Казахская головная архитектурно-строительная академия

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Дисциплина: «Основы экономики» Факультет: СТИМ
Число (кол-во) кредитов – 2
Лекция № 1 Экономика и ее роль в обществе Семестр: 5
Преподаватель: Тухтамишева А.З. Академический год: 2015-2016 уч. год
Краткое содержание занятия Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда). Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) — на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления). Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства. Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся. Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.  

Задание на СРС:

Изучив литературу проанализируйте влияние роста население на экономический рост.

Задание на СРСП:

На основе анализа статистических материалов приведите показатели экономического роста в Казахстане за последние годы.

Контрольные вопросы:

А. Для писменного контроля:

1 Понятие экономического роста, его измерение.

2 Типы и факторы экономического роста.

3 Модели экономического роста.

Б. Для компьютерного тестирования

1.Если объем располагаемого дохода уменьшается, то при прочих равных условиях:

A) потребительские расходы растут, а сбережения сокращаются.

B) растут и потребительские расходы, и сбережения.

C) потребительские расходы сокращаются, а сбережения растут.

D) сокращаются и потребительские расходы, и сбережения.

E) потребительские расходы и сбережения постоянны

2.Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать:

A) повышение уровня цен и падение реального объема ВНП одновременно.

B) повышение уровня цен и реального объема ВНП одновременно.

C) рост реального объема ВНП при отсутствии повышения цен.

D) повышение уровня цен при отсутствии роста реального объема ВНП.

E) влияние неценовых факторов

3.Стремление к сбережению вызывает уменьшение склонности к потреблению Это приводит к сокращению производства Данный процесс означает:

A) эффект мультипликатора.

B) принцип акселерации.

C) "парадокс бережливости".

D) функцию потребления.

E) функцию сбережения.

Глоссарий

экономический рост экономикалық өсу economic growth
экономическое регулирование экономикалық реттеу economic regulation
кейнсианская экономическая теория кейнстік экономикалық теория keynesian economics

Список литературы

Основная литература:

1. Габит Ж.Х. Микроэкономика.-Астана, Фолиант, 2012

2. Бекмолдин С.К. Экономическая теория.-Астана, Фолиант, 2012

3. Чайжунусова Г.Ж. Основы экономики. -Астана, Фолиант, 2012

4. Шуленбаева С. Практикум по основам рыночной экономики, Фолиант, 2011

5. Шеденов О.К и др Общая экономическая теория..- Алматы-Актобе, 2002. -120 с.

6. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. - М.:Инфра 2007-496 с.

7. Суанбаева У.Н.Экономическая теория.КазГАСА 2008.Электрон.учебник

8. Гайнуллин Ф. Основы экономической теории: Учеб.пособ.- Алматы:РИК, 2008.-332 2.

9. Мауленова С.С., Экономикалыќ теория. Алматы: Экономика 2004

Дополнительная литература:

1. Учебное пособие /Под ред В.Д. Камаева.- Основы экономической теории: М.:МГТУ им Н.Э. Баумана, 2007.- 283 с.

2. Хрестоматия по экономической теории /Сост. Е.Ф. Борисов,.- М.: Юристь, 1997.- 534 с.-(Экономика).

3. Суанбаева У.Н. Экономическая теория. МУ СРСП Алматы, КазГАСА, 2005. - 23 с.

4. Статистический ежегодник Казахстан, 2008-2009 г г.

5. Суанбаева У.Н. Экономическая теория. КазГАСА 2008. Электрон. Учебник

Активный Раздаточный Материал

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Дисциплина: «Основы экономики» Факультет: СТИМ
Число (кол-во) кредитов – 2
Лекция № 2 Предмет и методы экономической теории Семестр: 5
Преподаватель: Тухтамишева А.З. Академический год: 2015-2016 уч. год
Краткое содержание занятия  

Каждое общество в процессе своего развития сталкивается со множеством проблем. Экономические проблемы среди них являются центральными. Многие экономисты считают, что доминирующими факторами экономических проблем являются:

1) безграничность желания людей в удовлетворении своих потребностей;

2) ограниченность ресурсов, которыми располагает любое общество.

Зная эти факторы, можно сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система независимо от ее политической ориентации.

Изучая какое-либо явление и замечая регулярность повторения некоторых событий, экономисты используют различные приемы и способы.

Создание любой теоретической модели проходит несколько этапов:

1) определение известных и неизвестных явлений (величин);

2) определение тех упрощений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять теоретическую модель;

3) выдвижение гипотез, объясняющих взаимоотношение неизвестных;

4) выработка выводов, вытекающих из данной теории.

В экономической теории широко используйте методы анализа и синтеза, индукции и дедукции научного абстрагирования, а также моделирования.

Задание на СРСП

1. Рассмотрите следующие зависимости:

а) доход и образование;

в) низкий доход и многодетность;

с) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране.

Что является причиной и что следствием? Могут ли они меняться местами?

2. Методы экономического анализа. Микроэкономика: предмет исследования.

Макроэкономика: определение и предмет исследования.

3. Основные этапы развития экономической мысли.

Задание на СРС

Дайте характеристику трех ситуаций экономического выбора, совершаемого любым индивидуумом: а) доход-потребление, б) труд-отдых, в) потребление-сбережение.

Контрольные вопросы:

А. Для писменного контроля:

1. Основные экономические понятия.

2. Каковы методы экономического анализа.

3. Предмет экномической теории.

Наши рекомендации