Торговля, торговые пути и торговая организация
151 Из всех секторов европейской экономики самым динамичным в период между XV и XVIII вв., несомненно, являлась торговля.
152 В старых учебниках XVI в. описывался как эра «торговой революции». Как мы видели, среди предшествующих периодов также есть претенденты на это звание, но нет сомнений в том, что объем дальней и международной торговли в XVI в. демонстрировал существенный рост. Точно сказать, насколько этот объем увеличился, невозможно, однако вполне вероятно, что рост торговли в несколько раз превосходил рост численности населения. Торговля Европы с другими регионами мира внесла свой вклад в общий ее рост, а также стимулировала рост товарооборота внутри Европы. Но, как уже отмечалось, торговля с Азией и Америкой составляла лишь незначительную долю совокупной торговли. Торговля неизбежно должна была возрасти даже в том случае, если бы не были сделаны географические открытия.
Необходимо помнить, что доминирующая часть товарооборота как по объему, так и по стоимости приходилась на локальную торговлю. Города получали основную массу продовольствия непосредственно из близлежащих окрестностей и в обмен снабжали их промышленными товарами и услугами. Это была преимущественно мелкая торговля, характер которой лишь в незначительной степени зависел от конкретного времени и места. Более интересными и более значительными с точки зрения истории экономического развития были изменения, которые произошли в торговле на дальние расстояния.
Главные торговые пути XV в. и товары, перевозимые по ним, были описаны в главе 3. Наиболее важные изменения, которые произошли в последующие двести лет, кроме открытия новых морских путей, были связаны со смещением центра тяжести европейской торговли от Средиземноморья к северным морям, с небольшим, но ощутимым изменением характера товаров, являвшихся объектами дальней торговли, и с изменением форм торговой организации.
Проникновение португальцев в Индийский океан нанесло мощный удар по позициям Венеции и, в меньшей степени, других итальянских городов. Не соответствует действительности прежнее представление о том, что средиземноморская торговля пряностями через Египет и Аравию разом прекратилась, однако конкуренция португальских специй значительно подорвала ее прибыльность. В 1521 г., пытаясь восстановить свою монополию, венецианцы предложили выкупить весь португальский импорт специй, но им было отказано. Постепенно инициатива в торговых делах перешла к странам севера Европы. Прославленный фландрский флот венецианцев сделал свой последний рейс в 1532 г., а в конце XVI в. венецианские послы жаловались на конкуренцию со стороны более дешевой французской и английской шерсти на рынках Ближнего Востока, которые итальянцы рассматривали в качестве своих собственных. Однако португальцы не смогли удержать в своих руках все выгоды, связанные с их успехом.
152 Первый груз португальских специй в Антверпен в 1501 г. был доставлен из
153 Лиссабона не португальскими, а голландскими или фламандскими купцами.
153 Испанцы и португальцы, сосредоточившись на эксплуатации своих заморских империй, оставили дело продажи привозимых ими товаров в Европе, а также осуществления большей части экспортных поставок в свои колонии другим европейцам. Из них наиболее активно действовали представители Нидерландов, главным образом голландцы и фламандцы.
«Удивительный взлет Нидерландов» (говоря словами одного завистливого англичанина) начался относительно скромно в XV в., когда голландский рыболовный флот в Северном море начал подрывать господство Ганзы в торговле сельдью. (Обычно причиной утраты Ганзой своих позиций в этой сфере считают «миграцию» косяков сельди из Балтики в Северное море, но более вероятно, что вытеснение ганзейцев из этого вида торговли — равно как и из всех прочих — было связано с тем, что деятельность голландцев просто была более эффективной.) Торговля сухой и соленой сельдью первое время осуществлялась вдоль берега Северного моря и вверх по немецким рекам, а затем, в XVI в., ее стали продавать в Южной Европе и даже в Балтийском регионе. Тем временем голландцы развивали и другие отрасли торговли. Из Португалии и Бискайского залива они доставляли соль для засолки рыбы и для продажи в Северной Европе, иногда прихватывая попутно также и груз вина. Но главной опорой голландской торговли была торговля на Балтике, преимущественно зерном и лесом, а также корабельными припасами, льном и коноплей. Из зарегистрированных в датских таможенных книгах 40 тыс. судов, входящих в Балтику и покидающих ее воды между 1497 и 1660 гг., почти 60% были голландскими, а остальные английскими, шотландскими, немецкими и скандинавскими. Фактически вся торговля между Северной Европой и Францией, Португалией, Испанией и Средиземным морем и большая часть торговли между Англией и континентом находилась в руках голландцев.
