Истоки Европейского сообщества
Мечта об объединенной Европе так же стара, как и сама Европа. Границы Священной Римской империи Карла Великого были очень близки к первоначальным границам Общего рынка. Империя Наполеона вместе со своими сателлитами по Континентальной системе охватывала почти всю континентальную Европу. «Европейский концерт», возникший после Венского конгресса 1815 г., представлял собой попытку координировать политику на самом высоком правительственном уровне. Лига Наций являлась объединением европейских держав-победительниц в Первой мировой войне. Гитлер очень близко подошел к созданию Festung Еигора\ под нацистским господством. Однако все эти попытки закончились провалом из-за неспособности потенциальных «объединителей» сохранить монополию на власть и нежелания народов добровольно им подчиняться. В раннее время фрагментации Европы способствовали трудности коммуникации. Потом идея национализма настолько глубоко вошла в европейское сознание, особенно после Французской революции, что понятие суверенитета, т.е. высшей власти, и понятие нации (nationhood) стали почти синонимами. До Второй мировой войны национальные государства яростно отвергали все попытки посягнуть на их суверенитет и предложения каким-либо образом ограничить его.
Важно помнить различие между международными и наднациональными организациями. Международные организации опираются на добровольную кооперацию своих членов и не имеют прямой власти принуждения. Наднациональные организации основываются на передаче им хотя бы части суверенитета своих членов и имеют полномочия по обеспечению выполнения решений, приня-
1 Крепость Европа (нем.). — Прим. науч. ред.
тых в рамках их мандата. И Лига Наций, и ООН являются примерами международных организаций. В Европе ОЕЭС и большинство других послевоенных организаций национальных государств были скорее международными, чем наднациональными. Продолжение успешного сотрудничества могло впоследствии привести к слиянию суверенитетов, на что надеялись сторонники европейского объединения. Различные предложения о создании наднациональной организации в Европе все чаще стали звучать после 1945 г. и исходили из все более влиятельных источников.
Эти предложения выдвигались, исходя из самостоятельных, но связанных между собой мотивов — политического и экономического. Политический мотив основывается на убеждении, что только с помощью наднациональной организации можно искоренить угрозу войны между европейскими державами. Некоторые сторонники европейского политического союза, кроме того, уверены, что «компактные» национальные государства прошлого представляют собой анахронизм. Если страны Европы хотят восстановить свою былую роль на мировой арене, они должны быть способны выступать с единой позицией и иметь в своем распоряжении ресурсы и рабочую силу, сравнимые с теми, которыми располагают Соединенные Штаты. Экономический мотив связан с тем, что более крупные рынки будут способствовать усилению специализации и конкуренции, и тем самым более высокой производительности и росту уровня жизни. Эти два мотива сливаются в тезисе о том, что экономическая мощь является основой политической и военной мощи, и что полностью интегрированная европейская экономика сделала бы внутриевропейские войны менее вероятными или вообще невозможными. Ввиду глубокой укорененности идеи национального суверенитета большая часть практических предложений о создании наднациональной организации подразумевает, что экономическое объединение должно предшествовать политическому.
Таможенный союз стран Бенилюкс, который обеспечил свободное передвижение товаров между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом и единство их внешнего тарифа, возник из осознания того факта, что в современных условиях масштаб экономик каждой из этих стран слишком мал, чтобы позволить им полностью использовать преимущества массового производства. Бельгия и Люксембург фактически объединились в экономический союз еще в 1921 г., а в период войны правительства Бельгии и Нидерландов в изгнании пришли к принципиальному согласию о создании таможенного союза. Официальная ратификация договора произошла в 1947 г. Государственные деятели этих стран были самыми горячими сторонниками европейского Общего рынка и продолжали работать в направлении более тесной экономической интеграции своих стран независимо от развития событий в общеевропейском масштабе.
