоний в 1900 г. Ориентированное на экспорт производство вина существовало в Андалузии (регионе, производившем херес, откуда произошло английское «шерри») и в провинции Опорто (от названия которой пошло слово «портвейн») в Португалии. В 1850 г. на вино и бренди пришлось 28% испанского экспорта, но сопровождавшееся ужасными последствиями проникновение в Испанию филлоксеры, паразита виноградников, которая к тому времени уже поразила Францию, нанесло виноделию огромный урон в последние десятилетия века. К 1913 г. поставки вина за рубеж давали менее 12% экспортных поступлений Испании.
^Тем временем развивались новые отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и металлов, которые восполнили потерю доходов от экспорта вина. Знаменитые ртутные рудники Альмадена разрабатывались с XVI в., но экспорт ртути, хотя и обеспечивал определенные доходы, не оказывал заметного влияния на состояние платежного баланса. Однако в 1820-х гг. растущий иностранный спрос на свинец для водопроводных труб привел к открытию чрезвычайно богатых залежей свинца в южной Испании. Уже в 1827 г. экспорт свинца приносил более 8% совокупных валютных поступлений. Испания была ведущим мировым производителем свинца с 1869 по 1898 г., после чего лидерство перешло к США. Новое горнорудное законодательство 1868 г. привело к резкому увеличению количества концессий (полученных преимущественно иностранными компаниями) на добычу полезных иско-
паемых, как свинца, так и меди и железной руды. К 1900 г. экспорт минеральных ресурсов и металлов составлял около одной трети совокупного экспорта. К несчастью для Испании, металлы вывозились преимущественно в виде слитков (свинец и медь) или руды (железо), так что рост экспорта мало влиял на развитие национальной экономики.
Иностранный капитал занимал доминирующие позиции и в других современных отраслях экономики, особенно в банковском деле и в строительстве железных дорог. До 1850 г. эти отрасли практически не развивались. В банковской системе доминировал Банк Испании, который, прежде всего, был инструментом финансовой политики правительства; к концу 1840-х гг. было построено лишь несколько километров железных дорог. В 1850-х гг., после очередной смены правительства, новый режим создал благоприятные условия для иностранных (преимущественно французских) инвесторов в сфере учреждения банков и строительства железных дорог. Иностранный капитал действительно стал поступать в экономику, привлеченный государственными гарантиями на выплату процентов по железнодорожным облигациям, предоставленными на срок строительства соответствующих линий. К сожалению, когда главные линии были построены и гарантии по процентам были отозваны, железные дороги не смогли обеспечить достаточное количество перевозок, чтобы окупить операционные расходы, и большинство из них обанкротились. Железные дороги были построены иностранными инженерами с использованием преимущественно импортных материалов и оборудования. Таким образом, как и в случае горнорудной промышленности, они оказали незначительное влияние на национальную экономику по каналам спроса. Только в конце столетия железные дороги стали рентабельны. Тем временем было ликвидировано большинство банков (с большей или меньшей прибылью для своих иностранных владельцев), оставив свободным поле деятельности для местных предпринимателей. В Португалии первая железная дорога, короткая линия из Лиссабона, появилась в 1856 г., и история железнодорожной отрасли в этой стране была даже еще более печальной, чем в Испании. Построенные на средства иностранных (в основном французских) инвесторов, португальские железные дороги страдали от мошенничества и коррупции, терпели банкротства и мало способствовали развитию экономики.
Испания имела некоторые запасы угля (Португалия не имела их вовсе), но уголь был низкого качества, а его месторождения были расположены неудобно с точки зрения их промышленной эксплуатации. Тем не менее, в последние два десятилетия XIX в. на северном побережье в окрестностях Бильбао определенное развитие получили предприятия черной металлургии и металлообработки. Используя богатую железную руду региона и некоторое количество импортного угля и кокса, отрасль медленно прогрессировала, конкурируя с импортной сталью, железом, машинами и обо-
II* 323
рудованием, которые, однако, она так и не смогла полностью вытеснить с рынка. В XX в. этот регион Испании стал одним из самых богатых и экономически развитых в стране. В Португалии ничего подобного не наблюдалось.
