Б. Расчет ВВП по расходам (метод конечного использования). 7 страница
1) между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
2) между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товаром бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, т.е. по номиналу;
3) между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление иму-щественного неравенства – неизбежные спутники инфляции, которая негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.
Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относится к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня беднейших слоев населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.
Инфляция особенно опасна для категории населения, получающего фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и проч. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.
Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым – получателям ссуды за счет вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен).
Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, ее снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики.
К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.
Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции. Это подтверждается исследова-ниями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики.
Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему из-за так называемого эффекта Танзи-Оливера (латиноамериканские экономисты, обратившие внимание на этот эффект в 70-х гг. XX века), который заключается в том, что инфляция обес-ценивает поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.
В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходится все дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоемкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.
Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределенные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпри-нимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.
Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твердой – иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы содействуют приходу к власти тоталитарных режимов.
Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить антиинфляционную политику.
Цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – доста-точно умеренным. Для этого используются широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.
4.5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существует определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в своей работе данные английской статистики за 1850–1860 гг., он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Кривая Филлипса
Позднее из этой зависимости американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно, лишь увеличив другую. Причина такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипс установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2,5–3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом, правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р. Липси.
Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.
Если правительство рассматривает уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста цен Р1) в стране излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос (см. рис. 4.2).
Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия к расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать «перегрев» экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится до уровня Р3, а безработица возрастет и ее норма составит U3.
Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5–10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств. Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику стимулирования совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции «купить» более низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые «ложные ожидания»: а попросту – обмануть. Пока потенциальные работники не поймут, что условия, на которые они согласились, на самом деле не лучше тех, которые они раньше отвергали, занятость будет расти. Но она тут же упадет до первоначального уровня, как только занятые обнаружат, что возросшая привлекательность рабочих мест – иллюзия, порожденная инфляцией. Таким образом, долговременного сокращения безработицы не произойдет, а инфляция останется. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е гг. XX в. американский экономист М. Фридман, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем «накачивания» совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению покупательной способности их заработной платы, инфляция станет сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот – его сокращением, т.е. растущей безработицей.
Именно М. Фридману принадлежит идея построения «вертикальной кривой Филлипса».
В случае если государство пытается поддержать уровень безработицы на высоком уровне, повы-шаются инфляционные ожидания и требования к зарплате – кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их требования к зарплате.
Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх. Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически отображается «вертикальной кривой Филлипса» (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Вертикальная кривая Филлипса
Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая не работает при неожиданных потрясениях – темп инфляции возрастает так же неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени.
Итак, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы XX в. во многих странах мира одновременно росли как безработица, так и инфляция (стагфляция). Переливание безработицы в инфляцию опасно для экономики из-за непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты – «компромисса между инфляцией и безработицей», правительства большинства западных стран перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.
Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безра-ботицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться – ее темпы не могут быстро сократиться.
5. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов XX в. потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это – определение целей
реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку.
Рыночная экономика является результатом длительного исторического развития, которое предполагает формирование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.
Корни многих недавних проблем России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйст-вования и ее наследие – монополизм и техническую отсталость. Переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или даже месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд после-довательных этапов. В России полустихийный переход к рынку длится всего около десяти лет.
Приватизация в России на первом этапе (с 1-го июля 1991 года по 1-е июля 1994 года) была
сведена в большинстве случаев к формальной смене собственника, без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления. Более важным стало политическое значение слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике.
Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация
акций у немногочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций. Для того чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государст-венного бюджета. Для того чтобы существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно-налоговую) политику.
Другая важная цель – это повышение эффективности производства. Простая смена собствен-ности не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долго-временный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.
Постприватизационное развитие предприятий взаимосвязано с развитием экономки в целом и
требует создания благоприятного экономического климата в России. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и степени государственного воздействия. Последствия необдуманной государственной экономической политики сказываются на них сильнее.
Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более новых предприятий.
Приватизация стала ядром институциональной реформы, в ходе которой формируются новая организационно-экономическая форма – составляющая предпринимательства и само предпри-нимательство как экономический феномен.
Предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с присущими именно ему закономерностями. Структурные элементы этого сектора – разнообразные предприятия в истинном смысле слова – действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство, экономическая смерть. Этот принцип, реализуемый лишь в условиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность, увеличить хозяйственный оборот.
Малые предприятия (особенно в сфере торговли), являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике: они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Критериями малого бизнеса являются небольшое количество работников, виды и объем предос-тавляемых услуг, территориальная ограниченность и обозримость предприятия. Малые предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам.
Среди новых предпринимательских структур резко выделяется количество акционерных
обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционные фонды и компании. Свободные средства предприятий и населения с целью вложения в производство используются различными группами инвестиционных компаний. Одни компании осуществляют прямые направленные инвестиции (холдинги, финансовые группы и финансовые компании). Другие компании – повсеместные инвестиции (собственно инвестиционные компании, страховые и пенсионные фонды).
Основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики. Необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на российский рынок.
