Меркантилизм: неправильное употребление термина
162 Адам Смит, шотландский философ эпохи Просвещения и основатель современной экономической науки, характеризовал эконо-163-мическую политику своего времени (и более ранних столетий) под единой рубрикой — система меркантилизма.
163 С его точки зрения, эта политика была ошибочной, поскольку она ограничивала «естественную свободу» людей и приводила к тому, что современные экономисты называют неоптимальным распределением ресурсов. Обличая эту политику как нерациональную и несправедливую, он пытался систематизировать свойственные ей меры (отсюда и термин — «система меркантилизма»), отчасти для того, чтобы подчеркнуть ее абсурдность. Основываясь преимущественно на английских примерах, он заявлял, что эта политика была придумана купцами и навязана правителям и государственным деятелям, которые не разбирались в экономике. По утверждению Смита, сторонники системы меркантилизма рассуждали следующим образом: точно так же, как купцы обогащаются за счет превышения доходов над расходами, народы могут обогатиться за счет того, что будут продавать иностранцам больше товаров, чем покупать у них, получая разницу, или сальдо торгового баланса, в золоте или серебре. Вследствие этого, по Смиту, они поощряли политику, стимулирующую экспорт и ограничивающую импорт (и то, и другое было благоприятно для их собственных частных интересов) для обеспечения «благоприятного торгового баланса» страны в целом.
163 Более ста лет после того, как Смит в 1776 г. опубликовал свое «Исследование о природе и причинах богатства народов», термин «система меркантилизма» имел уничижительный оттенок. Однако в конце XIX в. ряд немецких историков и экономистов, в особенности Густав фон Шмоллер, радикально пересмотрели это понятие. Для них, националистов и патриотов, живших в период объединения Германии под гегемонией Пруссии, «меркантилизм» был, прежде всего, политикой государственного строительства, проводимой мудрыми правителями, образцом которых был Фридрих Великий. Говоря словами Шмоллера, меркантилизм «по своей сути — не что иное, как политика государственного строительства, причем не в узком смысле, а в смысле одновременного создания и государства, и национальной экономики»1.
1 Schmoller G. von. The Mercantile System and Its Historical Significance. New York; London, 1896. P. 69.
163 Впоследствии ученые предпринимали попытки гармонизировать и рационализировать эти две антагонистические идеи. В результате в учебниках можно найти такие определения меркантилизма, как «теория» или «система» экономической политики, характерная для раннего этапа развития современной Европы, или «широкий комплекс идей и практических мер, преобладавший в странах Западной Европы и их колониях примерно с 1500 до 1800 г.»2.
2 Whittaker E. Schools and Streams of Economic Thought. Chicago,
163 С учетом этих широко распространенных ошибочных
164 концепций и чрезмерных упрощений не будет лишним подчеркнуть тот факт, что в основе экономической политики едва ли лежала какая-либо «система», помимо стремления вечно испытывавших недостаток финансовых средств правительств максимизировать свои доходы, а теоретические основания экономической политики были крайне туманны, если вообще существовали. В любом случае, какой-либо консенсус по вопросам теории или политики отсутствовал.
Разумеется, существовали некоторые общие темы или элементы экономической политики, что было связано со схожестью потребностей правителей и правящих классов, а также обстоятельств, в которых они находились. Об этом будет сказано далее в данной главе. Но по меньшей мере так же велики были и различия, особенно те из них, которые были обусловлены различиями в составе правящих классов. Здесь мы кратко затронем этот вопрос, к которому еще вернемся в дальнейшем.
Несмотря на общие черты, каждая страна имела свою собственную экономическую политику, отличную от политики других стран. На нее накладывали отпечаток особенности местных и национальных традиций, географических условий и, что более важно, характера самого государства. Защитники экономического национализма заявляли, что целью политики было достижение интересов государства. Но что такое государство? Его характер варьировал от абсолютной монархии Людовика XIV и большинства других континентальных держав до бюргерских республик Голландии, Швейцарии и Ганзейских городов. Ни в одной из этих стран население в целом или хотя бы его большинство не участвовало в процессе управления. Поскольку национализм ранних национальных государств имел классовую, а не массовую основу, ключ к национальным различиям в экономической политике следует искать в различиях состава и интересов правящих классов.
Во Франции и других абсолютистских монархиях воля суверена была законом. Хотя немногие из абсолютных монархов разбирались в экономических вопросах и отдавали себе отчет в их важности, они привыкли, что их приказам подчиняются. Повседневные административные дела велись министрами и нижестоящими чиновниками, чьи познания в области экономики едва ли превосходили познания их сюзеренов, ценности и взгляды которых они проводили в жизнь. Детальные правила регулирования, разработанные для управления промышленностью и торговлей, увеличивали издержки и затрудняли ведение бизнеса, а значит, провоцировали уклонение от государственных предписаний. По принципиально важным вопросам абсолютные монархи часто приносили в жертву своему невежеству и безразличию не только экономическое благосостояние своих подданных, но и экономический базис своей собственной власти. Так произошло в Испании, где, несмотря на наличие огромной колониальной империи, правительство постоянно тратило больше, чем получало доходов, ограничивало
165 деятельность купцов и постепенно утратило свою экономическую Де военную мощь. Даже Франция при Людовике XIV, будучи самым населенным и сильным государством в Европе, с трудом поавлялась с финансированием завоевательных войн и королевского двора. Когда Людовик XIV умер, Франция находилась на грани банкротства.
Объединенные Провинции, управлявшиеся купцами и в интересах купцов, которые контролировали и главные города, проводили более компетентную политику. Живя преимущественно торговлей, они не могли себе позволить проводить протекционистскую политику, которой придерживались их более крупные соседи. Они установили у себя режим свободной торговли, приветствуя в своих портах и на своих рынках купцов всех национальностей. С другой стороны, в Голландской империи монополия голландских купцов была абсолютной.
