Методы международной торговли
Под методам международной торговли понимается способ осуществления внешнеторгового обмена. Выделяют следующие методы:
1) Прямой метод. Т.е. совершение операций непосредственно м/у производителем и потребителем. Данный метод имеет следующие преимущества:
а. Сокращает издержки производства
б. Снижает риск и зависимость результатов деятельности от возможной недобросовестности и некомпетентности посредников
в. Позволяет компании производителю постоянно находится на зарубежном рынке, учитывать его изменения и своевременно на них реагировать
2) Косвенный метод. Т.е. совершение операции через посредников. Данный метод имеет следующие преимущества:
а. Посредник обладает более высокой коммерческой квалификацией
б. Нет необходимости концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на первом этапе выхода на зарубежный рынок. Доля посредников в международной торговле значительно выше чем во внутренней
Функции посредников
· Объединение товаров различных производителей в один набор, соответствующий спросу локального (местного) рынка
· Разукрупнение партии товаров в интересах местной розничной торговли
· Приспособление товара к условиям местного локального рынка
· Физические перемещение товара, включая транспортировку и складирование
· Установление цены в результате постоянного контакта с внешним рынком, местным рынком, различными производителями
· Продвижение товара и его реклама
· Поиск покупателя и продажа товара
· Предоставление кредита покупателю
Существует классификация торгово-посреднических фирм по характеру совершаемых операций:
1) торговые фирмы. Выполняют разовые поручения клиентов, действуют от своего имени и за свой счет. Работают с постоянными клиентами.
2) комиссионные фирмы. Выполняют разовые поручения комитетов, действуют от своего имени, но за счет комитетов (представительства и консигнаторы).
3) агентские фирмы. Выступление от имени и за счет принципала. Фирма, как сама заключает сделки, так и выступает посредником. Характерно заключение на длительный срок. Как правило, агентские фирмы юридически независимы.
4) брокерские фирмы. Обязанность – функция поиска контрагентов. По законодательству многих стран брокеры не могут сами покупать или продавать.
5) факторы – торговые посредники, выполняющие широкий круг обязанностей от имени экспортера. При этом факторы не только выполняют экспорт продукции принципала, но и финансирует экспортные сделки.
К методам мировой торговли относятся: товарные биржи, международные торги и аукционы.
Торговая биржа – постоянно действующий оптовый рынок однородных, заменимых товаров. В настоящее время на товарных биржах совершается около 20% операций.
Виды:
1) по форме собственности:
- публичные
- частные
2) по масштабам деятельности:
- международные
- региональные
3) по степени специализации:
- универсальные
- специализированные.
Виды участников торговой биржи:
1) Полные члены – физические лица, получающие доступ в биржевое кольцо, во все торговые секции биржи. Число полных членов определяется постоянным количеством брокерских мест.
2) Неполные члены – брокеры и дилеры, имеющие право торговать в данной секции.
3) Специальные члены – юридические лица, участвующие в торгах через доверенных брокеров и дилеров.
4) Не члены биржи – все оперирующие владельцы брокерских мест, которые платят аренду.
На товарных биржах торгуют следующими видами товаров:
- товары растительного происхождения
- товары животного происхождения
- энергетические и смазочные материалы, химикаты
- металлы
Под биржевой котировкой понимается установление цены на товар.
Выделяют следующие виды котировок:
5) цена продавца
6) цена покупателя
7) цена сделки
Существуют следующие классификации биржевых операций:
1) По результатам осуществления сделки операций делятся на действительные и спекулятивные.
2) По сроку реализации: срочные и несрочные
Под международными торгами понимается метод заключения договоров купли-продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов с заранее определенными технико-экономическими характеристиками и после сравнении полученных результатов заключается договор на более выгодных условиях.
Для организации торгов создается тендерный комитет, в который входят представители заказчика, а также специалисты в данной области. Как правило, комитет возглавляет руководитель компании заказчика. Перед комитетом ставятся следующие задачи:
1) организация торгов, в том числе публикация объявления о торгах, определение вида и условий торгов
2) анализ предложений участников торгов
3) окончательное решение о передаче заказа
В настоящее время в международной торговле выделяют следующие виды торгов:
1) Открытые – торги, участие в которых могут принять все желающие фирмы. Причем все фирмы обязаны выкупить у тендерных комитетов условия торгов. Объявление об организации торгов публикуется в СМИ. Такие торги проводятся, как правило, по сравнительно не сложному оборудованию и условиям. Победителем может стать неизвестная фирма, снижающая цену
2) Открытые торги с предварительной квалификацией. Данный тип торгов проводится в два тура. В первом принимают участие все желающие фирмы. В ответ, на выдвинутые тендерным комитетом технико-экономические предложения, фирмы предоставляют квалификационный документ, в котором указывается уровень компании и опыт. Это позволяет отобрать фирмы, которые выходят во второй тур (не более 8). Во втором туре среди данных фирм проводятся закрытые торги.
3) Закрытые торги. В данном случае к участию в торгах приглашаются ограниченное число фирм, имеющих достаточно высокий авторитет. Организаторы уверены в возможностях поставщиков, поэтому, как правило, участниками являются крупные фирмы. Тендерный комитет не производит публичного вскрытия предложений и не объявляет ни состава участников, ни предложенных ими условий.
4) Гласные торги – это торги, при проведении которых тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений и оглашают условия в присутствии фирм, участвующих в торгах. При этом итоги торгов с указанием победителя и суммы контракта публикуются в СМИ.
5) Негласные – это торги, при проведении которых тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии аферентов. И не публикуются сведения о победителе в СМИ. Как правило, такие торги проводят заказчики, повторно покупающие оборудование.
6)Единичные торги – это организация торгов при участии одного оферента, как правило обладателя патента, также единичные торги организуются в случаях затруднения, заключения обычного контракта купли-продажи.
Аукционы – это торги, специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. Покупатели могут повышать цену до определенного уровня. В роли организаторов торгов могут выступать компании, которые монополизируют рынок или которым это выгодно. В основном имеет место в антиквариате. Также в роли организатора могут выступать компании производителя элитного товара (пушнина, чай, вино и т.д.). Товары на аукционах сортируются по одинаковому количеству в партии (лоты). Лоты формируются в более крупные партии – стренки. За месяц до аукциона публикуется каталог с товарами.