153 Голландцы были не менее активны и в заокеанской торговле. Война за независимость Нидерландов прервала их торговлю с Испанией, но они продолжали торговать с Португальской империей через Лиссабон. Однако в 1580 г. Португалия попала под власть испанской короны, а в 1592 г. испанские власти закрыли лиссабонский порт для голландских судов. В большой степени зависимые от морской торговли, голландцы немедленно начали строить корабли, способные на многомесячные плавания вокруг Африки в Индийский океан. Менее чем за 10 лет путешествия между Нидерландами и Ост-Индией совершили более 50 кораблей.
153 Эти ранние путешествия были столь успешными, что в 1602 г. правительство Объединенных провинций, правительство города Амстердама и несколько частных торговых компаний создали голландскую Ост-Индскую компанию, которая на законном основании монополизировала торговлю между Ост-Индией и Нидерландами.
154 Голландцы не были единственной нацией, которая воспользовалась ослаблением Португалии. Английские купцы-контрабандисты совершили рейс в Ост-Индию еще в 1591 г., а в 1600 г. была создана английская Ост-Индская компания с такими же монопольными правами, как у голландской Ост-Индской компании. Хотя эти две компании были до некоторой степени соперниками, они обе считали своим главным врагом португальцев. Голландцы сконцентрировали свои усилия на Островах пряностей в Индонезии и к середине XVII в. установили свое господство и над островами, и над торговлей специями, — господство более эффективное, чем то, которого когда-либо удавалось достичь португальцам. Они также взяли под контроль порты Цейлона. После неудачных попыток создать плацдарм в Индонезии, англичане основали укрепленные торговые поселения на берегах Индии, которая со временем стала «главным бриллиантом Британской короны». Португальцы удержали свои владения в Гоа, Диу и Макао, а также не-сгсолько портов на африканском берегу, но перестали быть главной торговой или морской державой на восточных морях.
Другие морские державы также воспользовались слабостью Португалии и нежеланием испанцев завоевывать и создавать рынки в Западном полушарии. Первые попытки англичан и французов найти прямой путь на Восток закончились неудачей, но во второй половине XVI в. были предприняты новые усилия, направленные на разведку северо-восточного или северо-западного прохода в Азию. Неудачный вояж в 1553 г. Уиллогби и Ченслера через Арктику в Белое море не привел к открытию северо-восточного прохода, но способствовал установлению торговых связей с растущей Российской империей и, через нее, со Средним Востоком. В это же время Франция, Англия и Голландия начали нелегальную торговлю с Бразилией и испанскими колониями в Новом Свете; при возможности их корсары грабили испанские корабли и колониальные порты. Три попытки англичан основать колонии в Северной Америке в период правления Елизаветы I закончились неудачей, но в первой половине XVII в. были созданы колонии в Вирджинии (1607 г.), Новой Англии (1620 г.) и Мериленде (1632 г.), а также на островах, отнятых у Испании в Вест-Индии. Со временем все они стали важными рынками сбыта для английской промышленности, а также источниками сырья и поставщиками потребительских товаров. В 1608 г. французы основали постоянное поселение в Квебеке и провозгласили весь регион Великих Озер Новой Францией, однако эта колония отнюдь не процветала. В 1600 г., когда численность англоязычных колонистов в Новом Свете составляла почти 100 тыс. человек, во всей Канаде насчитывалось только 2500 французских колонистов, т.е. меньше, чем на новых французских «сахарных» островах в Вест-Индии.
154 В 1624 г. голландцы предприняли попытку завоевать португальские колонии в Бразилии, но после 20 лет упорной борьбы они были изгнаны самими португальскими колонистами, не полу-155-чавшими особой помощи от метрополии.
155 Голландцы закрепились только в Суринаме и на нескольких островах Карибского моря. В том же году, когда голландцы начали завоевание Бразилии, другая группа голландских колонистов основала город Новый Амстердам на южной оконечности острова Манхэттен. Они объявили своей территорией всю долину реки Гудзон и прилегающие земли, основали форт Оранж (Олбани) и передали земли во владение таким семьям, как Ренселеры и Рузвельты.