Италия
До 1860 г. характеристика Меттернихом Италии как «географической метафоры» подходила к ее экономике в не меньшей степени, чем к политике. «Итальянской экономики» как таковой не существовало. Оставшись с начала Нового времени вне сферы экономических перемен, раздробленная и отчасти подчиненная иностранным державам, Италия уже давно утратила свое лидерство в экономической сфере. Войны и династические интриги сделали ее полем сражений иностранных армий, которые разграбили и ее бесценные произведения искусства, и более утилитарные формы материального богатства, в то время как периодически повторявшиеся финансовые катастрофы ликвидировали накопленные сбережения и подорвали доверие инвесторов.
Венский конгресс восстановил сложную мозаику номинально независимых княжеств, но большинство из них, включая Папское государство и Королевство обеих Сицилии, находилось под контролем и влиянием империи Габсбургов. Ломбардия и Венеция были аннексированы Австрией. Эти две наиболее экономически развитые провинции, где прежде были сосредоточены знаменитые центры промышленности и торговли, были отделены от остальной Италии высокими таможенными барьерами. Сардинское королевство, единственное подлинно независимое государство, представляло собой удивительную искусственную конструкцию, составленную из четырех больших частей с различным климатом, ресурсами, институтами и даже языком. Остров Сардиния, от которого королевство и получило свое название, погряз в болоте феодализма; землевладельцы, не проживавшие в своих поместьях, не были заинтересованы в их развитии, в результате чего неграмотное население существовало в самых примитивных условиях. Савойя, которая дала королевству, а позднее и всей Италии правящую династию, в культурном и экономическом отношении была частью Франции. Генуя (с прилегающим к ней регионом Лигурии), крупный коммерческий центр, на протяжении веков до вторжения Наполеона имела статус независимой республики. Пьемонт, окруженный с трех сторон горными цепями, составлял географическое продолжение Ломбардской равнины, но его высокое расположение над уровнем моря и климат выделяли его из Ломбардии. В Пьемонте проживало примерно четыре пятых всего населения королевства, насчитывавшего около 5 млн человек. До 1850 г. он не имел промышленности, кроме небольшого числа шелкопрядильных фабрик и нескольких небольших металлургических заводов,
однако под руководством ряда прогрессивных землевладельцев его сельское хозяйство стало самым передовым и процветающим на всем полуострове.
Региональные экономические различия, важные почти для всех стран, были особенно заметны в Италии. Здесь экономический градиент север — юг, заметный даже сегодня, существовал еще со Средних веков. Он, возможно, был несколько менее заметен в XIX в. из-за общей отсталости полуострова, но, тем не менее, он сохранялся. Продуктивность сельского хозяйства была выше на севере, особенно в Пьемонте и в долине реки По, где также получила некоторое развитие промышленность. И именно на более развитом в экономическом отношении севере началось движение за национальное объединение.
После неудавшихся революций и попыток объединения 1820-х, 1830-х и 1848—1849 гг., подавленных Габсбургами, в королевстве Сардиния вышел на политическую арену выдающийся государственный деятель. Это был граф Камилло Бенсо ди Кавур, прогрессивный землевладелец, владевший также железной дорогой, газетой и банком, который в 1850 г. стал министром морского флота, торговли и сельского хозяйства в правительстве вновь созданной конституционной монархии своей маленькой страны. В следующем году он получил также портфель министра финансов, а в 1852 г. стал премьер-министром. Он постоянно подчеркивал, что финансовый порядок и экономический прогресс являются двумя «обязательными условиями», которые необходимы Пьемонту в глазах Европы, чтобы принять на себя лидерство на Апеннинском полуострове. Для достижения этих целей он приветствовал иностранную экономическую помощь, включая иностранные инвестиции. Сразу же после вступления в должность в 1850 г. он начал переговоры о заключении торговых соглашений со всеми наиболее важными торговыми и промышленными державами Европы. В 1850 — 1855 гг. экспорт страны вырос на 50% , в то время как импорт увеличился почти в три раза. Французские инвестиции финансировали связанное с подобной внешнеторговой динамикой крайне высокое пассивное сальдо торгового баланса. В течение следующих пяти лет французы, с поощрения Кавура, построили железные дороги, учредили банки и другие акционерные компании и финансировали растущий государственный долг королевства.
