Связь между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца (расходами покупателя)
На основе кривой спроса можно определить расходы покупателей на приобретение данного товара, которые формируют выручку продавцов (TR; total revenue — англ.):
(рис.4.8). Но что произойдет при этом с общей выручкой продавцов или расходами покупателей? Возрастут они или снизятся? И на сколько?
, при цене
, ее изменение при снижении цены с Р
До Рг составит, как очевидно,
представляет коэффициент прямой эластичности спроса по цене, рассчитанный на базе минимальных значений объема и цены, мы можем переписать (4.12) так:
и эластичности спроса. Соответствующие зависимости приведены ниже:
Как видим, в случае эластичного спроса именно снижение цены ведет к увеличению выручки продавцов, тогда как при неэластичном спросе рост выручки обусловлен повышением цены. Это положение весьма важно при определении политики цен как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства.
Вернемся теперь к рис.4.3. При движении вдоль кривой спроса от точки D к точке D снижение цены будет сопровождаться и уменьшением коэффициента эластичности от оо до 0. Следовательно, согласно (4.11), мы можем заключить, что сначала общая выручка продавцов будет возрастать — в точке Е, где е = 1, она достигнет максимума; затем она будет снижаться. Таким образом, как показано на рис.4.9, кривая общей выручки при линейной функции спроса (рис. 4.2; 4.3; 4.8) имеет куполообразную форму.
Прирост общей выручки в результате продажи дополнительной единицы называют предельной выручкой (MR; marginal revenue — англ.). Легко убедиться в том, что при любом (положительном) объеме продаж MR < Р. Поскольку весь возросший на единицу объем продукции (Qn+i) будет продан по более низкой цене, чем объем Qn, предельная выручка будет равна цене дополнительно проданной единицы минус потери в выручке, обусловленные продажей всех предыдущих Qn единиц по более низкой цене:
к осям координат. Отметим на АР точку С, такую, чтобы
PC = AC. Проведем через нее луч из точки В и отметим его пересечение с AQ (точка В). Полученный луч и представляет линию предельной выручки (MR).
Действительно, при цене Р общая выручка равна площади прямоугольника OPAQ, тогда как сумма предельной выручки от продажи всех единиц товара равна площади трапеции ODBQ. Но обе площади равны, поскольку они имеют общую часть OPCBQ, а треугольники DPC и АСВ равны. Следовательно, DCB есть линия предельной выручки.
Предельная выручка может быть представлена и как первая производная общей выручки по количеству данного товара:
Отсюда очевидно, что при е,- = 1 MR — О и общая выручка достигает максимума (точка Q на рис.4.9).