Человеческий капитал в России: реалии и перспективы
Представляется целесообразным попытаться осмыслить место и роль человеческого капитала в нынешней ситуации не столько под углом зрения выхода из кризиса и обнищания масс, сколько придания ему нового импульса для последующего развития.
В разных странах измерение человеческого капитала происходит с учетом складывающихся национальных цен на рынке труда. Расчеты, произведенные российскими учеными С.Валентеем и Д.Нестеровым, дают среднедушевую величину человеческого капитала для России в 19,4 – 22,6 тыс. долларов [6, с. 11].
Что касается расчетов отечественных исследователей, то они существенно отличаются от зарубежных. В Соединенных Штатах Америки «наименее квалифицированные работники (не имеющие аттестата об окончании средней школы), в среднем обладают человеческим капиталом в размере 250 – 300 тыс. долларов, а лица с высшим образованием в 600 – 700 тыс. долларов».
В ходе проведения приватизации промышленных предприятий в России западные инвесторы и отечественные нувориши скупали их за бесценок. При этом стоимость человеческого капитала приобретаемых предприятий определялась из расчета от 100 до 500 долларов на одного работника. В то время как рыночная стоимость американских компаний обычно определяется из расчета 100 тыс. долларов на одного сотрудника. Рыночная стоимость знаменитого ЗИЛа, производившего грузовые автомобили и лимузины, на котором работали 100 тыс. человек, в процессе проведения приватизации «оценили» в 16 млн. долларов, Горьковского автомобильного завода - 27 млн. долларов, Уралмаша и Пермского машиностроительного завода соответственно 4 и 6 миллионов долларов. Уникальный человеческий капитал вместе с предприятиями отдавали за бесценок.
Принципиально важным вопросом в нынешней ситуации является эффективность использования в стране человеческого капитала. В процессе перестройки миллионы людей, лишившись своих рабочих мест и оказавшихся безработными, вынуждены были заняться не свойственным и малоквалифицированным трудом: челночным бизнесом, мелкой розничной торговлей, производством кустарных и ремесленных товаров, репетиторством и другими видами. Являясь хорошими специалистами в прошлом, трудом которых создавалось богатство страны, и, будучи не востребованными в новых социально – экономических условиях, сегодня многие из них выполняют малопродуктивную работу.
Человеческий капитал в наши дни, к сожалению, зачастую используется не продуктивно и не разумно. Разве может цивилизованная страна позволить себе, чтобы в новогодние праздники миллионы граждан в течение почти двух недель не работали, а занимались выпивками, чревоугодием и бесцельным времяпрепровождением. В 2011 году за первые десять дней января потери экономики составили 840 млрд. рублей, по сравнению с 700 млрд. рублей, что страна недосчиталась в 2010 году. И это происходит в России в тяжелейший период кризисной ситуации.
Из чего складывается человеческий капитал, как создать для него необходимые условия и как приумножить его? Основными из них являются: уровень доходов населения, состояние здравоохранения, продолжительность жизни человека, улучшение качества образования и другие сопутствующие им условия. Если не принять ряд кардинальных мер в этих направлениях, то России не избежать дальнейшего уменьшения числа трудоспособного населения и особенно квалифицированных рабочих. В этой связи необходима серьезная государственная программа для решения неотложных социальных проблем.
Нынешняя безработица является одной из серьезных болевых точек, она таит в себе серьезные социальные последствия. По официальным данным в стране более пяти миллионов безработных, все они нуждаются в помощи государства. Во избежание нежелательных последствий нужны конкретные и действенные меры. У властей есть возможности для снижения напряженности на рынке труда. Сюда относится опережающая «переподготовка работников, находящихся под риском увольнения, поощрение переезда в другую местность в целях трудоустройства». С этой целью разработана новая экономическая программа под названием «Стратегия 25х25». Суть ее – создать 25 млн. новых современных рабочих мест к 2025 году. Сама идея заслуживает внимания, но по времени ее выполнения, это слишком отдаленная мечта.
Как утверждают авторитетные и общепризнанные ученые, для выхода из нынешней кризисной ситуации нужен не только глубоко выверенный комплекс практических мер, но и развернутая методология и концепция развития страны в ближайшей и отдаленной перспективе. Правительство должно разобраться и объяснить обществу, «что мешает развитию экономики, науки, социальной сферы», что «отрицательно влияет на социальное самочувствие, физическое и нравственное здоровье граждан». Без серьезного анализа нельзя рассчитывать на успешное преодоление возникших проблем [19, с. 120].