ОЕЭС была создана, в первую очередь, благодаря американской инициативе и обеспечивала только кооперацию, а не полную
интеграцию. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил проект интеграции угольной и сталелитейной отраслей Франции и Германии и пригласил к участию в нем другие страны. Шуман руководствовался при этом как политическими, так и экономическими мотивами. Уголь и сталь являются ядром современной промышленности, особенно военной, а все признаки указывали на скорое возрождение немецкой индустрии. План Шумана представлял собой механизм, с помощью которого предполагалось держать немецкую промышленность под контролем. Страстно желая быть принятой в новое европейское сообщество, Западная Германия с готовностью отозвалась на это предложение, так же как и страны Бенилюкса и Италия, боявшиеся «не успеть на поезд». Великобритания, к тому времени национализировавшая угольную и сталелитейную промышленность и все еще воспринимавшая себя империей, дала более осторожный ответ и, в конце концов, отказалась от участия. Договор, создавший Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), был подписан в 1951 г. и вступил в действие в начале следующего года. Он предусматривал отмену тарифов и квот во внутренней торговле стран объединения железной рудой, углем, коксом и сталью, общие тарифы на импорт из других стран и контроль над производством и продажами. Для наблюдения за деятельностью объединения было создано несколько структур наднационального характера: Верховная администрация, имевшая исполнительную власть, Совет министров для охраны интересов стран-участниц, Общая ассамблея, имевшая совещательные полномочия, и Суд ЕУОС для разрешения спорных вопросов. Объединение располагало полномочиями по обложению налогами выпуска предприятий соответствующих отраслей для финансирования своей деятельности.
Вскоре после создания ЕОУС те же страны предприняли попытку сделать еще один значительный шаг по пути к интеграции путем заключения Договора о европейском оборонительном союзе. Такие события, как Корейская война, создание НАТО в 1949 г. и быстрое экономическое восстановление Германии показали важность включения немецкого контингента в западно-европейские вооруженные силы, но соответствующие предложения, естественно, вызвали подозрительность и враждебность со стороны людей, которые недавно были жертвами германской агрессии. После продолжительных дебатов французская Национальная ассамблея отвергла договор в августе 1954 г. Это отступление от курса на объединение снова показало трудность достижения согласия по поводу решений, предусматривающих ограничение национального суверенитета. После этого сторонники объединения прибегли к более осторожной тактике, вновь в сфере экономики.
В 1957 г. участники плана Шумана подписали еще два договора в Риме, создав Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) для развития мирного использования атомной энергии и, что более важно, Европейское экономическое сообщество
(ЕЭС), или Общий рынок. Договор о создании Общего рынка предусматривал постепенную отмену импортных пошлин и количественных ограничений на все виды торговли между странами-членами и замену национальных импортных тарифов общим внешним тарифом в течение переходного периода сроком от 12 до 15 лет. Члены сообщества обязались проводить общую политику в сфере транспорта, сельского хозяйства, социального страхования и ряда других важнейших направлений экономической политики, а также обеспечить свободное передвижение людей и капитала в границах сообщества. Одно из важнейших условий договора заключалось в том, что он не мог быть расторгнут в одностороннем порядке и что после определенного переходного периода дальнейшие решения могли приниматься квалифицированным большинством голосов, а не единогласно. Договоры о создании Общего рынка и ЕВРАТОМа предусматривали учреждение комиссий для мониторинга их деятельности и объединение других наднациональных органов (Советов министров, Общих ассамблей, судов сообществ) с аналогичными организациями ЕОУС. Договор о создании Общего рынка вступил в силу 1 января 1958 г. и в течение нескольких лет опроверг сомнения пессимистов (которых было немало): продолжительность переходного периода в реальности была сокращена, а не увеличена. В 1965 г. административные комиссии трех сообществ слились, создав более эффективный орган для последующего политического объединения. 1 июля 1968 г., на несколько лет раньше, чем это прежде предполагалось, все тарифы между членами сообщества были отменены.
В ходе подготовки к подписанию договоров в Риме было сделано приглашение другим странам присоединиться к Общему рынку. Великобритания отказалась пожертвовать своим суверенитетом, что подразумевалось этими договорами, и попыталась уговорить страны ОЕЭС создать вместо этого зону свободной торговли. После подписания договора о создании Общего рынка Великобритания, скандинавские страны, Швейцария и Португалия создали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), так называемую «внешнюю семерку», в противоположность «внутренней шестерке» Общего рынка. Договор ЕАСТ обеспечивал только устранение тарифов в торговле промышленными товарами между странами-участницами. Он не распространялся на сельскохозяйственную продукцию, не предусматривал общих внешних тарифов; любая страна могла выйти из договора в любое время. Таким образом, это был более рыхлый союз, чем Общий рынок.
