Методические рекомендации по подготовке к дискуссии Подготовка к дискуссии
Дискуссия - это соревнование интеллектов, здесь оружие – аргументы. Необходимо найти надежные аргументы в пользу своей точки зрения и проверять имеющиеся на надежность. Не недооценивайте оппонента. Самыми ценными являются документальные аргументы, ссылки на документы и надежно установленные факты, противоречащие утверждению оппонента.
Следует тщательно проанализировать свои аргументы; пофантазируйте над тем, что можно им противопоставить и как можно их повернуть.
Дискуссия похожа на игру в шахматы: и там и тут очень важно предвидеть возможное развитие событий, только события – ходы заменены более сложными событиями - аргументами, а правила движения фигур – правилами логического мышления. Необходимо строго следовать логике. Вкупе с надежными аргументами она обеспечит вам победу. Любой логический промах может быть использован оппонентом, чтобы поставить под сомнение всю вашу конструкцию! Побеждая в дискуссии, следует быть великодушным. Ваши оппоненты не единственные, кто придерживается этой точки зрения, так им легче будет пережить горечь поражения.
Тематика дискуссий по курсу:
1. Максимизация прибыли и максимизация благосостояния акционеров – какая из указанных задач полнее отражает экономические цели компании?
2. Закон убывающей отдачи, средние издержки и средние переменные издержки – взаимосвязь, или взаимоисключение
3. «Нормальна» ли для фирмы нулевая экономическая прибыль
4. Устранение излишних барьеров, установленных государством на пути развития свободного предпринимательства в России
5. «Значение издержек для оценки решений в бизнесе»
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.
Цель выполняемой работы:
- получить специальные знания по выбранной теме.
Основные задачи выполняемой работы:
1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;
2) выработка навыков самостоятельной работы;
3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе.
Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:
а) выбор темы и составление предварительного плана работы;
б) сбор научной информации, изучение литературы;
в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;
г) обработка материала в целом.
Тема контрольной работы выбирается студентом в соответствии с индивидуальным заданием.
Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.
После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.
Студент выполняет контрольную работу в соответствии с индивидуальным заданием.
Перечень вопросов и заданий по вариантам
Вариант 1
1. Понятие управленческого решения в условиях определенности.
2. Понятие предельной нормы замещения.
3. Задача. Поясните содержание следующего неравенства. Что следует предпринять производителю серебряных украшений для изменения ситуации.
Вариант 2
1. Понятие и содержание управленческой экономики.
2. Эластичность спроса по рекламе: понятие и использование.
3. Задача.
Следующие данные описывают предпочтения и возможности покупателя, который имеет 400 руб. для покупки товаров X и Y:
MUX=76-4,3X; MUY=50-1,5Y; PX=5; PY=7. Какую комбинацию X и Y должен выбрать покупатель, чтобы максимизировать сою полезность.
Вариант 3
1.Методы корректировки риска в модели чистой приведенной стоимости NPV.
2.Понятие ценовой эластичности спроса. Два типа измерения эластичности.
3. Задача.
Имеются две кампании X и Y, продажи которых составляют 1250 и 2430 соответственно. Кривые спроса для них имеют вид: PX=400-0,6QX; PY=480-0,3QY. Вычислите точечную ценовую эластичность спроса для этих кампаний. Кампания Х снизила цену на свой товар, увеличив при этом продажи с 1250 до 1450 ед., при этом продажи товара Y сократились с 2430 до 2100 ед. Каков характер и степень взаимосвязи этих кампаний. Увеличились ли доходы кампании Х от такого ценового маневра? Поясните ответ.
Вариант 4
1. Понятие и содержание управленческой экономики.
2. Перекрестная эластичность спроса: понятие и использование.
3. Задача. Функция полезности задана уравнением
Найти: 1) объем потребления Q, при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, 2) объем потребления Q, при котором потребность полностью насыщается.
Вариант 5
1.Модель поведения предприятия – максимизация состояния владельца.
2. Зависимость между рыночным спросом и функцией спроса отдельной фирмы.
3. Задача.
Представленные комбинации двух товаров А и В имеют одинаковую полезность. Определить какова предельная норма замещения между товарами А и В; у какого товара полезность выше.
А | В |
Вариант 6
1. Содержание отчета о прибылях и убытках.
2. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
3. Задача.
Дана функция полезности потребителя для потребления товара N: TU=145Q-2,5Q2, кроме того для этого потребителя предельная полезность денег составляет 4.
Задание:
1) определить, сколько единиц товара N потребителю необходимо купить, чтобы максимизировать свою удовлетворенность;
2) построить схему спроса потребителя на товар;
3) если цена товара составляет 10 руб., то, сколько данного товара купит потребитель и каковы его потребительские излишки.