В проведении реформ российской экономики либеральные демократы руководствовались принципами «Вашингтонского консенсуса», сформулированного в 1990 году. Основные положения которого - это приватизация, жесткая монетарная политика, либерализация торговли, открытость для иностранных инвестиций. Практика показала, что за два минувших десятилетия, проведенные и продолжающиеся ныне реформы, не только не укрепили отечественную промышленность, а разрушили ее и обострили социальные проблемы. Рыночные реформы не оправдали ожиданий. В мае 2004 года Лондонский центр международной политики опубликовал доклад «Пекинский консенсус», в котором подчеркивается, что «Вашингтонский консенсус «исходит из желания сделать счастливыми банкиров, а «Пекинский консенсус»- добиться справедливого роста в интересах простых людей». Его цель - рост производства, повышение качества жизни, стремление к инновациям и экспериментам, защита государственных интересов. По мнению ученых, китайская модель вполне может быть обнадеживающим ответом на вызовы современности. К сожалению, наших олигархов больше устраивает вашингтонский вариант. Они далеко не случайно внесли на рассмотрение Государственной думы предложение о внесении поправок в существующий Трудовой кодекс. Смысл их поправок был заключен в увеличении рабочей недели до 60 часов и расширении прав предпринимателей для увольнения рабочих. Дума отклонила эти предложения как необоснованные и неприемлемые. Однако олигархический капитал нашел поддержку у Российского союза промышленников и предпринимателей. Президент РСПП А.Шохин и его команда не согласились с решением Госдумы и подготовили собственные поправки в Трудовой кодекс. Суть их поправок сводилась к тому, чтобы сохранить внесенное ранее предложение об увеличении рабочей недели до 60 часов, но подчеркнуть при этом, что делается это «по просьбе работника».
Защита прав рабочих - это принципиально важное социально – экономическое и политическое положение. Увеличивать продолжительность рабочего дня и усиливать эксплуатацию людей наемного труда в нынешних условиях - это мера социально – безнравственная и направлена она на увеличение прибылей нуворишей. Частный бизнес компрометирует себя жаждой наживы, социальной безответственностью, пренебрежением национальных интересов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих публикаций заметил: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей».
К этому предупреждению следует отнестись со всей серьезностью. Ведь ни для кого не секрет, что экономической элите, сформированной в годы хищнической приватизации, присущи такие ценности, как стяжательство и обогащение любой ценой. Им априори не дано «сплотить и вдохновить нацию на решение острейших проблем». Располагая огромными финансовыми капиталами, они не стремятся вкладывать их в развитие отечественной промышленности, а вывозят за границу. Только за последние три года из России вывезли за рубеж:
2009 г. – 105 млрд. долларов,
2010 г.- 38,5 млрд. долларов,
2011 г. – 84,4 млрд. долларов.
К сожалению, отток капиталов все более возрастает. Следует ожидать, что в текущем году эти показатели будут перекрыты. Ведь только в январе 2012 года отток капитала составил уже от 10 до 14 млрд. долларов. Наша экономика не получает необходимой подпитки, развивается медленно, но это не тревожит наших промышленных олигархов. Да и Государственная Дума вместе с Правительством спокойно взирают на это. Все это наводит на мысль, что в данном вопросе интересы экономической и политической элиты совпадают.
Человеческий капитал в значительной мере определяется состоянием здравоохранения в стране, возможностью человека своевременно получить квалифицированную медицинскую помощь для поддержания своего здоровья и продления работоспособности. По данным Организации Объединенных Наций государство считается «стареющим», если доля жителей в возрасте 65 лет и старше превышает 7 %. В России этот показатель составляет 12,9%.
Постоянные сигналы идут о быстром старении нации как от зарубежных, так и отечественных специалистов. Общеизвестно, что за последние четверть века Япония превратилась из «стареющей» в «состарившуюся» страну. Средняя продолжительность жизни у мужчин здесь составляет 79 лет, а женщин - 85 лет. Отсюда не случайно за последние полвека численность населения в стране увеличилась с 83 до 127 миллионов человек. Сегодня Япония обходится без гастарбайтеров, их здесь менее 1,5 процентов. Японцы не только дольше всех живут, но и сохраняют свою трудоспособность. 68 процентов мужчин пенсионного возраста и 73 процента женщин в возрасте 69 – 75 лет продолжают ежедневно ездить на работу. В Европе таких работающих долгожителей насчитывается не более пяти процентов.