Международное экономическое сотрудничество должно использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки рос-сийской экономики, для технологической модернизации в обрабатывающем секторе нашей промышленности. Стратегическая задача – в перспективе изменить международную специализацию России путем развития высокотехнологичных отраслей.
Первоочередными задачами экономической политики являются не только ликвидация нега-тивных последствий кризиса, но и устранение причин, его породивших, нормализация положения дел в финансово-бюджетной сфере и обеспечение условий ее долгосрочной стабилизации, совер-шенствование рыночных институтов, поддержка и развитие реального производства, повышение социальной направленности реформ. Среди важнейших приоритетов нашей политики в ближайший период остается макроэкономическая стабилизация.
Любые действия в области экономической политики должны проверяться на инфляционную безопасность.
Важнейшим инструментом социально-экономической политики государства является федеральный бюджет. Необходимо решить четыре задачи в области бюджетной политики. Главной задачей ближайшего времени является удержание стабильной ситуации в экономике и социальной сфере. Сокращение внешнего и внутреннего долга государства – вторая задача. Третья задача – осво-бодить бюджет от непосильных обязательств, превратить его в реальный. Четвертая задача – перенести акцент с сокращения расходов на увеличение доходов.
Общий курс – снижение бремени на товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и улучшение администрирования.
Направления налоговой реформы предполагают, в частности:
– предельное упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, максимальное использование тех налогов, которые бы не сводили на нет мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости;
– существенное увеличение доходов государства за счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности;
– сведение к минимуму мер текущего налогового контроля за деятельностью предприятий, сосредоточение ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах;
– предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответст-вующих объему их конституционных функций, постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов.
Важной задачей является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Следует осуществить разумное сокращение количества федеральных целевых программ и одновременно добиться практического исполнения бюджета развития. Следует восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений.
Следующим направлением является восстановление банковской системы. Необходимо более решительно двигаться в сторону специализации банков, выделив для начала две группы: банки – расчетные центры и инвестиционные банки.
Важное направление государственной финансово-экономической и региональной политики – совершенствование межбюджетных отношений с регионами Российской Федерации. Следует приветствовать и самым внимательным образом рассматривать любые инициативы регионов в области территориального развития, особенно в случаях, не требующих финансовой поддержки из федерального бюджета. Но одновременно надо жестко пресекать любые, даже самые незначительные, проявления регионального сепаратизма, попытки введения торговых барьеров, нарушения бюджетного законодательства.
И последним из рассматриваемых направлений является совершенствование методов госу-дарственного регулирования экономики. Сюда относятся корректировка негативных проявлений рынка, введение рыночной стихии в прогнозируемые рамки, целенаправленное и планомерное формирование условий и стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер, обеспечение надежной защиты граждан от чрезмерных социальных издержек реформ.
6. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
6.1. Сущность и структура мирового хозяйства
Национальные рыночные экономики развиваются не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом. Ни одна страна в мире не может произвести всю современную номенклатуру товаров, которых насчитывается десятки миллионов, обеспечить себя сотнями различных услуг, инвестиционными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными специалистами. Страны удовлетворяют растущие потребности личного и производственного характера посредством взаимного обмена и сотрудничества в производстве, научных исследованиях, решении экологических и других глобальных проблем, требующих объединения финансовых, технических, профессиональных и иных ресурсов. По мере развития производительных сил взаимозависимость национальных экономик возрастает, социально-экономическое развитие стран все более определяется масштабами, разнообразием и эффективностью их экономических отношений с остальным миром.
По степени открытости национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа.
1. Полностью замкнутое (автократическое). Под замкнутой (автократической) экономикой понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны.
2. Полностью открытое. Под полностью открытой экономикой понимается такая экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение.
Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами еще не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время экономика отдельной страны не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автократические тенденции, внешние связи неизбежно играют ту или иную роль.
Экономика одних стран открыта в большей степени, других – в меньшей. Причем экономика крупных стран, как правило, бывает открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а также от его платежеспособного спроса, который определяется уровнем развития производительных сил. Если производительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность трудовых и материальных ресурсов обеспечивать максимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения при условии эффективного использования всех ресурсов.
Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т.п.), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, т.е. степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие ее отрасли, как машиностроение, электроника, химия, предполагают более глубокую подетальную специализацию, благодаря чему происходят рост технологической взаимозависимости стран и, соответственно, усиление открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем больше развиты ее производительные силы, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.
В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются экспортная и импортная квоты. Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах:
Кэ=(Э/ВВП)×100%.
Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП:
Ки=(И/ВВП)×100%.
Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:
.
Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема экономической безопасностиопределения опти-мальных условий взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленно развитых стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие. Все остальные страны также участвуют в международном разделении труда, а следовательно, в установлении и развитии коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усилению взаимосвязей и взаимозави-симости субъектов международного разделения труда и возникновению необходимости сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от негативного внешнего воздействия. В результате возникают риск нестабильности национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые отношения, в которые вступают страны по мере своего «открытия», не могут быть абсолютно безопасными. Поэтому при развитии внешней торговли в отдельных странах может иметь место только относительная экономическая безопасность, определяющаяся взаимозависимостью.