Данные по отдельным странам (лет)

Данные по отдельным странам (лет) - student2.ru

Источник: United Nations. Demographic Yearbook, издания за раз­личные годы.

406 Процесс урбанизации, столь заметный в Европе в XIX в., про­должался и в XX в., распространяясь на другие регионы мира. (Однако возможный вариант дальнейшего развития этого процес­са можно наблюдать в Великобритании, первой промышленно-го-родской стране: здесь доля городского населения несколько сни­зилась за последние несколько десятилетий, поскольку процве­тающие бизнесмены и профессионалы склонны покидать города и перемещаться в небольшие деревни, из которых они ездят на ра­боту в город.) В промышленно развитых странах города являются обычно центрами богатства, а также культуры, т.к. производи­тельность и доходы обычно выше в городах, чем в сельской мест­ности. Однако такое положение вещей не является обязательным

407 для стран Третьего мира. В них значительная часть обитателей го­родов состоит из безработных или полубезработных мигрантов из сельской местности, живущих в жалких лачугах на окраинах. На­пример, население Мехико выросло примерно с 2 млн человек в 1940-х гг. до более 15 млн в 1980-х гг. — по большей части в ре­зультате притока неграмотных, неквалифицированных и безработ­ных крестьян. Подобный взрывной рост, характерный для боль­шинства крупных городов Латинской Америки, Азии и даже Аф­рики, накладывает невыносимое бремя на городскую инфраструк­туру. Таблица 13.5 показывает рост численности городского насе­ления в отдельных странах после Второй мировой войны. Не сле­дует слишком доверять абсолютным цифрам ввиду различий в оп­ределении понятия «городское население» в различных странах, а также из-за обычных погрешностей демографической статистики. Однако общий тренд, несомненно, очевиден.

407 Таблица 13.5

Городское население (в % к совокупному населению)

Данные по отдельным странам (лет) - student2.ru

Источник: United Nations. Demographic Yearbook.

407 Рост городов был связан, в первую очередь, с внутренней миг­рацией, когда избыточное население из сельских районов и ма-408-леньких городков устремилось в крупные города, привлеченное большими возможностями и свободой городской жизни.

408 Междуна­родная миграция, являвшаяся выдающейся чертой демографичес­кой истории XIX в. (по крайней мере, в Европе и в регионах ев­ропейских поселений), также продолжалась, хотя и при несколь­ко иных обстоятельствах. Большая часть миграции в XIX в. моти­вировалась экономическими проблемами в странах происхожде­ния и возможностями, которые открывались за рубежом. Эти факторы сохранили свое значение в XX в., но политические пре­следования (или их угроза), связанные с войнами и революция­ми, также сыграли большую роль.

Тип международной миграции, характерный для XIX в., до­стиг своей высшей точки в годы, непосредственно предшествовав­шие Первой мировой войне, когда в среднем более миллиона че­ловек в год покидали Европу в поисках лучшей доли за океаном, главным образом в Соединенных Штатах. Первая мировая война временно сократила этот поток, а принятие в США после войны более жесткого иммиграционного законодательства сократило его еще больше. В то время как иммиграция в Соединенные Штаты в последние десять лет до Первой мировой войны в среднем состав­ляла около 1 млн в год, в 1920-х гг. иммиграция снизилась более чем вдвое. Депрессия 1930-х гг. резко сократила в США экономи­ческие возможности, открытые для иммигрантов, а Вторая миро­вая война еще больше уменьшила поток иммиграции, которая за период с 1930 г. по 1945 г. составляла в среднем менее 50 тыс. человек в год. После войны беженцы, спасавшиеся от разрухи и новых политических репрессий, увеличили число иммигрантов, которое выросло с примерно 100 тыс. в конце 1940-х гг. до более 500 тыс. в 1980-х гг.