Англия лежала где-то ближе к центру спектра. Земельная аристократия имела тесные контакты с богатыми купеческими фамилиями, а также с адвокатами и служащими, связанными с торговлей, а крупные купцы на протяжении долгого времени играли видную роль в правительстве и в политике. После революции 1688 — 1689 гг. их представители в парламенте получили решающую власть в государстве. Выработанные ими законы и нормативные акты, касавшиеся экономики, отражая баланс политических сил, благоприятствовали земельным и сельскохозяйственным интересам страны и в то же время стимулировали развитие национальной промышленности, мореходства и торговли.
Общие элементы
165 В Средние века большинство феодалов, особенно суверенов, имели «военные сундуки» (war chests), что дословно означало следующее: большие металлические сундуки, в которых они собирали монеты и слитки драгоценных металлов для финансирования как ожидаемых, так и непредвиденных войн. К XVI в. методы управления финансами несколько усложнились, но озабоченность накоплением больших запасов золота и серебра сохранялась. Эта озабоченность лежала в основе грубой формы экономической политики, известной как «буллионизм»1, которая предусматривала накопление в стране как можно большего количества золота и серебра и законодательный запрет их экспорта под угрозой смертной казни для нарушителей. Неудачные попытки Испании удержать в стране сокровища, притекавшие из Нового Света, были
1 От английского bullion — «слиток драгоценных металлов». — Прим. науч. ред.
наиболее выразительным примером такой политики, но схожее законодательство имели большинство государств.
Ввиду того, что лишь немногие европейские страны имели рудники, где добывалось золото и серебро (а те рудники, которые имелись на континенте — преимущественно в Центральной Европе, — были заброшены в результате наплыва золота и серебра из испанских колоний в середине XVI в.), главной целью исследований и колонизации было установление контроля над заморскими территориями, на которых такие рудники имелись. Примером для подражания была опять же Испания. Однако колонии Франции, Англии и Голландии давали мало золота и серебра, так что для этих стран единственным способом накопления запасов драгоценных металлов (помимо завоеваний и пиратства, к которым они также прибегали) была торговля.
Именно в связи с этим, как указывал Адам Смит, купцы оказались способны влиять на принятие государственных решений, и именно они изобрели теорию благоприятного торгового баланса. Согласно этой теории, в идеале страна должна только продавать товары за границу и ничего не покупать у иностранцев. Однако на практике этот идеал был недостижим, в связи с чем возникает вопрос: что следует экспортировать, а что импортировать? Из-за частых неурожаев и периодических случаев голода правительства стремились к накоплению больших запасов зерна и других продуктов питания и обычно запрещали их экспорт. В то же время они стимулировали промышленное производство — не только для того, чтобы иметь товары для продажи за границу, но также и для повышения степени самоообеспечения страны за счет расширения ассортимента внутреннего производства.
Для стимулирования национального производства импорт зарубежных товаров был запрещен либо обложен высокими протекционистскими пошлинами, которые являлись и источником государственных доходов. Внутреннее производство стимулировалось также предоставлением монопольных прав и субсидий. Если сырье было недоступно внутри страны, его импорт освобождался от ввозных пошлин, вопреки общей политике ограничения импорта. Законы, регулирующие потребление, были ориентированы на сокращение потребления иностранных товаров и поощрение потребления товаров местного производства.
Наличие большого торгового флота рассматривалось в качестве важного преимущества, поскольку он позволял (по крайней мере в теории) получать от иностранцев деньги за предоставление им услуг морских перевозок, а также стимулировал экспорт, обеспечивая возможности дешевой транспортировки товаров. Более того, поскольку главным отличием купеческого судна от военного корабля было количество пушек, то большой торговый флот можно было в случае войны превратить в военный. Большинство стран имело «законы о мореплавании», цель которых заключалась в сокращении объема перевозок импортных и экспортных грузов ино-
странными судами, а также в обеспечении других условий, благоприятных для развития торгового мореплавания. Кроме того, правительства стимулировали развитие рыболовства как отрасли, обеспечивающей подготовку моряков, предъявляющей спрос на продукцию судостроения, а также способствующей самообеспечению нации продуктами питания и расширению экспортного потенциала. Примером тому был расширявшийся сельдяной промысел голландцев. В основе аргументов о расширении торгового судоходства лежало представление о том, что объем международной торговли является неизменным. В соответствии с данными Кольбера, первого министра Людовика XIV, всю европейскую торговлю обслуживали 20 тыс. судов, более трех четвертей которых принадлежали голландцам. Кольбер считал, что Франция может увеличить свою долю только путем уменьшения доли голландцев, и эту цель он был готов достичь путем войны.
Теоретики всех наций подчеркивали роль колониальных владений как важного элемента национального богатства и мощи. Даже если колонии не имели золотых или серебряных рудников, они могли поставлять товары, не производящиеся в метрополии, которые можно было использовать внутри страны или продавать за границу: например, специи из Ост-Индии, сахар и ром из Бразилии и Вест-Индии, табак из Вирджинии.
Таковы были некоторые идеи, касающиеся экономической политики, которые были характерны для XVI —XVII вв. Обычно они не формулировались в столь простой и ясной форме, им редко следовали на практике, и уж тем более они не являлись какой-то «теорией» или «системой», которая направляла действия правителей. В реальной практике законодательство и другие меры правительства в экономической сфере представляли собой серию решений, обычно не имевших разумного экономического объяснения и часто приводивших к непредвиденным результатам, как будет показано в следующем разделе главы.