Наращивание государственного долга отчасти было связано с ликвидацией последствий проигранных войн 1848—1849 гг., но большая часть средств пошла на подготовку удачной войны 1859 г., в ходе которой королевство Сардиния, благодаря военной и финансовой помощи Франции, нанесло поражение Австрийской империи, тем самым подготовив почву для объединения Италии в 1861 г. Новое государство с числом жителей почти в 22 млн человек имело среднюю плотность населения в 85 человек на 1 км2 — одну из самых высоких в Европе. При том, что большая часть рабочей силы была занята в низкопроизводительном сельском хо-
зяйстве, Италии даже при самых благоприятных условиях предстояло пройти длинный путь экономического развития. Объединение страны способствовало ликвидации одного из главных препятствий на этом пути — фрагментации рынка, но без развития путей сообщения и коммуникаций даже это достижение оказалось бы иллюзорным. Распространение прогрессивного законодательства и административной системы Пьемонта на всю территорию выросшего королевства не могло сразу же изменить отсталый характер институтов или ликвидировать неграмотность и невежество населения остальной части полуострова. Ни один закон не мог компенсировать бедность природных ресурсов, и только самое мудрое законодательство и самая справедливая администрация могли преодолеть такое препятствие, как недостаток капиталов. К несчастью для Италии, интенсивная деятельность Кавура в эти бурные годы, связанная с высоким напряжением сил, привела к его преждевременной смерти всего лишь через три месяца после провозглашения нового государства, которому очень не хватало его мудрости и энергичного руководства. Его преемникам, хотя и не меньшим патриотам, недоставало его опыта, талантов и, прежде всего, твердого понимания экономических и финансовых вопросов. Италия оставалась зависимой от иностранного, особенно французского, капитала и рынков, но действия правительства последовательно отпугивали иностранных инвесторов, и наконец в 1887 г. втянули Италию в драматическую десятилетнюю тарифную войну с Францией, которая имела катастрофические последствия для обеих экономик.
В конце 1890-х гг., после окончания таможенной войны с Францией и нового вливания иностранного капитала, на этот раз из Германии, Италия пережила короткий период индустриального роста, который длился, с колебаниями, до начала Первой мировой войны. Италия еще не стала индустриальной страной, но первые шаги на пути индустриализация были сделаны, хотя и с запозданием.
Юго-Восточная Европа
Пять небольших государств, которые занимали юго-восточную часть европейского континента, — Албания, Болгария, Греция, Румыния и Сербия — являлись, если не считать Португалию, самыми бедными в Европе к западу от границ России. Все они получили независимость от Османской империи в различное время после 1815 г., а Албания только в 1913 г., и наследие османского господства висело тяжелым грузом на их экономиках. К началу XX в. все они были преимущественно аграрными, 70 — 80°ь рабочей силы были заняты в первичном секторе, и соответствующая часть валового выпуска приходилась на продукцию сельского хозяйства. Более того, технология была примитивной, а производи-
тельность и доход на душу населения соответственно низкими. Хотя точные данные нам недоступны, можно предположить, что в среднем доход на душу населения был меньше, чем в соседней Венгрии, в два раза меньше, чем в Богемии и в три раза меньше, чем в Германии. Внутри этой группы также существовали некоторые незначительные вариации; положение Румынии кажется несколько лучшим, чем положение других стран, а самой отсталой была Албания.