Характер американской иммиграции также изменился в пос­ледние десятилетия. Раньше подавляющая часть иммигрантов была представлена выходцами из Европы; сегодня гораздо больше людей прибывает из Азии и Латинской Америки. Многие из лати­ноамериканских иммигрантов (возможно, большая часть прибыва­ющих из Мексики и некоторых стран Центральной Америки) яв­ляются нелегальными сельскохозяйственными рабочими (wet­backs), ищущими занятость, или политическими иммигрантами из Центральной Америки и стран Карибского бассейна.

Характер европейской иммиграции и эмиграции в XX в. также изменился. В XIX в. Европа давала подавляющую массу между­народных мигрантов, однако сегодня Западная Европа стала при­бежищем для политических беженцев и, по крайней мере времен­но, для малоимущих масс из стран Средиземноморской Европы, Северной Африки и отчасти Ближнего Востока.

Этот процесс начался после революции 1917 г. в России, когда многие подданные царя (бывшие аристократы и другие) предпо­чли выбрать местом проживания Запад, особенно Францию, чем остаться на родине при советском режиме. Процесс значительно

ускорился после Второй мировой войны в связи с изменением гра­ниц стран Восточной Европы. Миллионы этнических немцев были высланы или бежали сами; в то же время люди многих других на­циональностей также воспользовались послевоенной неразберихой для того, чтобы бежать из-под власти режимов, которые они счи­тали репрессивными, — процесс, повторившийся в меньших мас­штабах после неудачной Венгерской революции 1956 г. и вторже­ния в Чехословакию в 1968 г.

Западная Германия приняла на себя основную массу потока беженцев, которые вначале казались тяжелой обузой. Однако в условиях экономического возрождения континентальной Западной Европы в 1950—1960 гг., повысившего спрос на рабочую силу, проклятие обернулось благом. В действительности спрос на рабо­чую силу превысил количество беженцев, результатом чего яви­лось приглашение со стороны нескольких стран — особенно Франции, Швейцарии, Бельгии, а также Западной Германии — «гастарбайтеров» из Португалии, Испании, Италии, Греции, Юго­славии, Турции и Северной Африки для пополнения рядов рабо­чей силы. В большинстве случаев эти мигранты были временными (или ожидалось, что они будут таковыми), но некоторое их число осталось в соответствующих странах на постоянное жительство.

Еще один новый поток миграции был связан с миграцией ев­ропейских евреев и, в конечном счете, евреев из других частей света. После Первой мировой войны британцы, которые получили мандат Лиги наций на контроль над Палестиной, позволили посе­литься там ограниченному числу сионистов. В течение Второй ми­ровой войны и после нее зверства нацистов в отношении евреев вынудили тысячи избежавших Холокоста искать здесь спасения. Сначала британцы сопротивлялись этому и депортировали многих незаконных иммигрантов, но после провозглашения государства Израиль в 1948 г. шлюзы распахнулись и в страну хлынули мил­лионы евреев не только из Европы, но и из Америки, Азии и Аф­рики. В последние годы многие евреи из бывшего Советского Союза уехали в Израиль или в другие государства.

Ресурсы

В XX в. беспрецедентный рост численности населения и эко­номического процветания, по крайней мере, в части стран мира привели к беспрецедентному спросу на мировые ресурсы. Хотя периодически случались временные дефициты некоторых товаров, особенно в период войн, а в последней четверти столетия выража­лись опасения относительно истощения некоторых важнейших ре­сурсов, мировая экономика сумела найти адекватный ответ на сто­ящие перед ней вызовы. Этот результат во многом был следстви­ем растущего взаимодействия науки и технологии с экономикой.

Агрономы нашли новые пути повышения урожайности сельскохо­зяйственных культур, инженеры изобрели новые методы увеличе­ния добычи минеральных ресурсов, ученые открыли новые спосо­бы использования существующих ресурсов и фактически создали новые ресурсы из старых в форме синтетических материалов.