Морская торговля играла наиболее важную роль для развития международных коммерческих связей, но сухопутная и речная торговля также была значительной. Она преобладала в местном товарообороте, и даже в международной торговле многие товары начинали свое движение на рынок по сухопутным путям в повозках и на вьючных животных, или же на баржах по рекам. Например, медь из Венгрии достигала рынка в Антверпене (затем в Амстердаме), начиная свое движение по сухопутному пути до польских рек, затем баржами до Данцига, откуда она вывозилась по Балтийскому и Северному морям. Серебро из Центральной Европы и Тироля проходило сходный путь, независимо от того, шло ли оно в Балтику, в Средиземное море или на Запад. Рейн, Майн и Неккар были важнейшими артериями для экспорта металлов и металлических изделий (ножей, орудий, игрушек) из южной Германии и прирейнских земель. Не менее важную роль играли и французские реки.
Торговля металлами и дорогими тканями могла окупить издержки долгого наземного путешествия. Для других товаров это было невозможно — если, конечно, они не передвигались сами, как, например, скот. В то время как европейские пахотные земли во все больших масштабах возделывались под зерновые для обеспечения продовольствием растущего по численности населения, Дания, Венгрия и Шотландия, где имелись обширные луга, использовали их для выпаса скота. Ежегодные перегоны скота, превосходившие знаменитые перегоны на американском Западе в XIX в., приводили его в загоны для откорма и на рынки в городах северной Германии и Нидерландов, южной Германии, северной Италии и Англии.
Характер товаров, вовлеченных в дальнюю торговлю, несколько изменился в XVI —XVII вв. В начале Средних веков это были преимущественно предметы роскоши для зажиточных слоев населения. Позже, с ростом городов, в этот список стали входить более обыденные предметы. К XVI в. значительную часть совокупного товарооборота международной торговли составляли зерно, лес, рыба, вино, соль, металл, сырье для текстильной промышленности и ткани. К концу XVII в. половина физического объема английского импорта приходилась на лес, а более половины физического объема экспорта — на уголь, хотя экспорт тканей намного превосходил его по стоимости.
155 Торговля товарами с низкой ценой за единицу объема стала возможной в результате усо-156-вершенствований в конструкции судов, что привело к снижению транспортных издержек.
156 Этому способствовало и сокращение риска морских путешествий, связанного как с природными факторами, так и с действиями людей, благодаря совершенствованию навигационных приборов и успешным действиям военно-морского флота по уничтожению пиратов.
В межконтинентальной торговле ситуация соответствовала прежней модели, хотя в XVII и особенно в XVIII вв. и здесь произошли сдвиги. Перец, который в начале XVI в. был предметом роскоши, постепенно стал товаром массового потребления. Ввиду снижения объемов торговли драгоценными металлами в XVII в. и приобретения многими странами колоний в Западном полушарии все большее место в европейском импорте стали занимать сахар, табак, кожи и даже лес. Европейский экспорт в колонии состоял большей частью из промышленных товаров. Эти товары занимали малый объем, в результате чего оставшееся место могло использоваться для перевозки эмигрантов. Ситуация в восточной торговле была совершенно иной. С самого начала прямых контактов с Азией европейцы часто сталкивались с проблемой поиска предметов, годных для обмена на специи или другие товары. По этой причине большая часть европейской «торговли» была, по сути своей, грабежом. Там, где грабеж был невозможен или затруднен, азиатские купцы принимали в обмен огнестрельное оружие и снаряжение, но преимущественно они требовали золото и серебро, которые накапливали в виде сокровищ или использовали для изготовления ювелирных украшений. В целом Азия была нетто-по-лучателем драгоценных металлов из Европы.
Специфическая отрасль торговли — работорговля — имела дело с живыми людьми. Хотя испанские колонии находились среди самых крупных покупателей рабов, сами испанцы не занимались работорговлей в сколько-нибудь значительных масштабах, а заключали контракты — асьенто — на поставки рабов с купцами других стран. В этой торговле преобладали сначала португальцы, а затем голландцы, французы и англичане. Обычно торговля носила «треугольный» характер. Европейский корабль нагружался огнестрельным оружием, ножами и другими металлическими изделиями, бусами и прочими дешевыми безделушками, яркоокра-шенными тканями и алкоголем, которые отвозились на побережье Западной Африки и обменивались у местных африканских вождей на рабов, которые были либо военнопленными, либо подданными самого вождя. Когда работорговец загружал столько скованных по рукам и ногам африканцев, сколько мог транспортировать его корабль, он шел к островам Вест-Индии или к континентальной части Северной или Южной Америки. Там он обменивал свой груз на сахар, табак или другие товары, производимые в Западном полушарии, с которыми и возвращался в Европу.