В итоге людям старше 65 лет, а их в стране двадцать процентов, принадлежит 40 процентов всех личных сбережений. Само же понятие «пенсионер» означает принадлежность к обеспеченной части общества.
Чтобы увеличить трудовые ресурсы в России и уменьшить нагрузку на Пенсионный фонд, Правительство поручило в свое время бывшему министру экономики Е.Ясину подписать протокол межведомственной комиссии о повышении пенсионного возраста в стране до 63 - 65 лет соответственно женщинам и мужчинам. Под этим документом стоит подпись официального представителя Российской Федерации. Премьер - министр Владимир Путин в своих предвыборных выступлениях неоднократно подчеркивал, что в ближайшее время поднимать возрастную пенсионную планку он не намерен. Его позиция импонирует многим. Однако взятые обязательства и нынешнее положение пенсионного фонда таковы, что это все же придется делать. Кстати, на Украине уже принято решение о выходе женщин на пенсию в 60 лет, как и для мужчин [19, с. 120].
Повышение возрастной планки для пенсионеров – это лишь одна сторона вопроса. Важнее другое, будет ли увеличена средняя пенсия к средней заработной плате. По сравнению с европейскими странами она у нас очень маленькая.
Средняя пенсия в Советском Союзе составляла 50% к средней заработной плате. Сегодня российский пенсионер получает всего 22% от своего прежнего заработка. Заметим, что средняя пенсия в Германии составляет 65%, в Италии и Испании более 60%, во Франции и Японии около 50%.
Говоря о качестве человеческого капитала, не меньшее беспокойство вызывает и другая тенденция - сокращение численности детей и подростков. Даже в относительно богатой и благоустроенной Москве за последние два десятилетия в 2011 году впервые рождаемость превысила смертность. В столице родилось более 121 тысячи детей.
По данным Всемирной организации здравоохранения младенческая смертность в России сейчас выше чем в Европейских странах в 4 раза, материнская смертность - в 6 раз, от болезни сердца и сосудов умирают чаще в 7 раз. Население России вымирает ускоренными темпами.
Правительство пока не решается на проведение приватизации медицинских учреждений, но в Министерстве здравоохранения и социального развития к этой «идее относятся положительно». Полагают, что частные страховые компании могут стать главным гарантом здравоохранения. Вместе с тем многочисленные специалисты и аналитики констатируют, что частные компании не собираются брать на себя ответственность и риски по охране здоровья населения. А вот «пропустить через себя денежные потоки, выделяемые на здравоохранение», они готовы. В ряде зарубежных стран государство проявляет заботу о здоровье граждан. Норвегия в 2001 году выкупила последнюю частную клинику и на всю страну объявила: наконец - то покончено с частной медициной, государство берет на себя ответственность за здоровье нации. Это курс современных прогрессивных стран. Великобритания, Сингапур, Австралия пошли по этому пути.
В реальной и повседневной жизни положение с медицинским обслуживанием не улучшается. В своей статье »Строительство справедливости. Социальная политика для России» Владимир Путин вынужден был признать, что проделанная работа пока не привела к заметному для народа улучшению качества здравоохранения. Сегодня 65% москвичей недовольны качеством работы больниц и поликлиник. Порядка 30% зданий медицинских учреждений требуют ремонта, около 40% медицинского оборудования необходимо менять. При нынешнем низком уровне государственного финансирования здравоохранения, оно не в состоянии кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию.
По рекомендации Всемирной организации здравоохранения расходы на медицину должны составлять не менее 5% внутреннего валового продукта. В передовых странах мира их доля составляет даже 8-10% ВВП. В России доля расходов на здравоохранение не велика, к тому же она постоянно уменьшается – с 2,9% в 2003 г. до 2,8% в 2004 г. и до 2,5% в 2005 году. Известные и уважаемые в стране специалисты – медики считают жизненно необходимым довести финансирование здравоохранения в Российской Федерации до 6 – 7% ВВП.
В проекте новой концепции развития здравоохранения до 2020 года предусматривается существенное увеличение государственных расходов на медицину. По мнению министерства, это позволит добиться снижения смертности и довести продолжительность жизни до 75 лет, увеличив численность населения России с нынешних 143 млн. до 145 млн. человек. Владимир Путин ставит еще более сложную задачу, считая возможным за счет решения целого ряда комплексных мер, увеличить численность населения России к 2050 году даже до 154 млн. человек.