Самым важным достижением в области ресурсов в XX в. были изменения в природе и источниках энергии. В XIX в. наиболее важным источником энергии в индустриализирующихся странах стал уголь, по большей части заменивший дерево, древесный уголь, силу ветра и воды. В XX в. уголь в огромной степени, хотя и не полностью, был заменен новыми источниками энергии, осо­бенно нефтью и природным газом. Хотя нефть впервые стала до­бываться на коммерческой основе еще в XIX в., она использова­лась тогда в основном для освещения и отчасти как смазочный ма­териал. Изобретение двигателя внутреннего сгорания в конце XIX в. в огромной степени расширило возможности ее примене­ния, и она стала конкурировать с углем и энергией воды в произ­водстве электроэнергии, а также с углем в отоплении. Во второй половине XX в. она приобрела новое значение как сырье для про­изводства синтетических материалов и пластмасс.

В начале XX в. преобладание угля не подвергалось сомнению. В 1928 г. на него все еще приходилось 75% мирового производст­ва энергии, нефть давала 17%, а сила воды около 8%. (Эти цифры не включают вклад рабочего скота, древесного топлива, кизяка и т.д., но эти источники энергии не играли заметной роли в индустриальных экономиках.) Около 1950 г. уголь все еще давал почти половину всей энергии, в то время как нефть и газ — порядка 30%, но к 1980-м гг. это соотношение изменилось на прямо противоположное.

Ввиду огромной важности и множественности сфер примене­ния нефть приобрела колоссальное геополитическое значение. За­лежи нефти широко распространены по всему миру, но большая часть ее добычи приходится на относительно небольшое число географических регионов. По иронии судьбы Европа, будучи обильно наделена углем, имеет наименьшие запасы нефти среди других регионов земли. С другой стороны, Соединенные Штаты, Россия и, возможно, Китай имеют большие запасы и угля, и нефти. Широкомасштабная добыча нефти впервые была начата в Соединенных Штатах. По состоянию на 1950 г. на США прихо­дилось более 50% текущей добычи нефти и более 60% общемиро­вой добычи нефти за все годы коммерческой эксплуатации ее мес­торождений. Однако с тех пор, хотя США и продолжают быть лидером в добыче нефти, они стали ее нетто-импортером. Самым крупным поставщиком нефти на мировой рынок сейчас являются страны Среднего Востока, расположенные вокруг Персидского за­лива. Другим крупным производителем нефти является Россия. Таблица 13.6 показывает процентное соотношение мирового про­изводства энергии по типу топлива и географическим регионам.

Таблица 13.6

Мировое производство энергии в 1988 г. (в %)

Данные по отдельным странам (лет) - student2.ru

Источник: Department of Energy, International Energy Annual, 1988. Washington, D. C., 1989.

Технология

Развитие технологии, главная движущая сила индустриализа­ции XIX в., продолжало в не меньшей степени играть эту роль и в XX в. В действительности темпы этого развития даже ускори­лись, хотя наши методы измерения произошедших перемен доста­точно грубы и ненадежны. Тем не менее, остается несомненным, что новые технологии оказали глубокое и разностороннее влияние на повседневную жизнь фактически всех людей, даже тех, кто не имеет о них никакого представления. В более ранние эпохи зна­ком успеха человеческого общества была его способность приспо­сабливаться к окружающей среде. В XX в. признаком успеха яв­ляется способность манипулировать окружающей средой и при­спосабливать ее к нуждам общества. Фундаментальным средством манипуляции и приспособления стала технология — а именно тех­нология, основанная на современной науке. Главной причиной ус­корения темпов социальных перемен в XX в. является заметное ускорение научного и технологического прогресса.

411 История развития средств транспорта и коммуникаций дает наглядный пример ускорения технологических изменений (рис. 13.2). В начале XIX в. скорость передвижения была примерно такой же, как и в эпоху эллинизма.

411 К началу XX в. благодаря

412 паровым локомотивам люди могли путешествовать со скоростью, доходящей до 80 миль в час.