Вариант 7
1. Понятие функции рыночного спроса.
2. Интерпретация коэффициента ценовой эластичности спроса.
3. Задача.
Фирма рассматривает 5 различных стратегий маркетинга и идентифицирует четыре возможных состояний экономики (рост, стабильность, спад, кризис), определить объективные вероятности этих состояний невозможно. Но фирма оценила доходы в млн. руб. для каждой стратегии в соответствии с каждым состоянием экономики (см. платежную матрицу). Необходимо определить, какая стратегия наиболее оптимальная в соответствии с критериями решения Сэйвиджа, Вальда.
Таблица – Платежная матрица
Стратегия | Состояние экономики | |||
N1 рост | N2 стабильность | N3 спад | N4 кризис | |
А | ||||
В | ||||
С | ||||
D | ||||
E |
Вариант 8
1.Модель поведения предприятия – максимизация продаж и максимизации роста.
2. Зависимость между изменением цен, эластичностью спроса и общим доходом фирмы.
3. Задача.
Требуемая норма прибыли фирмы равна 42% из-за делового и финансово риска, в то время как норма прибыли по казначейским векселям составляет 6%. Фирма рассматривает возможность инвестиций в сумме 25 млн. руб. в предприятие, которое обещает прибыль в сумме 12,3 млн. руб. в год в течение следующих 6 лет.
Вопросы:
1. Определить чистую текущую стоимость предполагаемого предприятия методом учетной ставки скорректированной с учетом риска.
2. Определить эквивалентные стоимости ɑt , способные обеспечить такой же результат при расчетах по методу эквивалента определенности. Проверьте результат.
Вариант 9
1. Модель поведения предприятия – модель максимизации добавленной стоимости.
2. Зависимость между изменением цен, эластичностью спроса и предельным доходам фирмы.
3. Задача.
Руководство компании должно выбрать одну из двух стратегий маркетинга по продвижению товара на рынок. Для каждой стратегии определены возможные уровни продаж и их вероятности. Как правило, компания получает 40% прибыли от продаж. Вопросы:1) Какую стратегию следует выбрать с точки зрения минимизации риска. 2) Предположим, что функция полезности фирмы соответствует представленной на рисунке. Какую стратегию следует выбрать.
Стратегия А | ||
Оцененные продажи, тыс. руб. | Вероятность прибыли | |
250,00 | 0,20 | |
350,00 | 0,30 | |
450,00 | 0,30 | |
300,00 | 0,20 | |
Стратегия В | ||
Оцененные продажи, тыс. руб. | Вероятность прибыли | |
100,00 | 0,30 | |
450,00 | 0,30 | |
350,00 | 0,40 |
Вариант 10
1.Модели управленческого поведения.
2. Этапы формирования чистой прибыли предприятия.
3. Задача.
Дана функция полезности TU=12Q-0,5Q2 . Определить точку насыщения Q, при которой совокупная полезность будет максимальной. Решение представить вычислительным методом и графическим.
Вариант 11
1.Типы рыночных структур.
2.Ценовая дискриминация.
3. Задача.
Имеются два направления инвестирования средств, предполагаемые прибыли и вероятности их получения по проектам представлены в таблицах:
Проект А | |
Прибыль, руб. | Вероятность прибыли |
2500,00 | 0,20 |
13000,00 | 0,10 |
9600,00 | 0,70 |
Проект В | |
Прибыль, руб. | Вероятность прибыли |
2500,00 | 0,35 |
15000,00 | 0,40 |
8300,00 | 0,25 |
Вопросы:
1. Какова предполагаемая чистая текущая стоимость по каждому проекту.
2.Определите абсолютный и относительный риск по каждому проекту, какой проект должен быть выбран.
3. Задача.
Предположим, что общая полезность дохода инвестора может быть выражена уравнением TU=46Х-2,5Х2, где Х выражен в тысячах рублей чистой текущей стоимости. Какие инвестиции должны быть выбраны.
Вариант 12
1. Понятие функции рыночного спроса.
2.Оценка стоимости капитала.
3. Задача. Функция полезности задана уравнением
Найти: 1) объем потребления Q, при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, 2) объем потребления Q, при котором потребность полностью насыщается
Вариант 13
1. Полезность продукта: общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
2. Оценка инвестиционных предложений.
3. Задача. Функция спроса фирмы на марку товара Х имеет вид:
Qx=160-5Px+3,6PY+0,03I
Где Qx – потребление товара марки Х (в кг) в расчете на одного человека в месяц,
Px – цена за 1 кг товара марки Х,
PY – цена за 1 кг, конкурирующей марки товара,
I – среднемесячный доход потребителя, тыс. руб.
