Антимонопольное законодательство
Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.
Антимонопольная политика - комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.
Целями антимонопольной политики являются:
o обеспечение условий для свободной конкуренции;
o проведение контроля над предприятиями-монополистами;
o контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей;
o поддержка малого и среднего бизнеса;
o предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства;
o перераспределение монополистического богатства;
o сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
Основными принципами ведения антимонопольной политики следует считать:
1) свобода экономической деятельности;
2)свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;
3)дифференциация и защита личных и общественных интересов;
4)поощрение отношений конкуренции;
5)предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;
6)специализация регулирования природных и государственных монополий.
Базовыми методами борьбы с монополизмом являются:
1) Предупреждение монополистической деятельности.
2) Ограничение монополистической деятельности.
3) Пресечение монополистической деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими характерными чертами обладает рынок монополии?
2. Какие виды монополии вы знаете?
3. В чем заключается разница между открытыми и закрытыми монополиями?
4. Какими чертами наделена естественная монополия, что является предпосылками ее образования?
5. С помощью каких аналитических инструментов является возможным определить условия максимизации прибыли монополиста?
6. Анализ показателей MR и MC для рынка монополиста, позволяет сделать какие выводы?
7. Как на графике должна располагаться кривая MR, что бы выступать стимулом для роста объемов производства монополиста?
8. К каким общественным потерям ведет наличие монополий на рынке?
9. Что понимается под общественным ущербом, который приносит монополия?
10. Что отражает индекс Лернера? Какого его практическое предназначение?
11. Как вычисляется индекс Лернера?
12. Что следует понимать под оптимумом монополиста в длительном периоде?
13. Как размер завода может влиять на оптимум монополиста в длительном периоде?
14. Что собой представляет антимонопольное законодательство?
15. Какие цели преследует антимонопольная политика?
16. Какие основные принципы ведения антимонопольной политики принято обозначать?
Список литературы
а) основная литература:
1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2012. С.181 – 198.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов — 2-е изд., изм. — М., 2008. С. 135-140.
3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2011. С. 122-138.
б) дополнительная литература:
1. Апалькова Т.Г., Микроэкономика: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с.83.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1,2. Спб.: Экономическая школа, 2007.
3. Гребнев Л.С. Экономика. учеб. — М.: ИГ «Логос», 2011, с.408.
4. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. –М.: Инфра-М, 2006.
5. Фомина В.П., Попова Е.Н., Ватутина Л.А. Основы микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с. 211.
Лекция № 12
Тема лекции «Модель рынка монополистическая конкуренция, ее признаки».
Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 2 часа
План лекции
1. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2. Условие равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Х-неэффективность: дискуссия.
3. Модель Чемберлина рынка дифференцированного продукта с большим числом участников.
4. Ценовая дискриминация. Определение, виды, условия эффективности.
5. Сравнительная эффективность монопольного ценообразования и ценовой дискриминации для фирмы и для общества.
6. Ценообразование взаимосвязанных товаров.
Содержание лекции
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Основные черты монополистической конкуренции:
– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены;
– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля;
– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;
– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.