412 Появление автомобилей, самолетов и космических ракет оставило далеко позади эти достижения не только с точки зрения скорости передвижения, но и с точки зре­ния расширения пространства, доступного для передвижений, и гибкости выбора транспортных средств.

Данные по отдельным странам (лет) - student2.ru

Рис. 13.1 Изменение скорости континентальных и межконтинентальных транспортных средств.

До изобретения электрического телеграфа скорость связи на значительные расстояния была ограничена скоростью курьерской почты. Телефон, радио и телевидение бесконечно повысили удоб­ность, гибкость и надежность дальних коммуникаций. В 1931 г. президент Гувер сделал первый телефонный звонок через Атлан­тический океан, чтобы побеседовать со своими советниками в Ев­ропе. Впоследствии почти мгновенное установление связи с боль­шей частью населенного мира стало привычным делом, а сейчас появилась возможность поддерживать связь (или получать инфор­мацию) с другими планетами солнечной системы посредством кос­мических спутников и электронных систем.

412 Каждое из этих дости­жений во все возрастающей степени зависело от применения до­стижений фундаментальной науки.

413 Научная основа современной промышленности привела к появ­лению сотен новых продуктов и материалов. Уже в XIX в. хими­ки создали множество синтетических красителей и медицинских препаратов. Начиная с изобретения вискозы в 1898 г., стали по­являться десятки видов искусственных и синтетических текстиль­ных волокон. В XX в. пластмассовые материалы, произведенные на базе нефти и других углеводородов, заменили дерево, металл, глину и бумагу в тысячах изделий от миниатюрных контейнеров до высокоскоростных сверлильных машин. Растущее применение электрической и механической силы, изобретение сотен новых трудосберегающих приспособлений и развитие автоматических контрольных приборов вызвали гораздо более масштабные изме­нения в условиях жизни и труда, чем так называемая промышлен­ная революция в Великобритании. Достаточно сказать, что сегод­ня один рабочий может контролировать работу огромного нефте­перегонного завода.

Способность науки и технологии к быстрому развитию зависит от значительного числа сопутствующих достижений, часть кото-.рых является плодом прогресса самой науки. Главным примером такого рода является электронный компьютер, который совершает тысячи сложнейших вычислений за долю секунды. Первая меха­ническая счетная машина, превосходящая по сложности простые счеты, была изобретена в 1830-х гг. и приводилась в движение силой пара. К началу XX в. использовалось несколько простых механических приспособлений, в основном в коммерческих целях, но эра электронного компьютера началась лишь после Второй ми­ровой войны. Прогресс его развития с тех пор соперничает со ско­ростью его работы. Без компьютера были бы невозможны многие другие достижения науки, такие, как исследование космического пространства.

Этот пример приводит нас к вопросу о роли научных исследо­ваний и в особенности о путях их финансирования. Хотя многие открытия в таких областях, как химия и биология, стимулирова­лись перспективами их коммерческого применения в сельском хо­зяйстве, промышленности и медицине, большинство фундамен­тальных исследований требует настолько крупных вложений со столь малыми шансами на получение немедленного результата, что правительства были вынуждены прямо или косвенно их фи­нансировать. Более того, военные приоритеты и цели междуна­родной конкуренции заставляли правительства направлять огром­ные ресурсы на НИОКР военного характера. Военные программы привели к разработке радаров и других электронных средств связи, к успешному освоению атомной энергии и к созданию кос­мических ракет и искусственных спутников земли. Подобные до­стижения едва ли можно себе представить без использования фи­нансовых ресурсов государств.

Еще одним условием научного и технического развития явля­ется наличие образованной рабочей силы — или «мыслительной

414 силы» (brainpower). К началу XX в. практически все западные государства имели высокий уровень грамотности, что резко кон­трастировало с низким уровнем грамотности в большей части ос­тального мира. Все увеличивающийся технологический отрыв между высокоразвитой и развивающейся частями мира отражается в различиях уровня образованности, а также уровня доходов.

