Основы теории выбора активов длительного пользования

Дж. М. Кейнс попытался разработать теорию, которая иллюстрировала бы принципы, на основании которых хозяйствующие субъекты осуществляют выбор тех или иных активов длительного пользования. По Дж. М. Кейнсу, каждый такой актив приносит своему владельцу доход, названным английским экономистом «собственной ставкой процента». Последняя состоит из следующих основных компонентов:

q - явный доход в виде денежных поступлений от использования данного актива; этот доход определяется редкостью актива.

c - издержки содержания актива;

l - «премия за ликвидность», являющаяся неявным доходом от использования актива.

Для производственных активов - сооружений, оборудования и т.д. - премия за ликвидность равна нулю, и их собственная ставка процента из разности между q и c. А вот доходность денег, напротив, равна l, что и является ставкой процента в обычном смысле этого термина.

При этом, поскольку все производственные активы являются воспроизводимыми, их доходность по мере роста их предложения падает до нуля. С деньгами же этого не происходит, так как они обладают уникальными свойствами.

а) Нулевая или ничтожная эластичность производства. «Иными словами, деньги нельзя производить по желанию»[9] [9].

б) Нулевая или ничтожная эластичность замещения. Только деньги служат всеобщим средством обмена и урегулирования контрактным обязательств.

в) Нулевые или ничтожные издержки содержания (с = 0).

С течением времени доходность денег может оказаться выше значений доходности всех остальных активов длительного пользования; и тогда экономическое развитие затормозится, и наступит состояние застоя. Таким образом, Дж. М. Кейнс пришел к тем же выводам о долгосрочных аспектах экономической динамики рыночного хозяйства, что и многие представители классической школы во главе с Дж. С. Миллем (см. раздел 2.6.4).

Теория выбора активов длительного пользования была полностью проигнорирована ближайшими последователями Дж. М. Кейнса, разрабатывавшими традиционное кейнсианство. Затем она была взята на вооружение посткейнсианцами, но при этом они применили ее в качестве фундаментальной основы для объяснения деловых циклов (см. раздел 6.6.2), отказавшись от идеи «тенденции к состоянию застоя», игравшей большую роль у самого Дж. М. Кейнса.

Билет. Идеи Хайек, Фридрих Август фон (1899-1992)

Резюме

В 1930-х гг. теория экономического цикла Ф. Хайека была главным конкурентом теории Дж. М. Кейнса. Ф. Хайек внес важный вклад в теорию капитала, денежную теорию, изучение возможностей построения социализма, методологию социальных наук, когнитивную психологию, эволюционную теорию общественных институтов, социальную и правовую философию, историю развития научной мысли и политическую теорию. Во всех этих областях главными объединяющими темами научных изысканий Ф. Хайека являются самопроизвольная эволюция, координация и ограниченность человеческого знания.

Введение

Ф. Хайек был активным участником развернувшихся в 1930-х гг. бурных экономических дискуссий. Центром интеллектуального противостояния идеям Джона Мейнарда Кейнса (см. КЕЙНС, Дж. М.) стала Лондонская школа экономики (ЛШЭ). Возглавлявший ее Ф. Хайек был главным оппонентом Дж. М. Кейнса в спорах о причинах экономических кризисов и о средствах противодействия их возникновению. В дискуссиях об основах теории капитала Ф. Хайек оспаривал взгляды Фрэнка Найта, а также резко критиковал Оскара Ланге, Ф.М. Тейлора и Г. Дикинсона, отстаивавших экономическую возможность функционирования основанной на централизованном планировании социалистической системы. Отзвуки этих дебатов 1930-х гг. оказывали влияние на экономическую науку и шестьдесят лет спустя.
С начала 1920-х и до 1980-х гг. Ф. Хайек опубликовал множество статей о необходимости реорганизации международной монетарной системы как средстве борьбы с инфляцией и укрепления финансовой стабильности. После поражения в противоборстве с Дж. М. Кейнсом он попытался развить свои экономические воззрения во всеобъемлющую теорию социальных институтов. Его обобщенная теория основывалась на признании того факта, что большинство институтов развиваются спонтанно и независимо от последствий индивидуальных человеческих решений.