156 Хотя уровень смертности рабов при перевозке был очень высок (часто он составлял 50%, а иногда и выше), доходы от работорговли
157 были огромны.
157 Европейские правительства не предпринимали эффективных мер для ее запрета вплоть до XIX в.
157 Организация торговли была различной в разных странах и в зависимости от характера товаров.
157 Внутриевропейская торговля унаследовала сложную организацию, созданную итальянскими купцами в конце Средневековья. В XV в. колонии итальянских купцов можно было найти во всех крупных коммерческих центрах: в Женеве, Лионе, Барселоне, Севилье, Лондоне, Брюгге и особенно в Антверпене, который в первой половине XVI в. стал главным торговым портом мира. Местные купцы, а также купцы из других стран изучили итальянскую деловую технику (например, методы двойной бухгалтерии и кредитных операций) и преуспели в ней настолько, что к первой половине XVI в. итальянцы утратили свои доминирующие позиции в торговле. Самой известной предпринимательской династией XVI в. было семейство Фуг-геров, имевших головную контору в Аугсбурге (южная Германия).
Первый известный истории представитель династии Фуггеров был ткачом. Некоторые из его потомков стали купцами-раздатчиками, оперировавшими в шерстяной промышленности, а впоследствии занялись оптовой торговлей шелком и специями со складов в Венеции. К концу XV в. они активно кредитовали императоров Священной Римской империи, в результате чего прибрали к своим рукам контроль над добычей серебра и меди в Тироле и медные рудники Венгрии. При Якобе Фуггере Младшем (1459—1525 гг.) семейная компания управляла отделениями в нескольких немецких городах, а также в Венгрии, Польше, Италии, Испании, Лиссабоне, Лондоне и Антверпене. Через Лиссабон и Антверпен они во многом контролировали распределение специй в Центральной Европе, в обмен на которые получали серебро, необходимое для закупки специй в Индии. Кроме того, они принимали вклады, активно занимались учетными операциями и часто кредитовали королей Испании и Португалии. Этот бизнес в конце концов привел их к разорению.
Фуггеры занимали доминирующие позиции в XVI в. — Якоба Фуггера Младшего даже называли «князем купцов», — но было и множество других купцов в Италии, Нидерландах и Германии, которые лишь ненамного им уступали. Даже Испания имела несколько известных купеческих династий. Преобладающей формой торговой организации было партнерство, обычно основанное на письменном контракте, определявшем права и обязанности каждого из партнеров. Посредством переписки между находящимися на дальнем расстоянии друг от друга партнерами (или агентами) они были в курсе всех политических и экономических событий во всех частях Европы и вне ее.
157 Говорили, что правительство королевы Елизаветы было прекрасно информировано о делах в Европе благодаря ее финансовому агенту в Антверпене, купцу сэру Томасу
158 Грешэму.
158 Купеческая корреспонденция была предтечей современных информационных агентств и служб связи.
158 Торговая организации в Англии, бывшей в XV в. периферийной страной, сохранила более раннюю форму по сравнению с теми, что существовали в передовых экономиках на континенте. Но она быстро прогрессировала, и к концу XVII в. стала одной из самых развитых. В Средние века торговля шерстью, являвшейся наиболее важным предметом экспорта, находилась в руках регулируемой государством компании под названием Merchants of the Staple, которая в чем-то напоминала гильдию. Купцы не объединяли свои капиталы, каждый из них торговал за собственный счет (или за счет партнеров, если таковые имелись), однако они имели общие конторы и склады и подчинялись общим правилам. В XV —XVI вв. торговля шерстью все еще играла значительную, хотя и постепенно сокращавшуюся, роль. Важнейший склад, где шерсть облагалась налогом и продавалась иностранным купцам, был расположен в г. Кале, принадлежавшем Англии до 1558 г. Другая регулируемая компания, Merchants Adventurers, постепенно вытесняла компанию Merchants of the Staple с лидирующих позиций в торговле шерстяными тканями. (Некоторые купцы были членами обеих компаний.) Она устроила свой главный склад в Антверпене, внеся заметный вклад в развитие этого рынка и получив взамен некоторые привилегии. В 1564 г. компания получила королевскую хартию, предоставлявшую ей законную монополию на экспорт тканей в Нидерланды и Германию, которые были наиболее важными рынками сбыта.