Однако простая грамотность, при всей ее важности для начала и поддержания экономического развития, недостаточна для высо­котехнологичного мира конца XX в. Способность людей эффек­тивно и в полной мере участвовать в новой научно-технологичес­кой структуре (matrix) цивилизации, будь то в качестве ученых и техников или в качестве работников коммерческих и бюрократи­ческих структур, все в большей степени зависит от наличия обра­зования на уровне колледжа или университета и выше. Это явля­ется еще одной причиной расширения пропасти между богатыми и бедными странами.

Применение научной технологии в огромной степени увеличи­ло производительность человеческого труда. Выпуск на одного ра­бочего, или на один человеко-час, является наиболее значимым показателем экономической эффективности. В сельском хозяйст­ве, все еще остающемся главным источником большинства продук­тов питания и сырья, производительность труда в странах Запада значительно выросла благодаря применению научных технологий удобрения почв, селекции растений и животных, уничтожения вредителей и использования механической энергии. К сожалению, эти технологии до сих пор не получили широкого распростране­ния в странах Третьего мира. В середине столетия выпуск на одного рабочего в сельском хозяйстве Соединенных Штатов был более чем в 10 раз выше, чем в большинстве азиатских стран, и примерно в 25 раз выше, чем в большинстве африканских стран. В 1960-х гг. в результате «зеленой революции» (внедрения новых технологий, специально адаптированных для тропического клима­та) производительность в сельском хозяйстве в некоторых азиат­ских странах значительно выросла (например, Индия сама стала удовлетворять свои потребности в продовольствии), однако огром­ный разрыв в производительности между богатыми и бедными странами сохранился.

Рост производства энергии был еще более значительным. Ми­ровое производство энергии выросло за период с 1900 г. по 1950 г. более чем в 4 раза, а с тех пор оно выросло еще более чем вчетверо. Большая часть этого роста пришлась на регионы евро­пейского расселения и относилась к таким формам энергии, ис­пользование которых в начале столетия было еще в зачаточном состоянии. Например, выработка электричества (которое является формой, а не источником энергии) выросла более чем в 100 раз. Электрическая энергия является гораздо более чистой, эффектив­ной и гибкой, чем большинство других форм энергии. Ее можно передать на сотни миль с издержками, несоизмеримо меньшими,

415 чем издержки транспортировки угля или нефти. Она может ис­пользоваться в значительных масштабах для плавки металлов или в крошечных моторах, приводящих в движение тонкие инструмен­ты, а также для обеспечения освещения, обогревания и кондицио­нирования. Ее применение в домашних электроприборах способст­вовало революционизации семейной жизни, статуса женщины и работы домашней прислуги. Валовое производство электроэнергии возросло с менее чем 1 трлн киловатт-часов в 1950 г. (при факти­чески нулевом производстве в 1880 г.) до более чем 12 трлн ки­ловатт-часов в 1990 г. при среднегодовых темпах прироста 6,8%. Таблица 13.7 показывает структуру производства электроэнергии по источникам и географическим регионам.

415 Таблица 13.7

Производство электроэнергии, 1950 г. и 1989 г. (в % к мировому производству)

Данные по отдельным странам (лет) - student2.ru

а — менее 0,1 процента.

Источник: United Nations, Energy Statistics Yearbook 1989. New York, 1991.