1) Прогнозируется следующий уровень переменных на следующий период:
Px=24руб., PY=20 руб., I =40 тыс. руб.
Опередить возможный уровень потребления товара в расчете на одного человека в месяц в следующем периоде.
2) Построить функцию спроса и функцию предельного дохода, идентифицировать эластичный и неэластичный интервалы функции спроса по цене, точку удельной эластичности. Для примера рассчитать точечную эластичность для интервалов и точки удельной эластичности, определить совокупный и предельный доход в этих точках.
Вариант 14
1.Операционный рычаг (леверидж).
2. Критерии принятия решения – критерий Лапласа (Бейеса).
Страны А и В производят подсолнечное и кукурузное масло. Внутренний рынок страны А имеет предельную норму замещения между подсолнечным и кукурузным маслом, равную 250 л подсолнечного масла за 110 л кукурузного. Внутренний рынок страны В имеет предельную норму замещения между подсолнечным и кукурузным маслом, равную 200 л подсолнечного масла за 90 л кукурузного. Имеет ли смысл для обеих стран обмениваться подсолнечным и кукурузным маслом. Если да, то чем следует торговать.
Вариант 15
1.Понятие и назначение кривых безразличия.
2. Эффект опыта, закон опыта.
Поясните содержание следующего неравенства. Что следует предпринять производителю серебряных украшений для изменения ситуации.
6 Рекомендуемая литература для самостоятельной работы
1. Чеканский А. Н. Управленческая экономика [Текст] : практика применения : учеб. пособие / А. Н. Чеканский, В. А. Коцоева, С. Е. Варюхин; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Дело, 2014. - 170 с.
2. Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. В.В. Рыжовой. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 244 с. - ЭБС "Знаниум"
3. Принятие управленческих решений. Теория и практика [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 400 с.- ЭБС "Знаниум".
4. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): Учебное пособие / В.В. Кукушкина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 265 с.- ЭБС "Знаниум".
8. Методические рекомендации по подготовке экзамену
В период подготовки к экзамену (зачету) студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые.
Литература для подготовки к зачету/экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавательской), но при условии достаточной научной аргументации.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Управленческая экономика»
1. Предмет управленческой экономики и профессиональные задачи менеджеров.
2. Методы управленческой экономики и их применение в деятельности
организации.
3. Управленческая экономика в международных экономических условиях.
4. Теория управления фирмой и ее модели.
5. Альтернативные модели поведения фирмы.
6. Неэкономические цели фирмы и социальная ответственность бизнеса.
7. Концепция определенности, неопределенности и риска. Методы оценки риска.
8. Выработка решения в условиях определенности (предельный анализ, приростной анализ прибыли, линейное программирование).
9. Выработка решения в условиях неопределенности и риска.
10. Управление спросом и поведением потребителей.
11. Использование модели спроса и предложения при принятии управленческих решений в бизнесе.
12. Управление эластичностью. Государственная налоговая политика. Контроль над ценами.
13. Оценка и прогнозирование спроса.
14. Управление производством конкретной фирмы в ее секторе экономики.
15. Управление расширением производства и эффект масштаба.
16. Управление деятельностью фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба.
17. Теория издержек и практика управления фирмой.
18. Динамика затрат и стратегия управления.
19. Управление прибылью: концепции, измерение, планирование.
20. Рыночная структура и управление ценообразованием в фирме.
21. Управление поведением фирмы на рынке совершенной конкуренции.
22. Управление фирмой на рынках несовершенной конкуренции.
23. Практика ценообразования и принятия решений.
24. Теория игр и ассиметричная информация.
25. Управление инвестиционным процессом в условиях риска и неопределенности.
26. Роль государственной политики в поддержании эффективности функционирования рыночной среды.
27. Практика антитрестовского законодательства и антимонопольного регулирования.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы
Основная:
5. Чеканский А. Н. Управленческая экономика [Текст] : практика применения : учеб. пособие / А. Н. Чеканский, В. А. Коцоева, С. Е. Варюхин; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Дело, 2014. - 170 с.
Дополнительная литература:
1.Применение функционально-стоимостного анализа в решении управленческих задач [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. В.В. Рыжовой. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 244 с. - ЭБС "Знаниум"
6. Принятие управленческих решений. Теория и практика [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 400 с.- ЭБС "Знаниум".
7. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): Учебное пособие / В.В. Кукушкина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 265 с.- ЭБС "Знаниум".
Практикум