Для сохранения нынешнего человеческого капитала и приумножения его в будущем нужна серьезная финансовая поддержка, прежде всего, со стороны государства, и эта задача вполне решаема.
Важным условием для формирования как отдельного индивидуума, так и здорового общества в целом является уровень и качество жизни, размеры душевых доходов различных слоев населения.
По официальным данным, размер прожиточного минимума у нас невелик, но даже ниже этого уровня в России проживает около 20 млн. человек. В нынешней кризисной ситуации наметилась тенденция к сползанию социальных групп населения (рабочие, служащие, работники сферы образования, здравоохранения и культуры) с верхних этажей уровня качества жизни на нижние. Четко просматривается устойчивая тенденция к дифференциации доходов разных социальных групп, возрастанию пропасти между богатыми и бедными. Материальное неравенство и социальное расслоение приобретает наследственный и потомственный характер. Властные структуры понимают это и пытаются сгладить их. На всех уровнях уже заговорили о возможности введения продуктовых карточек. Российский зерновой союз внес предложение в Министерство сельского хозяйства о введении социальной продовольственной карты для малообеспеченных. Наибольшую поддержку «карточная» идея нашла в Сибири (78%) и на Урале (76%). В марте месяце в Москве стали выдавать сертификаты малообеспеченным семьям, которые нуждаются в продовольственной помощи.
В ряде других регионах тоже оказывают помощь и поддержку малоимущим, но ведь это не решение проблемы. Сам факт резкого социального расслоения свидетельствует о порочности самой системы, о необходимости ее замены. Ныне действующие законы и проводимая правительственная политика ежечасно порождают огромное богатство на одной стороне и нищету на другой. В такой обстановке мира и согласия в обществе не было и не будет. Как можно объяснить, что в течение многих лет на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось, да и сегодня приходится более 30% общего объема денежных доходов, а на долю 10% самых бедных – меньше 2%. Прошло два десятка лет, но картина не меняется, расслоение на богатых и бедных в обществе продолжается. Все это результат и последствия либеральной политики [16, с. 198].
Разрыв между богатыми и бедными в течение десяти лет почти не меняется, он лишь возрастает. Еще недавно этот разрыв составлял 15 - кратную величину, но исследования, проведенные в рамках Российской академии наук, показывают, что этот разрыв составляет не менее 30 раз, а в Москве даже в 50 раз. Для сравнения заметим, в европейских странах этот разрыв составляет 7 – 10 раз.
За последние годы правительство предприняло ряд мер, чтобы выправить положение в социальной сфере. Существенно возросли реальные денежные доходы. В целом за 2008 год по сравнению с 2007 годом зарплата в России выросла на 21%. Однако высокая инфляция и постоянно растущие цены на продукты питания, лекарства, услуги ЖКХ, электричество, газ, топливо и т.д. свели эти усилия на нет. В 2008 году жизнь в России подорожала на 13,3%. Это рекордная инфляция за последние шесть лет. Поэтому существенно поднять качество жизни не удалось.
Целый ряд негативных материалов, публикуемых в СМИ, вызывают тревогу и беспокойство. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в свое время обнародовал тревожные цифры, чтобы обратить внимание общественности и привлечь ее к борьбе с негативными социальными явлениями. Настораживают приведенные им цифры об огромном количестве в стране бомжей, нищих, беспризорных детей, проституток. Выступая на Госсовете в Иркутске, Президент страны В. Медведев назвал еще не менее страшную цифру – 2,5 млн. наркоманов в России. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков вскоре официально увеличила эту цифру до 5 миллионов наркозависимых. Этот далеко не лучший наш человеческий капитал говорит о многом.
На сегодняшний день нет глубокого анализа того, что представляет собой российское общество. Программа выхода из финансового и социально - экономического кризиса выполнена менее чем на треть. Президент страны вынужден был признать, что «реализация антикризисной программы в России идет медленнее, чем планировалось, и медленнее, чем того требует ситуация в экономике». В такой не простой обстановке многие российские граждане испытывают стресс, находятся в ожидании самого худшего, у них отсутствует уверенность в завтрашнем дне. Рост безработицы, сокращение размеров заработной платы, трудности с выплатой взятых кредитов, наконец, валютная паника, вызванная девальвацией рубля, принудили Центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского открыть горячую линию для граждан. Специалисты зафиксировали рост числа обращений к психологам на 10%, а к психотерапевтам - на 20%. Пациенты жалуются на депрессию, неврозы и панические страхи.
