Казахская головная архитектурно-строительная академия
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Дисциплина: «Основы экономики» | Факультет: СТИМ |
Число (кол-во) кредитов – 2 | |
Лекция № 1 Экономика и ее роль в обществе | Семестр: 5 |
Преподаватель: Тухтамишева А.З. | Академический год: 2015-2016 уч. год |
Краткое содержание занятия Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда). Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) — на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления). Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства. Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся. Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. |
Задание на СРС:
Изучив литературу проанализируйте влияние роста население на экономический рост.
Задание на СРСП:
На основе анализа статистических материалов приведите показатели экономического роста в Казахстане за последние годы.
Контрольные вопросы:
А. Для писменного контроля:
1 Понятие экономического роста, его измерение.
2 Типы и факторы экономического роста.
3 Модели экономического роста.
Б. Для компьютерного тестирования
1.Если объем располагаемого дохода уменьшается, то при прочих равных условиях:
A) потребительские расходы растут, а сбережения сокращаются.
B) растут и потребительские расходы, и сбережения.
C) потребительские расходы сокращаются, а сбережения растут.
D) сокращаются и потребительские расходы, и сбережения.
E) потребительские расходы и сбережения постоянны
2.Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать:
A) повышение уровня цен и падение реального объема ВНП одновременно.
B) повышение уровня цен и реального объема ВНП одновременно.
C) рост реального объема ВНП при отсутствии повышения цен.
D) повышение уровня цен при отсутствии роста реального объема ВНП.
E) влияние неценовых факторов
3.Стремление к сбережению вызывает уменьшение склонности к потреблению Это приводит к сокращению производства Данный процесс означает:
A) эффект мультипликатора.
B) принцип акселерации.
C) "парадокс бережливости".
D) функцию потребления.
E) функцию сбережения.
Глоссарий
экономический рост | экономикалық өсу | economic growth |
экономическое регулирование | экономикалық реттеу | economic regulation |
кейнсианская экономическая теория | кейнстік экономикалық теория | keynesian economics |
Список литературы
Основная литература:
1. Габит Ж.Х. Микроэкономика.-Астана, Фолиант, 2012
2. Бекмолдин С.К. Экономическая теория.-Астана, Фолиант, 2012
3. Чайжунусова Г.Ж. Основы экономики. -Астана, Фолиант, 2012
4. Шуленбаева С. Практикум по основам рыночной экономики, Фолиант, 2011
5. Шеденов О.К и др Общая экономическая теория..- Алматы-Актобе, 2002. -120 с.
6. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. - М.:Инфра 2007-496 с.
7. Суанбаева У.Н.Экономическая теория.КазГАСА 2008.Электрон.учебник
8. Гайнуллин Ф. Основы экономической теории: Учеб.пособ.- Алматы:РИК, 2008.-332 2.
9. Мауленова С.С., Экономикалыќ теория. Алматы: Экономика 2004
Дополнительная литература:
1. Учебное пособие /Под ред В.Д. Камаева.- Основы экономической теории: М.:МГТУ им Н.Э. Баумана, 2007.- 283 с.
2. Хрестоматия по экономической теории /Сост. Е.Ф. Борисов,.- М.: Юристь, 1997.- 534 с.-(Экономика).
3. Суанбаева У.Н. Экономическая теория. МУ СРСП Алматы, КазГАСА, 2005. - 23 с.
4. Статистический ежегодник Казахстан, 2008-2009 г г.
5. Суанбаева У.Н. Экономическая теория. КазГАСА 2008. Электрон. Учебник
Активный Раздаточный Материал
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Дисциплина: «Основы экономики» | Факультет: СТИМ |
Число (кол-во) кредитов – 2 | |
Лекция № 2 Предмет и методы экономической теории | Семестр: 5 |
Преподаватель: Тухтамишева А.З. | Академический год: 2015-2016 уч. год |
Краткое содержание занятия |
Каждое общество в процессе своего развития сталкивается со множеством проблем. Экономические проблемы среди них являются центральными. Многие экономисты считают, что доминирующими факторами экономических проблем являются:
1) безграничность желания людей в удовлетворении своих потребностей;
2) ограниченность ресурсов, которыми располагает любое общество.
Зная эти факторы, можно сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система независимо от ее политической ориентации.
Изучая какое-либо явление и замечая регулярность повторения некоторых событий, экономисты используют различные приемы и способы.
Создание любой теоретической модели проходит несколько этапов:
1) определение известных и неизвестных явлений (величин);
2) определение тех упрощений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять теоретическую модель;
3) выдвижение гипотез, объясняющих взаимоотношение неизвестных;
4) выработка выводов, вытекающих из данной теории.
В экономической теории широко используйте методы анализа и синтеза, индукции и дедукции научного абстрагирования, а также моделирования.
Задание на СРСП
1. Рассмотрите следующие зависимости:
а) доход и образование;
в) низкий доход и многодетность;
с) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране.
Что является причиной и что следствием? Могут ли они меняться местами?
2. Методы экономического анализа. Микроэкономика: предмет исследования.
Макроэкономика: определение и предмет исследования.
3. Основные этапы развития экономической мысли.
Задание на СРС
Дайте характеристику трех ситуаций экономического выбора, совершаемого любым индивидуумом: а) доход-потребление, б) труд-отдых, в) потребление-сбережение.
Контрольные вопросы:
А. Для писменного контроля:
1. Основные экономические понятия.
2. Каковы методы экономического анализа.
3. Предмет экномической теории.