Ценовая эластичность спроса (ЦЭС)
Согласно закону спроса потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Для измерения чувствительности потребителей к изменению цены товара в экономике используется понятие ценовой эластичности. Ценовая эластичность спроса (ЦЭС) - это степень реакции объема спроса на некоторый товар на изменение цены данного товара.
Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен; небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты называют эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос неэластичный.
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента Ed, который можно вычислить по следующей формуле:
процентное изменение количества спрашиваемой продукции
Ed = --------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Области изменения ЦЭС
1. Ed = 0 – абсолютно неэластичный спрос. Графическая интерпретация:
| |||
|
2. Ed < 1 – неэластичный спрос. Графическая интерпретация:
3. Ed = 1 – единичная эластичность спроса – это пограничная ситуация между эластичным и неэластичным спросом, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине.
4. Ed > 1 – эластичный спрос. Графическая интерпретация:
5. Ed = ∞ – абсолютно эластичный спрос. Графическая интерпретация:
Факторы эластичности спроса по цене:
Заменяемость.Вообще говоря, чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него.
Удельный вес в доходе потребителя.Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Рост цен на жевательную резинку даже на значительную величину вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время рост цен на автомашины или жилые дома составит существенную долю годового дохода многих семей, поэтому можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.
3. Предметы роскоши и предметы необходимости.Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнаны в качестве предметов необходимости. Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба и электроэнергии.
4. Время приспособления потребителя к изменению цены.Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений, поскольку сказываются привычки. Если цена на продукт растет, потребителю требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты.
Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Эластичность и общая выручка
Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:
TR = P x Q,
где TR (total revenue) - совокупная (общая) выручка (доход);
P (price) — цена;
Q (quantity) — количество.
Если спрос по цене эластичный (Еd >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.
Если спрос по цене неэластичен (Еd < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.