416 Стоит отметить некоторые тенденции, иллюстрируемые данной таблицей. Во-первых, это превосходство Северной Америки (пре­имущественно Соединенных Штатов) и Европы в производстве всех типов электроэнергии как в 1950 г., так и в 1980-х гг., в про­тивоположность незначительной доле Африки и Южной Америки. (Доля Океании также невелика, но этот регион имеет меньшую численность населения, чем два упомянутых региона.) Во-вторых, относительная доля Северной Америки и Европы в период 1950 — 1989 гг. сократилась, хотя абсолютные цифры в огромной степени выросли. (Данные, на которых основана таблица, свидетельству­ют, что одно лишь производство гидроэлектроэнергии в этих ре­гионах в 1989 г. было больше, чем производство всех типов электроэнергии в 1950 г.) Относительная доля всех остальных ре­гионов за этот период выросла, но большая часть соответствующе­го роста пришлась на Азию, что отражает вхождение Японии в ряды крупнейших экономических держав. Агрегированные дан­ные таблицы скрывают другие, в равной степени интересные факты. Например, в 1950 г. Франция получала электроэнергию от паровых и гидроэлектростанций примерно в равных пропорци­ях; в 1984 г. она получала почти 60% электроэнергии от атомных станций (самая высокая доля производства на атомных станциях среди всех стран), только 23% — от тепловых станций и 17% — от гидроэлектростанций. Швеция и Швейцария также производи­ли значительную долю электроэнергии на атомных станциях: со­ответствующий показатель составлял 40% для Швеции (против 55% производства на гидроэлектростанциях) и 37% для Швейца­рии (против 61% производства на гидроэлектростанциях). Для сравнения, в 1950 г. обе страны получали более 95% электроэнер­гии на гидроэлектростанциях. Норвегия, у которой не было про­граммы развития атомной энергетики, все еще получает на гидро­электростанциях 99,9% электроэнергии.

Нефть и природный газ, которые составляли только неболь­шую долю источников энергии в начале столетия, вытеснили уголь в качестве основного энергоносителя примерно в 1960-х гг., а в 1980-х гг. давали более 60% всего мирового производства энергии. Двигатель внутреннего сгорания, наиболее важный по­требитель нефти, был изобретен в XIX в., однако революцию он произвел только тогда, когда был применен в двух наиболее ха­рактерных технологических изобретениях XX в. — в автомобиле и самолете. Некоторое количество автомобилей было построено в последние годы XIX в., но лишь после того, как Генри Форд в 1913 г. внедрил принцип массового производства с применением движущегося конвейера, автомобиль перестал быть исключитель­но «игрушкой для богатых». Методы Форда были скоро заимст­вованы другими производителями в Соединенных Штатах и в Ев­ропе, и автомобильная промышленность стала одной из самых крупных промышленных отраслей по численности занятых, а

также предоставила небывалые возможности для персональных передвижений.

Автомобиль символизировал экономическое развитие XX в. в той же мере, как паровоз символизировал развитие экономики в XIX в. Помимо того, что автомобильная промышленность сама по себе стала крупнейшей отраслью по численности занятых, она также стимулировала спрос на продукцию ряда других произ­водств. Так же, как паровозы и поезда требовали рельсов и желе­за, автомобили нуждались в дорогах и цементе. В США и в дру­гих странах, занимавших ведущие позиции в автомобилестроении, оно было главным потребителем стали, резины (как натуральной, так и, впоследствии, синтетической) и стекла. Быстрое возвыше­ние Японии как крупной экономической державы во второй поло­вине XX в. было во многом обязано ее успеху в качестве экспор­тера автомобилей. Автомобили также оказали большое влияние на нравы и привычки людей — от способов ухаживания до способов передвижения в простанстве.

Техника конвейерного производства была внедрена и в других отраслях, включая самолетостроение в период Второй мировой войны. Эра воздухоплавания началась с 15-секундного полета братьев Райт на пляже в Северной Каролине в 1903 г. Аэропланы впервые нашли применение в военных целях в ходе Первой миро­вой войны, вначале для наблюдения, а затем и для бомбометания. После войны они стали использоваться для почтовых перевозок, а позже и для перевозки пассажиров. Коммерческая авиация и авиатехнологии быстро развивались в 1930-е гг., и накануне Вто­рой мировой войны стали возможны трансатлантические переле­ты. Вплоть до этого времени все самолеты летали на бензиновых поршневых двигателях, которые приводили в движение пропелле­ры. В ходе войны немцы начали экспериментировать с реактивны­ми самолетами и ракетами. Хотя их эксперименты не предотвра­тили поражение в войне, они подготовили почву для дальнейшего развития как авиации, так и исследования космоса, осуществляв­шихся в основном русскими и американцами, которые в 1945 г. соперничали друг с другом, стремясь заполучить к себе на службу немецких ученых, занимавшихся разработкой ракетной техники. К 1960 г. реактивные самолеты вытеснили пропеллерные с ком­мерческих пассажирских линий и стали конкурировать — по крайней мере, в США — с железными дорогами в сфере пасса­жирских перевозок.

