Телепередачи рулевых машин
Системы управления или телепередачи рулевых машин могут быть механическими, гидравлическими и электрическими. Применение механических телепередач возможно при условии малого расстояния от поста управления до рулевой машины, т.е. на малых судах.
Для рулевых машин современных морских судов используются гидравлические и электррические телепередачи.
На рис.4 показано устройство гидравлической телепередачи.
РИС.4
Датчик связан с приемником трубками “а” и “б”. При вращении штурвала 1 система шестерен перемещаетзубчатую рейку 6 и поршень 5, который перемещаясь из среднего положения разобщает полости I иII колонки датчика 7. При этом за счет увеличения давления в одной из полостей перемещается цилиндр11 приемника и сжимается пружина 12. Вместе с цилиндром перемещается траверса 13и тяги14, которые воздействуют на пусковую сиситему рулевой машины. С валом штурвала 1 связан аксиометр 2, показывающий положение руля. Расхождение показаний аксиометра и действительного положения руля не должно превышать 20. Для возвращения руля в среднее положение рулевой освобождает штурвал, пружина прием-
ника телемотора 12 разжимается и ставит цилиндр 11 в среднее положение, что обеспечивает пуск машины для возврата руля в исходное положение. При возвращении цилиндра 11 в среднее положение в одной из полостей системы создается давление, возвращающее поршень 5, штурвал 1 и указатель аксиометра 2в исходное положение. В случае если из-за перепуска жидкости из полости в полость через неплотности поршень 5 не займет среднее положение,то рулевой доводит его до этого положения поворотом штурвала. Полости будут соединены через каналы k, k' и объемы жидкости в них выравняются. Если при работе телепередачи во всасывающей полости датчика возникает вакуум, то жидкость из буферного бачка 3через
клапан 4 наполнит эту полость.При нагревании системы, например, вследствии повышения температуры наружного воздуха, давление в ней может превысить рабочее, тогда часть жидкости через клапан, установленный параллельно клапану 4, поступает в бачок 3.
На рис.5 представлена принципиальная схема контактной следящей электрической телепередачи.При повороте штурвала поворачивается контактный ротор "А" на заданный угол. Ток от положжительного полюса судовой сети через включенную секцию сопротивления Wn по одному из проводов g, f, h, i пройдет на контактную шину ротора приемника В и обмотку возбуждения ОВ генератора 2, который вращается электродвигателем 1. Генератор запускает электромотор дистанционного управления 3, который через червячную передачу 4, червяк 9 и гайку 8 передвигает шарнир рычага 7. Левый конец рычага 7, воздействуя на тягу 10 и рычаг 11, переместит штоки 12 и скользящие блоки насосов 13 от среднего положения, включается подача насосов,что вызывает перемещение привода электрогидравлической рулевой машины.
Поворот румпеля 5 через тягу обратной связи 6 вызовет поворот рычага 7 вокруг пальца гайки 8, возвращающий посредством тяги 10 и рычага 11, скользящие блоки в нейтральное положение. Руль остановится на заданном положении.Электромотор 3, вращая вал 9, повернет червячный сектор 14 и ротор приемника В на угол, равный по значению, но противоположный
по направлению углу поворота датчика А. Поворот ротора приемника включает ток на пртивоположную обмотку возбуждения генератора ОІВ. Напряжение на клемах генератора станет равным нулю и электромотор 3 остановится.
Каждому углу поворота датчика А соответствует равный и противоположный по направлению угол поворота приемника В, а следовательно, определенное число оборотов электромотора 3 и .
смещение скользящих блоков насосов. Это обеспечивает угол поворота руля, пропорцио-нальный углу поворота датчика А и возвращение тягой обратной связи 6 блоков насосов в нейтральное положение.
РИС. 5