Суровая реальная действительность вызывает нередко повышенную негативную реакцию в виде раздражительности и даже внутренней агрессивности. По мнению ученых – психологов «среднестатистический уровень агрессии» у россиян намного выше чем в Швеции, Испании, Америке и Японии. О неблагополучии можно судить и по преступности, по количеству убийств. В советское время на 250 миллионов населения СССР приходилось 24 – 25 тысяч убийств. В последние 15 лет их число увеличилось до 30 – 32 тысяч, причем это уже на 143 миллиона российского населения. Сложившийся образ жизни, морально-этические нормы поведения претерпели за последние 15-20 лет существенные изменения и нередко в худшую сторону.
Нынешняя политика направлена на «уход» государства из экономики. По мере ослабления государства, призванного действовать в интересах общества, увеличивается государственный аппарат и одновременно возрастает его влияние в экономической и социально - политической сферах. Однако в новых условиях аппарат больше «работает» в интересах разного рода корпораций, отдельных групп чиновников и тесно связанных с ними экономических структур. Кстати, начиная с 2008 года временные рамки разрабатываемых государственных программ и планов резко изменились. Раньше Министерства и ведомства готовили их, исходя из реальных временных рамок, скажем на 2005 – 2010 или 2010 – 2015 годы. Теперь разрабатываются планы на более длительный и бесконтрольный период. Так Правительство подготовило программу до 2020 года, Минфин обнародовал бюджетную стратегию до 2023 года, развитие железнодорожного транспорта и перевооружение армии произойдут до 2030 года. Министерство юстиции обозначило 2020 – 2030 годы, когда три четверти наших тюрем и колоний будут соответствовать стандартам Совета Европы.
Современное образование и наука определяют развитие страны на многие десятилетия вперед. Поэтому не случайно эти вопросы находятся в центре внимания. Объективно положение дел таково, что общее количество студентов в пореформенной России даже возросло по сравнению с советским периодом. Однако численность научных кадров, которые определяют качество исследований и уровень образовательного процесса в вузах сократилась в 1,5 раза. Что касается их равноценной замены молодыми учеными, то этого, к сожалению, не произошло. Сегодня государственная политика такова, что высшее образование становится все более платным и возможности поступить в вуз, особенно выпускникам сельских школ, уменьшаются из года в год.
В 1980 – ые годы среди московского студенчества 75 процентов было иногородних, а в 2003 году их осталось только 25 процентов.
Сегодня многие престижные вузы пополняются детьми состоятельных родителей, а более обеспеченная часть нашего общества отправляет своих детей на обучение за рубеж. Результаты всероссийского исследования свидетельствуют о том, что «полностью доступно платное образование для 12,7% молодежи, для 42,1% оно сопряжено с необходимостью отказывать себе во всем, а для 44,8% платное образование не доступно вовсе».
В сложное положение попали и высшие учебные заведения. Оказавшись не в простой экономической ситуации, многие государственные вузы вынуждены сокращать преподавательский состав и обслуживающий персонал, укрупнять учебные группы, увеличивать учебную нагрузку. Все это, конечно, сказывается на качестве образовательного процесса. В прессе далеко не случайно заговорили о низком уровне выпускаемых специалистов и о том, что имеет место имитация высшего образования.
Как показывает практика, многие социально-значимые вопросы, затрагивающие жизненные интересы миллионов граждан, часто не находят взаимопонимания и поддержки как в Правительстве, так и в Государственной Думе. К сожалению, наблюдается расхождение между обещаниями и реальной действительностью. Все это приводит к тому, что падает интерес граждан ко многим заявлениям и обещаниям. Социологи зафиксировали два настораживающих базовых процесса в стране: наблюдается рост равнодушия и безразличия в обществе, люди стали дистанцироваться от политики, перестали доверять законодательной и исполнительным органам власти. Тем самым так необходимый стране социальный капитал продолжает падать, а это тревожный звонок для всех ветвей государственной власти.
Заключение
В заключение проделанной работы сделаем следующие выводы.
Человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.
Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей – работников отдельной фирмы или населения региона или страны.
Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.
В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.
В-четвертых, данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.
Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории человеческого капитала.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
Выделяя в структуре человеческого капитала три основных составляющих - капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, современная наука в качестве решающего фактора развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование и, в особенности, его высокие уровни. Это связано со специфической функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который в значительной мере определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает человека методологией выбора во все возрастающем потоке информации, развивает его креативные способности.