Каким образом аналитик может выделить экономических агентов рынка? Где и когда необходим такой анализ?
Аналитик – это специалист, владеющий методикой экономического анализа, участвующий в проведении анализа.
Экономический анализ предполагает собой исследование конъюнктуры рынка. Это необходимо для выявления меры влияния деятельность промышленности и торговли на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, а также определения мероприятий, направленных на более полное удовлетворение спроса населения на товары, более рациональное использование имеющиеся у производственного предприятия возможностей. Результаты анализа предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Любому субъекту экономической деятельности необходим анализ рынка на различных стадиях его развития. Например, при создании предприятия, при перепрофилировании своей деятельности, при расширении спектра оказываемых услуг, а также при увеличении масштабов производства. Необходимо отметить и то, что данный аспект касается не только деятельности промышленных предприятий, но и любых хозяйствующих субъектов, нацеленных на принятие более выгодных решений (получение дополнительной прибыли).
Анализ рынка позволяет:
- определить параметры рынка, выявить положение предприятия на нем;
- определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции;
- изучить потребность и спрос потребителей на товар (услугу);
- изучить товар, его место на рынке и степень удовлетворения им потребностей покупателей;
- прогнозировать (моделировать) перспективы товара;
- определять направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей.
Анализ рынка — основа для разработки тактики и стратегии предприятия (как в настоящем, так и в будущем), прогноза конъюнктуры рынка и состояния конкуренции — наиболее важных элементов анализа.
Экономические агенты - структуры, которые принимают экономические решения о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам, именуемым также экономическими агентами.
В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство).
Домашнее хозяйство (домохозяйство) – экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования.
Фирма - экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами.
Правительство (государство) – экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Государство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, государство использует налоги, собираемые с них же.
В развитых государствах выделяется четвертый элемент как экономический агент – иностранный сектор. Он представлен в основном экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств.
Для выделения аналитиком экономических агентов рынка (которые в зависимости от цели исследования могут быть конкурентами, потребителями и др.) необходимо исследовать конъюнктуру рынка, определить основных поставщиков, потребителей, выявить влияние государства на исследуемую сферу деятельности.
Рассмотрим пример.
Nokia Corporation – финская транснациональная компания, поставщик оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей. Хорошо известна своими мобильными телефонами и смартфонами.
В 2007 году компания занимала первое место в мире по поставкам мобильных телефонов.
Выручка компании в 2009 году по МСФО составила ?41,0 млрд (в 2008 году – ?50,7 млрд), операционная прибыль — ?1,2 млрд (?5,0 млрд), чистая прибыль — ?891 млн (?4,0 млрд). В 2010 году занимала 32 % (в натуральном выражении) мирового рынка мобильных устройств, годом ранее — 34 % (по собственным данным, по оценкам Gartner, доля Nokia уже меньше — 28,9 % в 2010 году и 36,4 % годом ранее).
В 2011 году доля в мировом производстве уменьшилась до 31 %. Убытки компании в четвёртом квартале 2011 года составили 1,07 млрд евро. В 2011 году продажи Nokia упали. К примеру, было продано 77,3 млн смартфонов (в 2010 году — 100,3 млн). Падение произошло на фоне роста рынка смартфонов на 60 %. В результате доля Nokia в данном сегменте упала с 29 % до 12 %. Падение продаж зафиксировано и на рынке телефонов: в 2011 году реализовано 417 млн телефонов, тогда как в 2010 году — 452 млн.
По итогам третьего квартала текущего года чистый убыток Nokia составил 969 млн евро, говорится в отчете финского производителя мобильных телефонов, опубликованном сегодня. Потери Nokia в 14 раз больше, чем за тот же период прошлого года — тогда чистый убыток составлял 68 млн евро.
Компания находится в плохом финансовом положении, для того, чтобы исправить данную ситуацию, необходимо пересмотреть свою финансово-экономическую деятельность, выявить основные преимущества конкурентов, провести маркетинговое исследование. А также выявить экономических агентов, являющихся основными конкурентами и предпринять необходимые меры, направленные на улучшение технологии производства, либо найти «своего покупателя» на рынке мобильных телефонов.
Таким образом, аналитик может выявить экономических агентов, проведя анализ конъюнктуры рынка. Такой анализ необходим при проведении каких-либо изменений в деятельности фирмы.