Биографические данные

Ф. Хайек родился 8 мая 1899 г. в Вене (Австрия). В 1917 г. он был призван в австро-венгерскую армию и отправлен на итальянский фронт. После демобилизации он изучал право, а позднее экономику в Венском университете. В это период он находился под влиянием идей Фридриха фон Визера и Людвига фон Мизеса. Ф. Хайек получил докторскую степень по юриспруденции в 1921 г. и по экономике — в 1923 г. Следующие полтора года он провел в США, где занимался изучением последних достижений в исследовании экономических циклов. В 1926 г. Ф. Хайек женился на Элен фон Фриш, а через год стал руководителем (и единственным сотрудником) основанного Л. Мизесом Австрийского института изучения экономических циклов.
В 1929 г. Ф. Хайек получил хабилитацию (разрешение на преподавание в университете) и в том же году была опубликована его диссертационная работа Geldtheorie und Konjunkturtheorie (“Теория денег и теория конъюнктуры”) (переизданная в 1933 г. под названием Monetary Theory and the Trade Cycle (“Монетарная теория и торговый цикл”). С этого времени и до 1931 г. он занимал должность приват-доцента по политической экономии Венского университета. В тот же период Лайонел Роббинс, видевший в Ф. Хайеке союзника в борьбе против растущего влияния Дж. М. Кейнса, пригласил его прочитать несколько лекций в ЛШЭ. Лекции произвели на публику такое впечатление, что Ф. Хайеку была предложена должность руководителя кафедры экономики и статистики в ЛШЭ, которую он занимал до 1950 г.
В 1938 г. Ф. Хайек получил британское подданство, а шесть лет спустя был избран членом Британской академии. В 1945 г., через год после опубликования The Road to Serfdom (“Дорога к рабству”), чрезвычайно острой критики тоталитаризма, под которым автор подразумевал как социализм, так и нацизм, Ф. Хайек отправился с лекциями в США, где его выступления пользовались большим успехом. В 1947 г. с целью стимулирования теоретических исследований либерального рыночного общества он основал Общество Mont Plerin, в котором сегодня состоят несколько известных мыслителей консервативного толка, включая лауреатов нобелевской премии и известных политиков.
В 1950 г. Ф. Хайек перешел в Чикагский университет на должность заведующего специально созданной для него кафедры социологии и этики, которую он занимал в течение двенадцати лет. В 1960 г. Ф. Хайек развелся с первой женой и вступил в брак с Элен Биттерлих. Через два года они вернулись в Европу, где Ф. Хайек возглавил кафедру экономической политики в Университете города Фрайбурга в Германии. Ученый был почетным профессором университета Зальцбурга (Австрия). После присуждения Ф. Хайеку в 1974 г. нобелевской премии по экономике ученый активно путешествовал и получил множество почетных званий, включая и титул Companion of Honour, полученный от английской королевы Елизаветы II за “вклад в экономические исследования”. Последние годы жизни, отмеченные серьезным ухудшением здоровья, прошли у Ф. Хайека во Фрайбурге, где он и скончался 23 марта 1992 г. Во время официальной церемонии погребения в Вене известному ученому были оказаны государственные почести.

Основной вклад

Экономическая теория

“Бархатная революция” 1989 г. в странах Восточной Европы может рассматриваться как подтверждение высказанных Ф. Хайеком в 1930-х гг. аргументов относительно неэффективности централизованного экономического планирования. В последующие десятилетия он обобщил эти аргументы в виде критики всех централизованных и обдуманно создаваемых форм организации общества. В 1990-х гг. работы Ф. Хайека вызывали большой интерес в бывших коммунистических странах. По иронии судьбы возникшие в 1960-х гг. в странах Запада проблемы, которые не удалось устранить следуя кейнсианским рецептам, никак не отразились на внимании к теориям ученого. Аналогично обстояла ситуация и с его теориями капитала, переключения производственных методов и изменений в капиталоинтенсивности (проблемы, широко обсуждавшиеся в профессиональных журналах в 1960-1970-х гг.). Однако в обоих случаях обращение к трудам Ф. Хайека было бы вполне естественным, поскольку в его ранних работах рассматривались все данные проблемы.
Причина, по которой ученое сообщество не смогло вновь открыть для себя экономическую теорию Ф. Хайека, заключается в ее противоречии взглядам Дж. М. Кейнса. Когда в 1936 г. вышла в свет General Theory (“Общая теория”) от Ф. Хайека отвернулись практически все экономисты. Несмотря на то, что Ф. Хайек был одним из самых влиятельных специалистов в области экономики 1930-х гг. его научные достижения быстро забывались. Утонченные, подробные и тщательно технически разработанные положения его экономической теории, опубликованные в Profils, Interests and Investments (“Профили, проценты и инвестиции”) (1939) и The Pure Theory of Capital (“Чистая теория капитала”) (1941) увидели свет слишком поздно. Лишь после 1974 г., когда Ф. Хайек стал лауреатом нобелевской премии по экономике, его работы стали открываться заново.
Главной в экономической теории Ф. Хайека является концепция планирования, не очень-то удивительно, как могло бы показаться с учетом его критики социализма. В основе всех экономических исследований Ф. Хайека лежит идея о том, что индивиды разрабатывают планы, которые должны адаптироваться к любым неожиданным изменениям. Эта индивидуалистическая концепция плана вводит понятия времени и ожиданий, играющих важнейшую роль в выполненном Ф. Хайеком в 1927 и 1928 гг. обобщающем преобразовании вальрасианской статической общей теории равновесия в интертемпоралную (межвременную) общую теорию равновесия.

Теория объясняет взаимосвязи между всеми рынками как одномоментно, так и на протяжении определенного периода времени. Экономические циклы (увеличение дисбаланса) представляются как результат влияния фактора, нарушающего эти взаимоотношения — эластичного предложения денег в современной монетарной системе, использующей схему частичного резервирования (или кредитования). Деньги не являются нейтральными, изменение денежной массы искажает реальные относительные цены, которые соответствуют реальным относительным показателям дефицита товаров и услуг с учетом их изменения во времени. Так как ожидания предпринимателей основываются исключительно на ценах, которые они осознают, то есть на цене денег, то эти не-нейтральные изменения предложения денег заставляют их принимать неверные инвестиционные решения. Результирующие изменения в структуре производства в противоположном направлении не начинаются до тех пор, пока предприниматели не обнаруживают, что предложение производимых ими товаров не соответствует спросу. Таким образом инфляция, то есть рост предложения денег, не обеспеченный ростом реальной продукции, вызывает стагнацию (что соответствует феномену “стагфляции”, который гораздо позже, в 1970-х гг. ознаменовал начало заката кейнсианства).
Акцент, который делает Ф. Хайек на воспринимаемых относительных ценах, согласуется с встречающимся в его ранних работах утверждениях о том, что такие совокупные понятия, как уровень цен не могут рассматриваться в качестве каузальных факторов, так как не воспринимаются принимающими решения лицами. Постоянный уровень цен может скрывать в себе резко изменяющиеся относительные цены. Следовательно теории, рекомендующие стабилизацию общего уровня цен в качестве средства против циклических колебаний производства и занятости, являются ошибочными.

Наши рекомендации