Несмотря на бедность рассматриваемых стран, высокие темпы прироста численности населения в сочетании с определенным снижением уровня смертности привели в середине XIX в. к демографическому взрыву. В последние 50 лет до начала Первой мировой войны численность их населения возрастала примерно на 1,5% ежегодно; таким образом, темпы роста численности населения в них были одними из самых высоких в Европе. Давление растущего населения на ресурсы привело к повышению цен на землю, земельному голоду, миграции в города и в более развитые страны Запада и к некоторой эмиграции за океан (особенно эмиграции греков в Соединенные Штаты).
В этих странах отсутствовали сколько-нибудь значительные природные ресурсы, способные облегчить давление растущей численности населения. Большая часть территории была гористой и непригодной для обработки, особенно в Греции и, в меньшей степени, в Албании, Болгарии и Сербии. Румыния была лучше других обеспечена пахотной землей, но ввиду использования примитивной техники ее сельское хозяйство также оставалось низкопроизводительным. В этих странах имелось несколько мелких месторождений каменного угля, но они были недостаточны для того, чтобы сделать какую-либо из них независимой от импорта, даже учитывая низкий уровень спроса. Имелись также небольшие залежи цветных металлов, но они только начали разрабатываться иностранным капиталом, когда началась Первая мировая война. Наиболее значительным природным ресурсом были месторождения нефти в Румынии. Несколько иностранных фирм, в основном немецких, в последнем десятилетии XIX в. начали добывать металлические руды.
С учетом аграрного характера этих стран, их внешняя торговля ориентировалась на экспорт сельскохозяйственной продукции и импорт промышленных, преимущественно потребительских, товаров. Злаки, в основном пшеница, составляли около 70% экспорта Румынии и Болгарии. Сербия, имея меньшее количество пахотной земли, экспортировала преимущественно живых свиней, а незадолго до войны начала вывозить продукты переработки свинины, свежие сливы, сушеный чернослив и знаменитую сливовицу. Греция, имея еще меньше пахотной земли, которая к тому же не подходила для выращивания зерновых, экспортировала в основном виноград, изюм, а также некоторое количество вина и коньяка.
В отличие от ситуации с медленным распространением сельскохозяйственной и промышленной технологии, банковские технологии и привлечение иностранных займов быстро прогрессировали. К 1885 г. все четыре из существовавших тогда балканских государств учредили центральные банки с исключительным правом денежной эмиссии. Акционерные банки и другие финансовые учреждения также развивались быстро, но слабо занимались финансированием промышленности. Новые правительства прибегали к займам за рубежом, в основном во Франции и Германии, сначала для сооружения железных дорог и других инфраструктурных объектов, но также для покупки вооружения, для содержания раздутой бюрократии и, во все возрастающих размерах, для выплаты процентов по прежде сделанным займам. В 1898 г. долг Греции настолько разбух, что ей пришлось признать полномочия Международной финансовой комиссии, созданной великими державами для надзора за ее финансами. В конечном итоге все балканские страны, кроме Румынии, вынуждены были смириться с подобным иностранным контролем.
Большая часть иностранных займов привлекалась для строительства железных дорог, в основном за счет государства. В 1870 г. общая протяженность железных дорог в Юго-Восточной Европе составляла менее 500 км, которые приходились в основном на Румынию и Болгарию. К 1885 г. их длина увеличилась до 2000 км, в 1900 г. составила более 6000 км, а в 1912 г. — более 8000 км. Из-за отсутствия отраслей-смежников спрос со стороны железных дорог оказывал слабое влияние на развитие национальной экономики.
Примерно к 1895 г. в каждой из этих стран появился небольшой промышленный сектор, производивший преимущественно потребительские товары, но ничего похожего на промышленное развитие Западной Европы в XIX в. там не наблюдалось. С приемлемой степенью приближения можно сказать, что современная промышленность ко времени Первой мировой войны по-настоящему еще не проникла в Юго-Восточную Европу.
Российская империя
Российская империя в начале XX в. обычно рассматривалась как одна из великих держав. Ее территория и население, самые большие среди европейских стран, обеспечили ей этот статус. Также Россия имела большие валовые экономические показатели: по валовому промышленному производству она стояла на пятом месте в мире после Соединенных Штатов, Германии, Великобритании и Франции. Она имела значительную текстильную промышленность, особенно хлопчатобумажную и льняную, а также тяжелую промышленность — производство угля, чугуна и стали.