Во второй половине XVI в. англичане организовали несколько других компаний, хартии которых предоставляли им монопольные права. Это Московская компания (1555 г.), появившаяся в результате экспедиции Уиллогби и Ченслера; Испанская компания (1577 г.), Балтийская (1579 г.), Левантийская (Турецкая) компания (1583 г.), первая из нескольких африканских компаний (1585 г.), Ост-Индская (1600 г.) и Французская компания (1611 г.). Учреждение специальных компаний, в частности, для торговли с Францией, Испанией и Балтикой указывало на один из двух факторов (или на оба сразу): на малый объем прямой торговли между Англией и этими странами до (а, возможно, и после) создания компаний, и на то, что эта торговля прежде находилась в руках голландских или других купцов. Знаменательно, что голландцы не видели нужды в создании подобного рода монопольных компаний и не создавали их, за исключением Голландской Ост-Индской компании (1602 г.).
158 Некоторые из этих компаний регулировались государством, но другие стали акционерными, т.е. объединяли капитал своих членов и распоряжались им под общим управлением.
158 Они создавались для ведения дальней торговли, в которой риск и капитал, необходимый для снаряжения одного путешествия, были слишком велики, чтобы соответствующее предприятие могло быть организо-159-вано одним или несколькими купцами. Московская и Левантийская компании были первыми акционерными компаниями, но впоследствии, когда торговые связи укрепились и стали более стабильными, они были преобразованы в регулируемые компании.
159 Московская компания, торговавшая через Архангельск, держала в своих руках большую часть торговли Западной Европы с северной Россией до тех пор, пока в 1649 г. царь не отозвал ее привилегии и не передал их голландцам. Ост-Индская компания также была акционерной. Поначалу каждое ежегодное плавание было отдельным предприятием, в котором могли участвовать разные группы акционеров в различные годы. Со временем, когда стало необходимым создать постоянные поселения в Индии и поддерживать постоянный контроль за операциями, компания приняла постоянную форму организации, при которой держатель акций мог выйти из компании, только продав свою долю другому инвестору. Голландская Ост-Индская компания приняла постоянную форму еще в 1612 г.
Существование единственного ключевого порта транзитной торговли в Северо-Западной Европе — сначала Брюгге, а затем Антверпена и Амстердама, каждый из которых был больше и значительнее своего предшественника — знаменательно вдвойне. Во-первых, само их существование, в отличие от периодических ярмарок Средневековья, является свидетельством роста рынков и объемов ориентированного на рынок производства. Но тот факт, что такой порт был единственным, а подъем одного означал упадок другого, показывает ограниченность этого развития. Правда, были другие важные порты — Лондон, Гамбург и другие ганзейские города, Копенгаген, Руан и др., но ни один из них не имел полного набора коммерческих и финансовых услуг, характерного для ключевого порта. Причины этого были связаны с ограниченными размерами рынков и с существованием внешней экономии при заключении торговых и особенно финансовых сделок. Когда общая масса коммерческих и финансовых операций относительно мала, более эффективно сконцентрировать их в одном месте.
Организация ключевого порта транзитной торговли была уже достаточно сложной в начале XV в., когда им был Брюгге, и стала еще сложнее, когда он переместился в Антверпен и Амстердам. Первым условием было наличие биржи. (Современное слово «биржа» и его эквиваленты в различных языках — bourse, borsa, bolsa, означающее организованный и регулируемый рынок для торговли товарами или финансовыми инструментами, происходит от названия здания для собраний купцов в Брюгге, на котором была помещена эмблема с изображением трех кошельков с деньгами'.) Как правило, товары, выставленные здесь, не предназначались для непосредственного приобретения. Это были образцы, на
Bursa (лат.) — «кошелек».
