Глава 29. командно-административная система

«Сколько могу видеть из слов ваших, - сказал полков­ник, нимало не смутясь, -это просьба, не так ли?...В таком случае, изложите ее письменно. Она пойдет в ко­миссию всяких прошений.

Комиссия всяких проше­ний, пометивши, препрово­дит ее ко мне. От меня по­ступит она в комитет сель­ских дел, там сделают вся­кие справки и выправки по этому делу.

Главноуправляющий вмес­те с конторою в самоскорей­шем времени положит свою резолюцию, и дело будет сде­лано».

Н. В. Гоголь. Мертвые души, том II.

§ 1. Социалистическая идея:

сущность и историческое развитие

Командно-административная система была основана на социалистической доктрине. На протяжении человеческой истории мож­но насчитать немного идей, к которым люди разных стран и эпох обра-

щались бы столь упорно, как к идее социализма. Возникновение, рас цвет и крах реальных социалистических обществ занимает, пожалуй центральное место в истории XX века.

Притягательность социализма как теории и практики обусловлена тем, что он берется решить две проблемы, испокон веков волновавши) человечество.

Во-первых, это искоренение неравенства. Нет нужды доказывать какая пропасть между богатством и нищетой существовала на протяже­нии всей истории. (Отметим, что социалисты стремились обеспечить главным образом материальное равенство, отодвигая на задний план равенство людей перед законом, в политических правах и т. п. Здесь проходит водораздел между социализмом и его антиподом - либерализ­мом). В зависимости от культурных и исторических особенностей раз­ных стран и эпох сторонники социалистической доктрины понимали ра­венство по-разному - от полного единообразия в нищете, характерного для восточноазиатского варианта социализма, до признания европейс­кими социал-демократами правомерности существенных различий в благосостоянии, вызванных трудом и даже предпринимательской дея­тельностью людей. Социализм не нашел ответа и на вопрос о том, как совместить равенство с природными различиями между людьми.

Во-вторых, это сознательное регулирование жизни общества и каж­дого человека в отдельности со стороны неких верховных органов об­щества. Многие явления человеческой жизни и формы поведения, на­пример, войны, насилие, бедность, вызывающая роскошь и бесцельная трата материальных богатств, порождали у многих людей представле­ние о том, что избавить человечество от этого может только руководи­мое «сверху» коллективное устройство жизни. Сторонники социализма считают, что рациональное и научное управление экономикой и други­ми сферами жизни способно решить вечные проблемы человеческого бытия и сделать человека счастливым. Камнем преткновения, однако был и остается вопрос о том, как сформировать верховные органы об­щества, какими принципами они должны руководствоваться в управле­нии и может ли общество их контролировать.

Из стремления обеспечить равенство и рациональное, научное управ­ление обществом вытекает присущее большинству школ и течений социа­лизма отрицание частной собственности и политической демократии.

Главными идейными предтечами социализма в европейской культу­ре принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья -английского философа и государственного деятеля Т. Мора и итальянс­кого философа, доминиканского монаха Т. Кампанеллу, которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности. В XVIII - начале XIX вв. понятия «социа­лизм» и «коммунизм» вошли в научный обиход и общественный лексикон.






Глава 29

Командно-административная система



Среди наиболее известных авторов того периода - французские филосо­фы А. Сен-Симон и Ш. Фурье и английский общественный деятель Р. Оуэн. Вплоть до середины XIX в. социализм носил характер абстрак­тной, отвлеченной доктрины.

Превращению социализма в активное и бурно растущее направле­ние философской и политической мысли способствовало становление европейской социал-демократии и научное творчество ряда выдающих­ся ученых и деятелей середины - второй половины XIX в. Наиболее крупный вклад внес К. Маркс, автор «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г., совместно с Ф. Энгельсом), «Капитала» и многих других работ. Маркс попытался обосновать исторически преходящий характер ча­стной собственности и неизбежность скорого вступления всего человече­ства в эру коммунизма через мировую революцию. Позднее В. И. Ленин развил и практически применил в России идеи Маркса о революцион­ном, насильственном уничтожении старого строя и переходе к бесклас­совому социалистическому обществу.

Быстрому распространению идей социализма в середине XIX - на­чале XX вв. способствовали следующие обстоятельства. Становление машинной индустрии в Европе (в том числе в России) и в Америке со­провождалось ломкой традиционного уклада жизни и массовым обни­щанием населения, что рождало протест против частной собственнос­ти, угнетения и неравенства. В то же время бурный подъем науки и тех­ники служил источником убеждения для многих передовых людей того времени в том, что замена рыночной стихии планомерным ведением хозяйства и преобразование жизни людей на научных и рациональных началах позволит человечеству вступить в эпоху невиданного расцвета. Немаловажно и то, что развитие средств связи и транспорта, другие технические достижения этого периода создали впервые в истории воз­можности для управления обществом из единого центра и для контроля за поведением каждого человека.

Наши рекомендации