Она стояла на втором месте в мире (после Соединенных Штатов) по добыче нефти, а в последние несколько лет XIX в. она даже занимала первое место. Эти высокие абсолютные показатели могут привести к ошибке при оценке экономической мощи России. Как было показано на рис. 10.2, российское производство и потребление угля на душу населения было значительно ниже соответствующих показателей Австрии. Аналогичное положение наблюдалось по всем видам промышленной продукции.
Россия все еще оставалась преимущественно аграрной страной: на сельское хозяйство приходилось более двух третей рабочей силы и более половины производимого национального дохода. Доход на душу населения составлял не более половины от соответствующих показателей во Франции и Германии и около одной трети от показателей Соединенных Штатов и Великобритании. Производительность труда, особенно в сельском хозяйстве, была чрезвычайно низкой ввиду использования примитивных технологий и недостатка капиталов. Институциональные ограничения, связанные с существованием крепостного права, отмененного лишь в 1861 г., негативно сказывались на перспективах роста производительности даже после освобождения крестьян (см. главу 12).
Начало индустриализации в России относится к периоду правления Петра Великого и даже ранее, но за исключением металлургического производства, возникшего на Урале в XVIII в., ранние промышленные предприятия, развивавшиеся в тепличных условиях и обслуживавшие потребности российского государства, не были экономически жизнеспособными. В первой половине XIX в., особенно начиная с 1830-х гг., признаки индустриализации становятся более заметными. Было подсчитано, что количество промышленных рабочих выросло со 100 тыс. в начале века до более 500 тыс. накануне освобождения крестьян. Большинство этих рабочих были номинально крепостными и выплачивали оброк из своей зарплаты, вместо обычных трудовых отработок. Парадоксально, но существовало также некоторое число крепостных предпринимателей. Наиболее динамичной, быстро развивающейся отраслью промышленности было хлопчатобумажное производство, преимущественно в московском регионе. Производство свекловичного сахара на Украине было вторым по значению, но далеко отставало от хлопчатобумажной промышленности. В Санкт-Петербурге возникли несколько больших и современных хлопчатобумажных фабрик, а также ряд металлургических и машиностроительных заводов. Такие предприятия существовали и в российской части Польши.
Крымская война ярко показала отсталость как российской промышленности, так и российского сельского хозяйства, и тем самым косвенно подготовила почву для ряда реформ, самой значительной из которых была отмена крепостного права в 1861 г. Одновременно правительство развернуло программу строительст-
ва железных дорог с опорой на иностранные капиталы и технологии, а также реорганизовало банковскую систему с целью внедрения западных финансовых технологий. Плоды этой новой политики стали видны в середине 1880-х гг. и в период «большого рывка» промышленного производства в 1890-х гг., когда промышленный выпуск возрастал в среднем на 8% в год, что превосходило самые высокие темпы роста, когда-либо достигнутые в странах Запада.
Наибольшая заслуга в этом рывке принадлежала программе железнодорожного строительства, особенно сооружению государственной Транссибирской железной дороги, начатому в 1891 г., и сопутствующему расширению добычи полезных ископаемых и строительству новых металлургических предприятий (рис. 10.3). Последние, в свою очередь, часто создавались иностранными предпринимателями и иностранным капиталом, которые сыграли решающую роль в развитии центра горнодобывающей и металлургической промышленности на юго-восточной Украине.
Этот район, известный как Донбасс, имел огромные залежи угля, но он находился далеко от основных населенных центров. До появления железных дорог добыча угля здесь была нерентабельна. На расстоянии 500 км к западу, в районе города Кривой Рог, были открыты залежи очень качественной железной руды, но по той же самой причине эксплуатировать их было невыгодно. В 1880-х гг. французские предприниматели добились от царского правительства разрешения на строительство железной дороги, соединявшей эти два района, а также построили доменные печи в обоих районах, создав, таким образом, первый в мире металлургический комбинат, работающий на поставках сырья с отдаленных месторождений. Производство угля и чугуна стремительно возросло. В то время как в 1870-е гг. внутреннее производство чугуна удовлетворяло только 40% спроса, в 1890-е гг. оно обслуживало три четверти значительно выросшего потребления.