основании которых можно было удостовериться в качестве товаров. После оформления заказов товары поставлялись судами со складов. Широко использовалось предоставление кредита, и большинство платежей осуществлялось с помощью финансовых инструментов, таких как векселя или банковские ассигнаты, вместо платежа в звонкой валюте. Банковским делом занимались в основном частные компании, включая многие купеческие компании (например, компания Фуггеров, которая также занималась предоставлением банковских услуг), до тех пор пока в 1609 г. не был образован знаменитый Амстердамский банк. Это был акционерный банк, основанный под покровительством городского правительства. Он был скорее обменным банком, чем эмиссионным или дисконтным: здесь можно было разместить средства и осуществлять их переводы с одного счета на другой, но этот банк не выпускал банкнот и не кредитовал купцов путем учета коммерческих векселей. Его главная функция заключалась в обеспечении города и всех голландских и иностранных купцов надежными средствами платежа, и эту функцию он выполнял с успехом.
Режим колониальной торговли заметно отличался от режима внутриевропейской торговли. Торговля специями в Португальской империи была монополией короны. Португальский военный флот в два раза превосходил торговый, а все специи должны были продаваться через Casa da India («Индийский дом») в Лиссабоне. Португальским морякам разрешалось привозить другие товары, которые они впоследствии продавали — практика, которая часто приводила к опасной перегрузке судов на обратном пути, — но, строго говоря, помимо торговли, организованной и контролируемой государством, других торговых связей между Португалией и Востоком не существовало.
Однако ситуация за мысом Доброй Надежды была совершенно иной. Здесь португальские купцы участвовали во «внутренней торговле» (между портами Индийского океана, Индонезии и даже Китая и Японии), вступая в конкуренцию с мусульманскими, индийскими и китайскими купцами. В результате запрета на прямую торговлю с Японией, наложенного китайским императором, они на время получили фактическую монополию на обслуживание торговли Китая с Японией. В торговле специями крайним восточным пунктом являлся Гоа, а Лиссабон — крайним западным. Специи, из которых основным по объему закупок был перец, приобретались на рынках по всему Индийскому океану и на Молуккских островах, а затем привозились в Гоа, где загружались на шедшие в Португалию корабли под надзором королевских служащих. Поскольку Португалия производила мало товаров, представлявших интерес на восточных рынках, обратный груз состоял преимущественно из слитков золота и серебра, а также некоторого количества оружия и снаряжения. В целом, хотя торговля специями была крайне выгодна для правительства, она мало способствовала развитию или укреплению самой португальской экономики.
Торговля между Испанией и ее колониями носила схожий характер. В принципе торговля с колониями была монополией кастильской короны. Фактически правительство осуществляло ее через Casa de Contratacion, организацию в Севилье, которая напоминала по форме гильдию, но действовала под наблюдением правительственных чиновников. Все морские перевозки между Испанией и колониями осуществлялись под защитой конвоев, которые отправлялись из Севильи два раза в год, весной и в конце лета, проводили зиму в колониях и возвращались как один флот следующей весной. Официальной причиной использования системы конвоев была необходимость защиты перевозки драгоценных металлов от пиратов, а в военное время и от кораблей противника. Это также была удобная, но неэффективная попытка предотвратить контрабандную торговлю. Реальные масштабы контрабанды определить невозможно, однако они должны были быть весьма значительными с учетом того, что легальный экспорт был ничтожен. Среднее число кораблей в конвоях во второй половине XVI в. составляло около 80 в год. Это намного меньше общего числа кораблей, занятых, например, в торговле на Балтике. В это время европейское население Нового Света насчитывало уже более 100 тыс. человек. Даже если оно в значительной степени само обеспечивало себя продуктами питания, оно все же продолжало зависеть от европейских поставок вина и оливкового масла, не говоря уже о промышленных товарах, таких как ткани, оружие, орудия труда и другое оборудование. Было подсчитано, что для закупки обратного груза была необходима сумма, равная примерно половине стоимости официального импорта слитков драгоценных металлов в Севилью, и еще 10% стоимости этого импорта шло на оплату морских перевозок и других коммерческих услуг. Корона, в свою очередь, требовала уплаты quinto real («королевской пятины»), но вместе с другими налогами фактически получала порядка 40% от стоимости импортированного драгоценного металла. Как и в случае Португалии, грандиозная Испанская империя мало способствовала развитию собственно испанской экономики и, в результате близорукой политики правительства, фактически тормозила его. В следующей главе мы перейдем к рассмотрению соответствующих вопросов, связанных с государственной политикой.
6-5216
Глава 6