Тема 4. Концептуальные основы внешней политики Российской Федерации. Россия в системе международных отношений
Роль и место России в современном мире. Международные организации. Основные этапы внешней политики РФ. Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ. Попытки выработки последовательного внешнеполитического курса и определения национальных интересов. Россия и страны СНГ. Образование Содружества Независимых государств. СНГ на современном этапе. Взаимные экономические отношения стран СНГ в 1990-е годы. Европейский союз и его миссия. Россия и Европейский Союз. Российско-американские отношения. Проблема взаимоотношений Россия-НАТО. Проблемы и соглашения России в области сокращения и ограничения вооружений. Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР и миротворческая деятельность РФ.
Вопросы:
1. Определите место России в меняющейся политической структуре мира.
2. В чем проявляется влияние мировых процессов на политическое развитие России?
3. В чем проявляется специфика политического процесса в России начала XXI века?
4. В чес состоят особенности российского государственной политики в современных условиях?
Тема 5. Глобальная безопасность: новые источники угрозы в современном мире
Экономика и экология: поиски равновесия. XXI век и новые угрозы для человечества. Международный терроризм в современных условиях. Вклад России в борьбу с терроризмом.
Вопросы:
1. Какие экологические опасности могут нарушить равновесие политических сил ХХ1 века?
2. Каковы причины современного терроризма, сравнить с терроризмом Х1Х века?
3. Сформулируйте вклад России в борьбе с терроризмом.
Тема 1.6. Роль России в мировом сообществе
Экономические, социальные, военные риски для России. Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХI веке
Вопросы:
1. В чем отличие государственного переворота от революции? Может ли переворот сравниться по своим последствиям с революцией?
2. Каким образом Россия вышла из экономического кризиса 2008 года?
Тема 1.7 Культурное пространство современной России
Религия и язык как явления культуры. Наука. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом
Вопросы:
1. Могут ли и как именно государства противостоять негативным аспектам мирового развития, связанным с современными технологиями?
2. К какому типу политических культур вы отнести бы Россию?
3. Какое влияние на российскую политическую культуру оказывают ценности православной, мусульманской и других культур?
4. Чем отличается политическая социализация современной молодежи от аналогичных процессов в 1970-80-х гг.?
Задания для контрольных работ
В качестве контрольной работы предлагается написание реферата. Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления (доклада) содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы, обзор соответствующих литературных и других источников. По своему назначению рефераты могут быть научными, теоретическими, обзорными.
Для студентов, обучающихся заочно, реферат — обязательный элемент самостоятельного освоения знаний по изучаемой дисциплине и отчетный документ о проделанной работе. Такой реферат является самостоятельным исследованием студента, подготовленным на основе широкого творческого использования научной литературы, документов, фактического материала, а также собственных наблюдений и практического опыта.
Рассматривая последовательность работы студентов над рефератом, можно выделить следующие этапы:
1. Выбор темы, изучение литературы по ней, сбор и обработка материала.
2. Составление плана и определение примерной структуры реферата.
3. Написание основного текста и формулировка выводов.
4. Окончательное оформление реферата.
Выбор темы во многом определяет характер и направление всей работы над рефератом. В выборе темы реферата определяющим является подготовленность студента, его личный интерес в изучении учебных дисциплин.
Структура реферата
Студентам может быть предложена следующая структура реферата:
— титульный лист;
— план;
— введение;
— основная часть, состоящая из 2—3 вопросов;
—заключение;
— ссылки затекстовые (вынесенные в конец реферата);
— список использованной литературы;
— приложения.
Для студентов заочной формы обучения защита реферата предполагается как практический вопрос при сдаче зачетов и экзаменов.
При оценке реферата учитывается ряд критериев:
— насколько логически разработан план к теме реферата и как он реализован;
— каков научный уровень реферата, его литературные источники;
— смог ли автор выделить аспект учебной дисциплины;
— проявил ли автор самостоятельность в изложении реферата;
— соблюдены ли правила оформления реферата, стилистическая и языковая культура и др.
Темы рефератов
1. Роль техники в развитии культуры.
2. Влияние экономики на развитие культуры.
3. Основные концепции свободы человека в современной гуманитарном знании.
4. Понятие прогресс общества в современных концепциях мироустройства.
5. Проблема изменения человека как социального и природного существа в современным гуманитарном знании.
6. Проблема соотношения понятий географическая среда и природа
7. Римский клуб: исследования и перспективы.
8. Понятие кризис в экономике и политике, возможные выходы из современных кризисов.
9. Основные характеристики современной технической цивилизации.
10. Отличие экогуманизма от гуманизма, антропоцентризма от биоцентризма.
11. Перспективы дальнейшего развития цивилизации с учетом многообразия культур.
Практическое занятие
Проблемы противопоставления Востока и Запада как двух цивилизационных систем.
Цель: усвоить соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского, как сформировались восточная и западная цивилизации.
Для выполнения работы необходимо использовать периодическую литературу, сайты Интернет.
Написать письменную работу на тему «Истоки проблемы противопоставления Востока и Запада как двух цивилизационных систем» по следующему плану:
- определить понятия «культура» и «цивилизация» по философскому словарю;
- проанализировать данные понятия в произведениях О.Шпенглера, А. Тойнби, В.Данилевского;
- проанализировать основные центры цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского;
- сформулировать, как сформировались особенности восточной и западной цивилизации.
Литература:
1. Канке В.А.Философия. Учебник.-М.: «Логос»,2006
2. Панарин А.С. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество»?// Философские науки, 1991. №8.
3. Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций.// ВФ, 2003, №6.
4. Словарь: Современная западная социология. Статьи «Индустриальное общество», «Постиндустриальное общество». – М., 1990.
5. Фукуяма Ф. Конец истории?// ВФ, 1990, №3.
Вопросы к дифференцированному зачету
1. Вестфальская мирная система.
2. Современные концепции мироустройства.
3. Понятие «холодная война», причины и последствия.
4. Понятие глобализация, виды и после6дствия.
5. Развитие и проблема мировой экономики.
6. Особенности российской экономической системы.
7. Россия в системе международных отношений.
8. Международные общественные и политические организации (ООН, НАТО и др.)
9. Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР.
10. Международный терроризм в современных условиях.
11. Вклад России в борьбу с терроризмом.
12. Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХI веке.
13. Религия и язык как явления культуры.
14. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие.
15. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом
16. Распад биполярной системы и его итоги.