Правительство пыталось стимулировать индустриализацию несколькими способами. Оно делало займы за рубежом для финансирования строительства государственных железных дорог и предоставляло гарантии по обязательствам частных железнодорожных компаний. Государство размещало заказы на рельсы, паровозы и другое оборудование для государственных железных дорог на предприятиях, расположенных в России (принадлежащих как русским, так и иностранным предпринимателям), и рекомендовало частным компаниям поступать подобным же образом. Государство установило высокие ввозные пошлины на изделия из железа и стали, и в то же время способствовало освоению самого современного оборудования для производства железа, стали и инструментов. От введения этих мер выиграли прежде всего производители Польской Силезии и Санкт-Петербурга, а также юго-восточной Украины.
331 Рис. 10.3. Промышленность и железные дороги России около 1914 г. Источник: Adams А-Е-, McCagg W.O., Matley I.M. Atlas of Russian and East European History. Frederick A. Praeger, 1966.
332 Бурный подъем российской промышленности в 1890-х гг. сменился спадом в первые годы XX в., за которым, в свою очередь, последовали катастрофическая (для России) Русско-японская война 1904 — 1905 гг., а затем революция 1905—1906 гг. Хотя революция была подавлена, она вызвала к жизни ряд политических и экономических реформ. Наиболее важной из них была аграрная реформа Столыпина (см. главу 12), которая привела к росту производительности сельского хозяйства.
За последние 50 лет до начала Первой мировой войны российская экономика добилась значительных успехов на пути создания более современной, технологически развитой хозяйственной системы, но она по-прежнему оставалась далеко позади наиболее передовых западных экономик, особенно Германии. Ее экономическая слабость проявилась в период войны, способствовав поражению России и подготовив почву для революции 1917 г.
Япония
Последней и самой неожиданной страной, входящей в список индустриализирующихся стран XIX в. — и единственной, не принадлежащей к европейской культуре, — была Япония. В первой половине XIX в. Япония осуществляла политику закрытости для иностранного, и особенно европейского, влияния более последовательно, чем какая-либо из других восточных стран. Еще в начале XVII в. правительство Токугава запретило внешнюю торговлю (голландцам было разрешено присылать один корабль в год в торговую факторию, которую они содержали на маленьком острове в бухте Нагасаки, японском «окне в Европу») и запретило японцам ездить за границу. Общество было структурировано на неподвижные социальные классы или касты, в некотором отношении похожие на феодальные сословия средневековой Европы. Уровень технологии был приблизительно таким же, как в Европе в начале XVII в., однако, несмотря на эти ограничения, организация экономики была очень сложной, с активными рынками и кредитной системой. Уровень грамотности в Японии был значительно выше, чем в Южной и Восточной Европе.
В 1853 г., а затем в 1854 г. коммодор Мэттью Перри, командующий военным флотом Соединенных Штатов, вошел в Токийскую бухту и, под угрозой бомбардировки города, заставил сегуна установить дипломатические и торговые связи с США. Вскоре и другие западные государства получили привилегии, схожие с привилегиями, предоставленными Соединенным Штатам. Ключевым условием этих «неравных договоров» являлся отказ японского правительства от установления таможенных пошлин на уровне выше 5%; иностранцы также получили права экстерриториальности (т.е. были исключены из сферы действия японского права).
Слабость сегуната Токугава перед лицом западного вторжения вызвала восстания против иностранцев и движение за восстановление реальной власти императора, который до того на протяжении столетий выполнял только церемониальные функции. Это движение, возглавляемое молодыми, честолюбивыми самураями (представителями бывшего военного сословия), получило мощную поддержку в 1867 г. после вступления на престол волевого, умного молодого императора Муцухито. В следующем году императорская партия заставила сегуна отречься от власти, после чего император переехал в Токио — фактическую столицу страны. Это событие, отметившее рождение современной Японии, получило название революции Мэйдзи («Мэйдзи» означает «просвещенное правительство», как определил свое правление Муцухито). Эра Мэйдзи продолжалась с 1868 г. до смерти Муцухито в 1912 г.