Наиболее впечатляющее применение науки к разработке техно­логий имело место в исследовании космоса. Еще в 1940-е гг. по­леты человека в космос считались главным образом предметом на­учной фантастики. В то время как комиксы изображали едва оде­тых мужчин и женщин XXV в., перемещающихся в космическом пространстве благодаря ракетам, прикрепленным к их плечам, компетентные специалисты сделали расчеты, доказывающие, что ни один летательный аппарат не может достигнуть скорости, необ-

ходимой для преодоления земной гравитации. В ходе Второй ми­ровой войны ученые получили большой и ценный опыт работы с реактивными двигателями и военными ракетами, но мало кто ожидал, что человек сможет выжить в открытом космосе, даже если он достигнет его. Новые изобретения, такие как более мощ­ный ракетный двигатель, электронные сигнальные и контрольные устройства и компьютеры для быстрых расчетов траектории поле­та в совокупности сделали полеты в космос вполне реальной воз­можностью. 4 октября 1957 г. ученые в Советском Союзе запусти­ли на орбиту искусственный спутник земли. Началась космичес­кая эра.

Дальнейшее развитие, во многом стимулированное междуна­родным соперничеством, происходило стремительно. Вторая рус­ская орбитальная ракета была запущена месяц спустя, а в начале 1958 г. Соединенные Штаты отправили на орбиту свой спутник. В течение нескольких лет обе страны запустили в космос астронав­тов, которые успешно вернулись на Землю. Беспилотные спутни­ки выводились на более или менее стационарные орбиты для передачи на Землю информации по теле- и радиоканалам, а дру­гие ракеты с теми же целями посылались к Луне, Венере, Марсу и за пределы Солнечной системы. В декабре 1969 г. американский космический экипаж облетел Луну, а в следующем году Соеди­ненные Штаты превзошли даже это достижение. 20 июля 1969 г. астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Элдрин при содействии аст­ронавта Майкла Коллинза и команды из сотен ученых и техников на Земле стали первыми людьми, ступившими на поверхность Луны. Поистине человечество вступило в новую эру. Одно из раз­личий между этой новой эрой и всеми предыдущими эпохами раз­вития человечества было связано с тем способом, с помощью ко­торого это событие получило известность. Когда Колумб открыл Новый Свет (который он принял за Индию), свидетелями этого события были только непосредственные его участники; прошли месяцы и даже годы, прежде чем эта новость получила широкую известность. Теперь же первый шаг человека по Луне наблюдали на телеэкранах сотни миллионов человек по всему миру. К тому времени это была самая большая аудитория, когда-либо наблю­давшая какое-либо событие.

Институты

Институциональная структура мировой экономики, измененная новыми технологиями и новыми направлениями использования природных ресурсов, испытывающая давление со стороны расту­щего мирового населения, и в то же время находящаяся под вли­янием политических перемен, произошедших за пределами собст­венно экономики, к концу XX в. значительно отличалась от суще-

ствовавшей в начале столетия. Все институциональные изменения, от малозначимых до фундаментальных, невозможно даже пере­числить. Однако они могут быть классифицированы по несколь­ким группам: изменения в международных отношениях, измене­ния национальных институтов и изменения внутри стран, связан­ные, например, с ролью государства, сущностью и размерами фирм и значением образования. Некоторые из этих институцио­нальных перемен более подробно рассматриваются в последую­щих главах. Здесь представлен лишь общий их обзор.

Наши рекомендации