В 1961 г. Великобритания высказала желание вступить в Общий рынок, если будут выполнены определенные условия. Если бы это произошло, к Общему рынку присоединились бы большинство членов ЕАСТ. Последовали длительные переговоры об условиях вступления, но в январе 1963 г. президент Франции Шарль де Гол ль наложил вето на членство Великобритании; аналогичный ход он сделал и в 1967 г. После отставки де Голля в
1969 г. французское правительство заняло более умеренную позицию по этому вопросу (другие члены Общего рынка склонны были решить его положительно). В результате дальнейших переговоров в 1972 г. Великобритания, Ирландия, Дания и Норвегия были приняты в члены Общего рынка с 1 января 1973 г. Хотя Норвегия обратилась с просьбой о вступлении и была принята в Общий рынок, правительство поставило этот вопрос на всенародный референдум, который дал отрицательный ответ. Так в 1973 г. исходная шестерка стала девяткой. Впоследствии, после длительных переговоров, к Общему рынку в 1981 г. присоединилась Греция, а в 1986 г. — Испания и Португалия.
Сторонники европейского объединения имели в виду значительно большее, чем просто общий рынок или таможенный союз. Для 'них Общий рынок являлся только прелюдией к Соединенным Штатам Европы, во многом так же, как германский Таможенный союз предшествовал Германской империи. После подписания договоров в Риме они начали говорить о «европейских сообществах», а после слияния их комиссий в 1965 г. — о «Европейском сообществе». Слившиеся Общие ассамблеи стали Европейским парламентом. Поначалу его члены избирались по решению и из числа депутатов парламентов стран-участниц Общего рынка и формировали национальные группировки. Европарла-мент имел исключительно консультационные полномочия до тех пор, пока сообщество не получило собственный независимый источник дохода от таможенных поступлений. (До этого сообщества финансировались за счет части налога на добавленную стоимость, собираемого в каждой из стран.) Впоследствии Европейский парламент получил ограниченный контроль над бюджетом. В 1979 г., после длительных переговоров и ряда отсрочек, члены парламента были избраны непосредственно населением и заняли свои места в парламенте по партийной, а не по национальной принадлежности.
Тем не менее, европейское объединение еще далеко не стало свершившимся фактом. В 1950-е и 1960-е гг., когда предпринимались первые шаги в направлении интеграции, мировая экономика находилась в фазе укрепления и роста, что придавало чувство оптимизма в новом начинании и способствовало движению вперед. Впоследствии, в период расширения членства, рост мировой экономики замедлился. Появилось множество проблем внутри самого Европейского сообщества, которые препятствовали его прогрессу. Главной головной болью стала Единая сельскохозяйственная политика. В соответствии с договоренностями, Сообщество должно было помогать сельскохозяйственному сектору, обеспечивая выгодные цены на его продукцию. Проведение этой политики привело к огромному перепроизводству таких товаров, как масло, вино и сахар. Их излишек должен был использоваться путями, которые не допускали снижения цен; как следствие, поддержка фермеров осуществлялась за счет потребителей и налогоплательщиков. Еще одной постоянной проблемой была Европейская валют-
ная система (ЕВС), которая предполагала замену национальных валют единой денежной единицей ЭКЮ (аббревиатура от European Currency Unit; название «экю» носила также старинная французская монета). Хотя введение ЕВС планировалось еще на 1970 г., оно непрерывно откладывалось из-за хаоса в международной валютной системе и различий в денежно-кредитной и бюджетной сферах стран-членов. о
Еще одной значительной проблемой, с которой Сообществу пришлось иметь дело, были его связи с государствами Третьего мира особенно с бывшими колониальными владениями членов Сообщества. В 1963 г. оно подписало конвенцию в Яунде (Камерун) о торговом, техническом и финансовом сотрудничестве с 18 странами Черной Африки, в основном с бывшими французскими и бельгийскими колониями. В 1975 г. была подписана конвенция в Ломе (Того) с 46 странами Африки, Карибского бассейна и бассейна Тихого океана, которая гарантировала свободный доступ на рынки Сообщества практически всем их товарам, а также предоставление промышленной и финансовой помощи. В 1979 г. Ломеи-ская конвенция была возобновлена и распространена на 48 стран Африки Карибского бассейна и бассейна Тихого океана, а в 1984 г - на 65 стран. Сообщество также заключило аналогичные соглашения с Израилем (1975 г.), Тунисом, Алжиром и Марокко (1976 г.), а также с Египтом, Сирией, Иорданией и Ливаном (1977 г.).'
Глава 16