Сразу же после прихода к власти новое правительство сменило тон своих высказываний, изначально направленных против иностранцев. Вместо того чтобы попытаться выдворить иностранцев, правительство Японии стало налаживать сотрудничество с ними, хотя и держало их на почтительной дистанции. Старая феодальная система была разрушена и заменена высокоцентрализованным бюрократическим управлением, созданным по французской модели, с армией, устроенной по прусскому образцу, и с военным флотом по британскому образцу. Промышленные и финансовые технологии заимствовались из многих стран, но особенно из США. Образованные молодые люди уезжали за границу изучать западные достижения в политике и управлении, военной науке, промышленной технологии, торговле и финансах с целью внедрить наиболее эффективные из них у себя в стране. В Японии были созданы новые школы западного образца; иностранные специалисты приезжали в страну для обучения своих японских коллег. Однако правительство устанавливало жесткие сроки пребывания иностранцев в Японии и наблюдало за тем, чтобы они своевременно ее покидали. Такой порядок был заведен для того, чтобы предотвратить укрепление их позиций в стране.
Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми столкнулось новое правительство, была проблема финансов. Финансовые затруднения явились одной из причин недовольства режимом Токугава, и новое правительство Мэйдзи унаследовало массу неразменных бумажных денег, которую оно вынуждено было еще более увеличить в первые годы после смены режима. В 1873 г. был утвержден земельный налог, рассчитанный на базе потенциальной продуктивности сельскохозяйственных земель безотносительно к объему фактической продукции. Положительный эффект этого налога оказался двояким: с одной стороны, он давал правительству устойчивый доход (за счет крестьян); во-вторых, он гарантировал, что земля будет использоваться наилучшим образом, поскольку те, кто были неспособны обеспечить максимальную отдачу от земель, должны были потерять права на них либо продать
их тем, кто был в состоянии придерживаться оптимальных методов хозяйствования.
С финансовыми проблемами правительства было связано также начало создания новой банковской системы, призванной заменить неформальную сеть кредита эпохи Токугава. В соответствии со своей политикой поиска повсюду лучших моделей (армия по прусскому образцу, военный флот по британскому образцу и т.д.), Япония заимствовала модель национальной банковской системы Соединенных Штатов, созданной союзным правительством в последние годы Гражданской войны как механизм военных финансов. В соответствии с этой системой при учреждении банков правительственные облигации могли быть использованы в качестве обеспечения для выпуска банкнот, которые должны быть конвертируемы в звонкую монету. (Не случайно правительство Мэйдзи незадолго до этого выпустило большое количество облигаций для выдачи их бывшим феодальным землевладельцам и самураям взамен их ежегодных пенсий.) Благодаря этой системе к 1876 г. было учреждено 153 национальных банка. К несчастью, в следующем году вспыхнуло восстание Сацумы, поднятое против правительства одним из крупнейших западных кланов. Хотя восстание было подавлено, оно дорого стоило правительству: ему пришлось прибегнуть к новому выпуску как неразменных бумажных денег, так и банкнот национальных банков, что привело к жестокой инфляции.
Новый министр финансов граф Мацуката принял решение реформировать банковскую систему, которая, по его мнению, была порочной, а в дополнение к этому провел в 1881 г. резкую дефляцию валюты, что полностью оздоровило банковскую структуру. Он создал новый центральный банк, Банк Японии, по самой популярной модели центрального банка — Национального банка Бельгии, который, хотя в значительной мере принадлежал частным акционерам, находился под пристальным контролем правительства. Он получил монополию на выпуск банкнот, в то время как национальные банки потеряли право их эмиссии и превратились в простые коммерческие депозитные банки наподобие английских. Банк Японии также выступал в роли фискального агента казначейства.