Социальная ответственность и этика в бизнесе
Социальная ответственность в бизнесе может рассматриваться только как добровольная.
Социальная ответственность может выступать в виде благотворительной деятельности фирм, участия в разработке и осуществлении социальных программ совместно с государством или другими фирмами, усиления ответственности перед обществом за состояние экологии, здоровья не только своих работников, но и населения в целом, усиления безопасности производства и потребления (эксплуатации) товара, соблюдения гражданских прав, заботы об интересах потребителя (см. схему 16.1).
Схема 16.1. Социальная ответственность и этика в бизнесе
Выгодны ли такие социальные действия для фирм? Разумеется, они могут повысить издержки и снизить прибыль в краткосрочном периоде, вызвать даже утечку коммерческой информации, но в перспективе эти меры повышают престиж фирмы, ее популярность, выводят фирму на решение широкого круга долгосрочных проблем и на рынке, и в производстве, усиливают моральную ответственность коллектива фирмы, служат дополнительным стимулом к труду.
Социальная ответственность не может быть вызвана угрозами штрафов, страхом перед законом. Ее корни ¾ в этических ценностях предпринимателей и работников. При рассмотрении ценностей надо вспомнить о законах этики, морали, их роли в обществе. Этические ценности ¾ категории морали, занимающие все более видное место непосредственно в экономической деятельности. К таким категориям можно отнести совесть, честь, патриотизм.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ГЛАВА 17. ФИРМА И ТОРГОВЛЯ (ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ)
Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.
После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.
Проблемные вопросы
1. Что такое оптовая торговля?
2. Что такое товарная биржа?
3. В чем специфика розничной торговли?
4. Какова структура современной розничной торговли?
5. Почему реклама ¾ двигатель торговли?
6. Действительно ли реклама повышает издержки производства и цены?
7. Каким образом существование оптовой торговли снижает затраты по доставке товаров от производителей к розничным торговцам?
8. Как вы объясните существование большого числа мелких независимых розничных торговцев, несмотря на конкуренцию со стороны фирменных магазинов и супермаркетов?
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Конечный продукт по своему натуральному содержанию состоит из двух групп товаров: материальных ресурсов (средств производства) и предметов потребления. Грубо говоря, из тех товаров, которые не едят и которые едят. Маркетинговые каналы ¾ это система обмена или сбытаконечного продукта.
Рынок ресурсов удовлетворяет общественную потребность в ценностях, необходимых для осуществления не просто производства, а расширенного воспроизводства, или увеличения производства. От этого зависит уровень социально-экономического развития страны.
Потребительский рынок индивидуализирован, он должен довести товар до отдельного человека, удовлетворить его личные потребности и способствовать воспроизводству рабочей силы.
Но в любом случае от производителя до потребителя выстраивается целая цепочка торговых агентов. Сферой их деятельности являются оптовая и розничная торговля, к рассмотрению которых мы и переходим.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ
Оптовая торговля¾ это поставка товаров большими партиями.
Она выступает в двух видах:
1) прямое распределение товаров от производителей к розничным торговцам;
2) распределение через товарные биржи.
Прямое распределение товаров от производителей к розничным продавцам¾ это когда оптовики закупают огромные объемы товаров у производителей и разделяют их на небольшие партии для доставки розничным торговцам.
С этой целью они выполняют ряд важных услуг для эффективного решения проблемы распределения товаров ¾ это хранение запасов и информация.
Храня большие запасы,оптовые торговцы дают возможность розничным получать товары по мере необходимости. Частые поставки (обычно ежедневные) позволяют розничным торговцам удовлетворять потребности покупателей и не оплачивать хранение избыточных запасов продукции.
Хранение крупных партий товаров может быть достаточно рискованным делом.Изменения моды, появление более современного продукта или в некоторых случаях его физическая порча могут серьезно обесценить товары у оптовых торговцев. Однако же, если цена товаров возрастет, возрастет истоимость запасов, и оптовый торговец получит больше прибыли.
Оптовый склад является важным источником информации для розничных торговцев. Они могут приехать на оптовый склад, изучить имеющиеся товары, получить рекомендации относительно продукции и быть в курсе изменений ситуации.
Распределение продукта через товарные биржи ¾ это оптовая торговля крупными партиями стандартизированных товаров по образцам.Например, зерно, хлопок, металл, сахар и т. д. Преимущество биржевой торговли в том, что она способствует захвату рынка. Товар, являющийся объектом биржевой сделки, может не переходить непосредственно из рук в руки: продавец может выступать без реального товара, покупатель без наличных денег. Производитель может оптом сбывать свою продукцию во все известные ему торговые предприятия. Здесь возможны разные пути:
1) можно выбрать несколько специализированных торговых фирм, работающих с нужными для фирмы производителями и покупателями;
2) можно сосредоточиться только на одной торговой фирме.
Решение о форме сбыта (или о распределении продукции по торговым фирмам) принимается в зависимости от собранной информации.
Рекомендация: