Внешнеэкономическая деятельность фирмы: принципы организации и управления
ВЭД- это осуществляемая в ходе предпринимательской деятельности деятельность между лицами , коммерческие предприятия которых находятся в разных станах. Выходу фирм на внешний рынок предшествует его изучение. При экспорте определяются спрос на внешнем рынке на товар, предназначенный на экспорт, степень конкуренции, уровень и тенденции изменения цен, выясняются перспективные требования потребителей с целью совершенствования технологии производства товара и др. На этой основе устанавливается сегмент рынка, в пределах которого изучаются применяемые конкурентами формы. и методы торговли, виды, средства и интенсивность рекламы. При импорте определяются наиболее перспективные поставщики, оцениваются технический уровень их продукции, уровень и тенденция изменения цен.
После изучения рынка разрабатываются и реализуются мероприятия по выходу на внешний рынок: план разработки, освоения и выпуска продукции;выбор формы и методов выхода на внешний рынок;проведение рекламной кампании;поиск и выбор контрагента;выработка коммерческого предложения;проведение переговоров;заключение договора (контракта);реализация контракта.Выход на внешний рынокОсновными задачами как экспортера, так и импортера на подготовительном этапе экспортно-импортной операции являются поиск и выбор контрагента, установление контактов с ним.С целью поиска потенциального партнера определяется фирменная структура отрасли или рынка, выявляются ведущие фирмы в отрасли, изучаются отдельные фирмы.Выбор контрагента зависит от характера и предмета сделки, страны заключения и исполнения контракта, емкости рынка, конъюнктуры на данном рынке. При выборе контрагента устанавливают, на каком рынке (т. е. в какой стране) лучше продать или купить товар, а также с каким иностранным покупателем или поставщиком заключить сделку. Учитываются межправительственные торговые соглашения или протоколы о взаимных поставках в течение определенного периода, степень монополизации рынка крупными фирмами и возможность проникновения на рынок, длительность торговых отношений с той или иной фирмой, характер деятельности фирмы (является ли она потребителем или производителем данного товара или выступает в качестве торгового посредника) и др.Для установления контактов с потенциальным партнером продавец, используя прямые связи, может:• направить предложение (оферту) непосредственно одному или нескольким потенциальным покупателям. В том случае, если инициатива заключения сделки исходит от импортера, он может использовать следующие способы установления контактов с потенциальным экспортером:• направление запроса производителю интересующих его товаров.Согласно российскому праву форма и порядок подписания внешнеторговых сделок, в которых участниками являются российские организации, всегда определяются только по российскому законодательству, которое устанавливает для внешнеторговых сделок, совершаемых российскими организациями, письменную форму и определенный порядок их подписания.
Виды внешнеторговых операцийЭкспорт — вывоз за границу товаров национального происхождения или в значительной степени переработанных в стране в целях их продажи.Импорт — ввоз иностранных товаров с целью их использованияна внутреннем рынке.Экспортно-импортные операции являются наиболее распространенными в международной торговле.Встречная торговля— внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются ТВ ердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.Методы торговли— это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:• прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);• косвенный метод (совершение операции через посредника),Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников, т. е. независимых от производителей и потребителей товаров торговых фирм, организаций и лиц. Существуют различные виды посредников. Планирование в ВЭД – определение «дерева целей» ВЭД как составной части общей системы внутрифирм. планирования и выработки оптимальных вариантов их достиж-я.Сущность планирования ВЭД фирмы – 1.часть системы внутрифирменного планирования, 2.определяет систему целей ВЭД с учетом внутр. и внешн. ограничений, 3.вырабатывает оптимал механизм достижения целей и контроля за выполнением и корректировкой планов.Осн. показатели план-я: вал. выручка (с разбивкой по времени, по товарам или товарным группам, регионам); экспортная выручка; рентаб-ть экспортных и импортных опер-й; ассортимент экспорта и импорта; доля экспорта в ст-ти продукции; затраты на импорт.
Осн. этапы план-я ВЭД: 1)Постановка целей (опр-е их и выработка дерева целей). 2) Анализ ситуации (п/п и ОкружСреда). 3) Прогноз ситуации (п/п и ОС). 4) План-ие альтернативы (анализ откл-й, прогноз возд-я). 5) Принятие реш-й (оценка альтернатив и выбор оптим. варианта). 6) Контроль результата выполнения решения.
Виды планов:1. Оператив. планы (до года) – опред-т реш-е конкр. задач по осущ-ю экспортных и импортных операций (сроки поставки, их очередность, объем, ассорт-т).2. Среднесроч. планы (2-3 г.) – реш-т задачи, связ-е с перестройкой сущ-х производ. процессов, обновл-м ассорт-та, расш-ем или свертыванием экспорта, импорта, сменой регионал. акцентов во ВТ.3. Стратегич. планы (4-7 лет) – д/б органически интегрирированы в общую стратегию п/п в целом. Идет анализ сильных и слабых сторон п/п с т.з. ВЭД, анализ ОС при выяснении возм-й реализ-и внеш/торг потенциала п/п.Существующие стратегии: насыщение рынка (обеспечение эк. роста на уже освоен. рынках с традиционными товарами); дифференциация продукта (существование на заруб. рынках продукта неизвестного в собств. стране или товар яв. принципиально новым для заруб. потребителя); диверсификация производства (начало пр-ва за рубежом принципиально новой, не свойств. для п/п продукции или освоение принципиально новых сфер деятельности).Для принятия стратег-х реш-й исп-ся метод «Портфолио». Он подразделяет все товары на след. гр.: «Собаки», «Вопрос. знаки», «Звезды», «Дойные коровы». Если изделие нах. в сегменте «Вопрос. знаки», то для него хар-ны выс. темпы роста сбыта и относ-но низкая доля рынка. «Звезды» - высокие темпы роста сбыта и большая доля рынка, рын. лидеры. «Дойные коровы» - невыс. темпы роста и высокая доля рынка. «Собаки» - низкие темпы роста и небольш. доля рынка, рын. аутсайдеры. Как свидет-ет м/народная практика, финан. равновесия п/п достигается, если 10%«Вопрос.знаки»,30-«Звезды»,40-50-«дойные коровы»,10-20% «Собаки». Организация управления внешнеторговой деятельностью фирмы.Организация ВТ: самостоятельно организуют п/п-производители; организуют п/п-посредники. Сам-но заниматься ВТ выгодно крупным компаниям (ТНК) при хорошем знании рынков, опыте ВТ, ее регуляр. хар-ре.Формы орг-и внеш/торг аппарата п/п.1. Встроенный экспортный (импортный) отдел. Созд-ся на п/п с низкой степенью вовлеченности в деят-ть на заруб. рынках, что прояв-ся в небольшом объеме торговли. Нах-ся внутри комм. аппарата, занимающегося сбытом и закупками на внут. рынке. Функции: закл-е внеш/торг сделок, наблюд-е за их исполн-м (ведут докум-ю); нет специалистов по транспортировке.2. Внешнеэк. отдел и внеш/торг фирма. Хар-ны для п/п с высокой степенью вовл-сти. Являются самост-ми структур. ед-ми. Сам-но орг-ют все внеш/эк. операции не только комм-е, но и услуги.
Разл-я: 1.Степень самост-ти: ВЭО яв. частью аппарата упр-ия, не яв. юридически самост-м, ВТФ яв. сам-м подразд-м п/п, м. получить статус юр. лица. 2. Тип используемых внеш/торг каналов: ВЭО исп-т посреднич. каналы, ВТФ им. собственные внеш/торг каналы. 3. Доля Э-та в ст-ти прод-ии и разнообразие видов ВЭД: у ВТФ ст-ть экспорта примерно = ½ произвед-й прод-и, более разнообразны виды ВЭД. 4.различие по местонахождению – ВЭО всегда нах-ся по месту нахожд предпр-я, ВТФ иногда расположена за рубежом.
3. Загран. представ-ва. Создаются за рубежом, не им. права юр. лица и сам-ой хоз. деят-ти. Функции. 1). коммерческая. (опер-и по экспорту, импорту, оптовые, розничные). 2. Информационная (изучение рынков страны пребыв-я). 3. Участие в торгах. 4. Контрольная (контролирует деят-ть агентов, их консультирует).
4. Торг. филиал. Заним-ся экспортно-импортными опер-ми, нах-ся за гр., яв. зависимым (юр., финансово) от фирмы-производителя, создается в отраслях с постоянным обновлением продукции, ее совершенствованием, тех. обслуживанием, расширением объема ВТ, всегда поставляет информацию о реализации прод-и, об изменении технологий конкур-в, рекомендует напр-я перспектив развития моделей, уточняет перечень и содерж-е техн. услуг, фин. расчеты, рекламная деят-ть. Отрасли: автом-я, маш/строение, эл/техническая.
5. Торг. дочерняя компания. Созд-ся за рубежом, им. юр. самостоятельность, юр. зависимость, в осн. в отраслях, где влияние п/п огран-но природой товара (хим., металл-я, нефтеперераб.). Примен-ся, когда фирма-произв-ль стремиться снять за себя ответст-ть либо исп-ся для демпинга. Фун-ии: изучение рынка, организация рекламы, продажа тов, произведен-х предпр-м по ценам, согласован. с пред-м, фин.расчеты с заказчиком и пред-м, послепродаж.технич.обслуживание.
Исп-е посредников выгодно, когда не выполн-ся перечисл-ые три усл-я (хорошее знание рынка, опыт внеш торговли, регулярн.хара-р торговли) и сущ-т необх-ть предост-я потреб-лям услуг, когда п/п-посредник специал-ся на них. Преим-ва: экономия заруб. инв-й на созд-е своего внеш/торг аппарата и уменьшение риска. К посредникам прибегают в осн. ср., мелк. фирмы, иногда крупные, когда впервые выходят на рынок, с новым товаром, начинают ВЭД.Формы организации.1. Специализир-е ВЭ орг-ии Мин-ва. Техпромэкспорт. Функции: 1. Обслуж-е межгос. эк-х связей (в осн. операций на условиях межправит. согл-й). 2. Экспортно-импортные операции осущ-ся в интересах производителей, выступающих в роли комиссионеров – от своего имени, но за счет п/п. 3. Услуги, сопутств-е торговле. Консультирование – располагает всем банком данных МЭР.2. Отраслевые внешнеэк. объединения. Функции: 1. Экспортно-импортные операции. 2. Тех. обсл-е оборуд-я, поставляемого на экспорт. 3. Оказ-е услуг – информативных, транспортно-экспедиторские, складир-е, рекламные.3. Торговые дома - головная многопроф. внеш/торг орг-я, имеющая связи с др. торговыми, фин. и производственными фирмами. Направления деят-ти. 1. ВТ по широкой номенкл-е товаров, в роли дилера (от своего имени и за свой счет). 2. Фин. и производственная деят-ть: инвестирование собств. ср-в в инфрастр-ру и пр-во, приобр-е производ-х п/п, созд-е новых пр-в, сооруж-е объектов на терр-и ин. партнеров, кредит-е, сдача в аренду оборуд-я. 3. Внутенняя оптовая и розничная торговля. 4. Оказ-е разл. услуг, сопутств-х торговле и инжинир-х (реализа-я готовой продукции, машин, подготовка, сборка, наладка, гарантийное обслуживание изделий).4. Смешанные общ-ва. создаются за рубежомПризнаки: 1. Объед-е соб-ти партнеров из разных стран. Является посреднеческой орг-й, т.к. торгуют прод-й других п/п. 2. Совместное участие партнеров в управлении. 3. Разделение межд. партнерами ответ-ти за эфф-ть работы, рисков, прибыли. Цели создания: 1)Организация пр-ва за рубеж (ТНК). 2)Организация торговли за рубеж: внеш/торг аппарата, инфрастр-ы (Россия), что позволит эфф-но выйти на рынки стран с развитой эк-ой, но есть ограничения в принятии решений и ослабление контроля за деят-ю. Функции: 1. осуще-е эксп-импорт операций с тов. и усл. предпр-й, не являющ. учредител-ми СО. 2. торговля науч-техн знаниями (навыки,методы, оборуд-е,) 3.предоств-е услуг( лизинг, трансп-экспед.услуги, банков.). 4. технич.обслуж-е экспортируемого оборуд-я, 5.производствен.фун-я (добыча и переработка сырья).